Вопрос от читательницы Клерк.Ру Светланы (г. Иркутск)
Подскажите пожалуйста: в случае погашения учредителем задолженности по взносам в уставный капитал неамортизируемым имуществом стоимостью 10 000 рублей, в какой момент МПЗ нужно отнести к расходам: сразу и отразить это в декларации по налогу на прибыль в расходах? Или можно учитывать на 10 счете и в данном случае подать "нулевую" декларацию по налогу на прибыль? Деятельность организация пока не ведет.
Прежде чем говорить о дате признания расходов нужно понять, возникнут ли такие расходы в принципе? К сожалению, из вопроса не ясно, кем является учредитель (юридическим или физическим лицом). Рискну предположить, что вклад в УК получен от физического лица.
Имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав) (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).
При внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода), но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком (абз. 6 п. 1 ст. 277 НК РФ).
Как видим, стоимость имущества, полученного от рассматриваемой категории учредителей, - это документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа).
Однако для налогового учета этого недостаточно. Ведь ст. 277 НК РФ содержит ограничение: максимальная величина, по которой вы можете учесть полученное имущество, не должна превышать его рыночную цену.
Поэтому стоимость имущества вам необходимо сравнить с его рыночной оценкой, которая подтверждается независимым оценщиком.
В случае отсутствия таких документов хозяйственному обществу - получателю имущественного вклада следует оприходовать вносимое в уставный капитал имущество по стоимости, равной нулю.
Предположим, что все документы у вас есть, и стоимость внесенного имущества определена в размере 10 тыс. рублей.
В целях исчисления налога на прибыль амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, как было сказано выше, принимается по стоимости (остаточной стоимости).
Исходя из буквального прочтения приведенных норм, по имуществу, полученному в виде взноса в уставный капитал, первоначальная стоимость не формируется.
Учитывая изложенное, при передаче в уставный капитал имущества, в налоговом учете получающей стороны оно должно учитываться в качестве амортизируемого имущества, если срок его полезного использования более 12 мес. (вне зависимости от стоимости данного имущества).
В связи с этим также возникает вопрос о порядке определения срока полезного использования имущества, принятого от учредителя.
Пунктом 7 ст. 258 НК РФ установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 в соответствии с гл. 25 Кодекса, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Из Письма Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172 следует, что если организация принимает объекты основных средств, бывшие в употреблении у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, то она вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного имущества.
В случае принятия на учет объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 Кодекса, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации имущества в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса. Получается, что организации следует руководствоваться общей номой п. 1 ст. 258 Н РФ и определять срок полезного использования на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
К примеру, если Вы получили от учредителя (не ИП) компьютер, то в налоговом учете он должен быть отнесен ко второй амортизационной группе (п. 3 ст. 258 Кодекса) - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно, код 14 3020000 "Техника электронно-вычислительная".
Если учредитель (только ИП!) сможет документального подтвердить срок эксплуатации компьютера, то предусмотренный для него Классификацией СПИ вы вправе уменьшить на этот срок. В результате может получиться, что СПИ компьютера не превысит 12 месяцев. В этом случае полученное в качестве вклада в УК имущество амортизируемым признаваться не будет и его стоимость можно единовременно учесть как материальные расходы согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Комментарии
20Не может не быть вообще в учете у организации первоначальной стоимости имущества. Это абсурд. Даже если она приобрела ОС, бывшие в употреблении. Вы как собираетесь рассчитывать амортизацию в налоговом учете, если линейная амортизация от первоначальной стоимости рассчитывается?
Поэтому первоначальная стоимость имущества будет 10000 и оно будет неамортизируемым в налоговом учете.
Я уже не говорю про то, что документального подтверждения расходов нет в данном случае. Заявленная стоимость имущества в УК не является документальным подтверждением для налогового учета.
В целях настоящей главы амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 9 ст. 258 НК РФ).
При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав) (ст. 227 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что ранее эксплуатируемое имущество, при его передаче в УК, принимается к налоговому учету не по первоначальной, а по остаточной стоимости.
Заголовок к моей консультации не совсем корректен. В самом начале я сказала о том, что расходы нужно подтвердить документально, иначе стоимость внесенного в УК имущества будет равна нулю и, соответственно, такое имущество не будет подлежать амортизации.
Если автор вопроса действительно имела в виду материалы, а не «малоценные» ОС (в чем я очень сомневаюсь), то естественно об амортизации не может идти речи. Если есть подтверждающие расходы документы и данные независимого оценщика (если материалы получены от физического лица), то оно принимается к налоговому учету и списывается на расходы в обычном порядке, то есть на дату передачи в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Не может не быть в учете у организации первоначальной стоимости ОС. Просто та остаточная, по которой было передано имущество от старого владельца и есть первоначальная стоимость для нового владельца. Иначе ситуация просто абсурдна получается.