Пока Президент РФ в ежегодном послании к Федеральному собранию не высказал свою точку зрения на положение с российскими налогами, чиновники придерживаются разных позиций. Так, правительство решило форсировать сбор платежей. При этом министр финансов Алексей Кудрин высказал опасение, что это может привести к налоговым репрессиям. Расходятся даже мнения о том, закончена или нет налоговая реформа. В общем, на душе у российского налогоплательщика неспокойно. Поэтому мы обратились к Татьяна Юрьевна ПОПОВОЙ, члену Совета Федерации Федерального собрания России.
- Почему разговор об увеличении налогового пресса зашел сейчас, когда внешнеэкономическая ситуация исключительно благоприятна и никаких проблем с наполнением бюджета не ожидается?
- Хочу подчеркнуть, что речь идет не об увеличении нагрузки, а о совершенствовании администрирования налогов. Всем нам известно о многочисленных случаях занижения таможенной стоимости, контрабанды при ввозе товаров на территорию нашей страны... Устранение прямых нарушений действующего законодательства РФ - это способ пополнить государственные доходы, не прибегая к увеличению налогового бремени. В целом можно говорить о новом этапе в деятельности законодателей - совершенствовании налогового администрирования.
- То есть власти готовы вплотную заняться сбором денег. Значит, на ваш взгляд, налоговая реформа завершена?
- Действительно, реформа подходит к концу, во всяком случае, почти все главы Налогового кодекса в сборе. В 2004 году мы приняли три новые главы: "Водный налог", "Земельный налог", "Государственная пошлина". Теперь остались только главы о налоге на наследование и дарение, а также о налоге на имущество физических лиц. На первый взгляд, после того, как эти главы вступят в силу, можно считать налоговую реформу в России окончательно завершенной. Однако это не совсем так. Нам еще предстоит довольно большая работа по последующей корректировке принятых глав. Ведь налоги - это инструмент государственной политики. А любой инструмент требует точной настройки.
- И что же планируется "настраивать" в ближайшем будущем?
- Вот глава 21 кодекса "Налог на добавленную стоимость". Действует она уже давно, неоднократно в нее вносились изменения. Однако проблемы остаются до сих пор. С точки зрения налогоплательщика, нужно отменить уплату НДС с авансов, урегулировать возмещение НДС при капитальном строительстве. Перед государством же остро стоит иная проблема: суммы вычетов НДС значительно выше величины начисленного налога. Помимо этого с каждым годом стремительно растет сумма предоставляемых льгот. Судите сами. Согласно оценке Минфина, в 2003 году стоимость льгот по НДС составила 105 800 000 рублей. А в 2005 году из-за льготированных сделок государство недополучит уже 559 000 000 рублей. Так что не случайно тема налога на добавленную стоимость столь бурно обсуждается на заседаниях Госдумы, его сбор срочно нужно урегулировать!
- Администрирование сбора налогов подчас приводит к курьезным перекосам. Например, ИФНС сплошь и рядом предъявляют совсем незначительные претензии, рекорд - иск о взыскании 7 рублей 62 копеек. Между тем за рассмотрение дела следует уплатить 500 рублей госпошлины плюс каждое заседание обходится где-то в 2400 рублей. Но инспекции обязаны судиться согласно налоговому законодательству...
- Эти перекосы и подготовили почву для предложений по бесспорному порядку взыскания пеней и штрафов. Такой законопроект разработан как раз в рамках совершенствования налогового администрирования. Скоро он будет внесен на обсуждение в Государственную думу. Вместе с тем есть опасения, что подобный закон приведет к отмене одного из достижений налоговой реформы - принципа презумпции невиновности налогоплательщика.
- Кстати, в этом году в ФНС поступило почти 300 сообщений от "доброжелателей" о том, что кто-то уклоняется от уплаты налогов. Конечно, это небольшая помощь инспекторам, но все равно мы приближаемся к западным нормам борьбы с неплательщиками. Какие еще способы контроля планируется применять?
- Необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету, скажем, уплаты налога на доходы физических лиц.
Сейчас НДФЛ является основным источником доходов для бюджетов муниципальных образований. Иногда он составляет до 76 процентов налоговых поступлений. Вместе с тем система учета плательщиков отсутствует. Невозможно оценить, в каком объеме и со скольких жителей в городе удерживается этот налог. Основная причина заключается в том, что налог перечисляется не по месту жительства гражданина, а по месту регистрации налогового агента, его работодателя. Поэтому объем поступлений НДФЛ в бюджет муниципалитета определяется количеством зарегистрированных предприятий, численностью сотрудников и уровнем их заработной платы. В результате инспекциям трудно установить взаимосвязь между тем, как человек платит налог и сколько благ получает от города. Но уже есть законодательные предложения изменить систему уплаты НДФЛ, увязав ее с местом жительства гражданина.
- Разумеется, все зависит от послания президента к Федеральному собранию. Но ведь Владимир Путин уже заявлял о том, что налоги, и в частности НДС, должны снижаться. По-вашему, какая ставка налога на добавленную стоимость более реалистична - 13 или 16 процентов?
- Я бы исходила из 14-15 процентов с одновременной отменой льгот и пониженных ставок. Думаю, что это будет предметом горячих дискуссий в парламенте. Вообще же хотелось бы пояснить, что сегодня гораздо важнее не снижать ставки, а работать над текстом налоговых норм. Выступая на заседании правительства, министр финансов Алексей Кудрин говорил как раз об этом: самое главное, чтобы положения законодательства трактовались однозначно, это придаст стабильности и прозрачности нашей налоговой системе. Согласитесь, лучше сегодня быть уверенным в том, что завтра вас не заставят доплатить налоги, чем рисковать и ратовать за снижение ставок.
Беседовал
Айдар КОЖАХМЕТОВ.
Начать дискуссию