Первичные документы

Поставка без "первички"

Получив от поставщика по договору товары без сопроводительных документов, организация не может принять к вычету НДС и учесть их стоимость в составе расходов при налогообложении прибыли. Такую позицию в озвучили специалисты управления косвенных налогов и управления налогообложения прибыли ФНС России. Но так ли это? Иногда у организации есть возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость "неотфактурованных" ценностей.

Получив от поставщика по договору товары без сопроводительных документов, организация не может принять к вычету НДС и учесть их стоимость в составе расходов при налогообложении прибыли. Такую позицию в разговоре с корреспондентом "УНП" озвучили специалисты управления косвенных налогов и управления налогообложения прибыли ФНС России. Но так ли это? Иногда у организации есть возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость "неотфактурованных" ценностей.

Е.К. Петрова, консультант ЗАО "Консалтинговая группа "ЗЕРКАЛО"

Проблема вычета и расхода

Что касается НДС, то логика налоговиков вполне понятна. Принять сумму НДС к вычету организация может при соблюдении трех условий: оплаты, оприходования поступивших ценностей и наличия счета-фактуры. Поэтому если подтверждающие документы отсутствуют, то вычет налога невозможен.

При расчете налога на прибыль, как отмечают чиновники ФНС, фирма также должна учитывать требования Налогового кодекса о необходимости документального подтверждения расходов. Затраты будут признаны в налоговом учете только когда они оформлены соответствующими первичными документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). В случае неотфактурованной поставки, когда расчетные документы поставщика еще не получены, стоимость материалов и товаров организация не может учесть при определении налогооблагаемой базы. И учесть материальные ценности в составе расходов фирма сможет только в том периоде, когда документы будут получены.

Поэтому, если в бухгалтерском учете ценности отражены в составе товаров или материалов, а в налоговом их учесть без соответствующих документов нельзя, фирма при расчете налога на прибыль должна использовать положения ПБУ 18/02.

Однако, на наш взгляд, компания не может включить полученные ценности в расходы только в том случае, если в договоре с поставщиком не указана их стоимость. Если же стоимость определена договором поставки, это и будет основанием составления акта о приемке ценностей и их учета при определении базы по налогу на прибыль.

Рассмотрим, как определить неотфактурованную поставку и оприходовать полученные ценности.

Терминология учета

Термин "неотфактурованная поставка" в бухгалтерских документах "высокого ранга" не упоминается. Вскользь о возможности возникновения подобных ситуаций сказано в Инструкции по применению Плана счетов (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н). В более позднем документе, Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (приказ Минфина России от 28.12.01 № 119н), финансовое ведомство разъяснило термин "неотфактурованные поставки", отведя проблеме отдельную главу. И поскольку иных документов, регламентирующих данные вопросы, не утверждено, будем учитывать определения этих документов.

Неотфактурованными считаются материальные запасы, поступившие в организацию без расчетных документов - счета, платежного требования, платежного требования-поручения или других документов, принятых для расчетов с поставщиком. Так их определяет пункт 36 Методических указаний. Поэтому если материальные ценности фактически поступили, договор с поставщиком заключен, право собственности на материально-производственные запасы перешло к фирме, но отсутствуют расчетные документы на поставленный груз, то данную поставку следует квалифицировать как неотфактурованную.

Фирма в любом случае должна учесть поступившие материальные ценности. Ведь определяющим моментом для учета ценностей на соответствующих счетах является право собственности на имущество. Статья 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что собственное имущество фирма учитывает обособленно от находящегося у нее имущества других юридических лиц. Поэтому имущество, признаваемое ее собственностью, она отражает на балансовых счетах, а не принадлежащее, но в силу различных причин находящееся в организации - за балансом.

Согласно нормам статьи 223 Гражданского кодекса, переход права собственности происходит в момент передачи вещи по договору. Передачей признают вручение вещи приобретателю, а также ее сдача транспортной организации для отправки покупателю или в организацию связи для пересылки (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Однако стороны договора могут установить иной, отличный от общепринятого момент перехода права собственности.

Поскольку речь идет о договорных отношениях, необходимо затронуть вопрос обязательного наличия самого договора при совершении сделок между организациями. Заметим, что юридические лица оформляют сделки между собой договором в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Исключение составляют сделки, которые по закону должны быть заключены в нотариальной форме, а также те, которые могут быть совершены устно (ст. 159 ГК РФ).

Однако письменной формой договора будет и обмен документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи. Поэтому лишь в случае, когда нет ясности с появлением ценностей, организация принимает их на ответственное хранение и учитывает на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

И последний акцент: прежде чем оформить поступление груза первичными учетными документами и произвести его оценку, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности в составе дебиторской задолженности, возможно, как оплаченные, но находящиеся в пути.

Оприходуем

Для учета полученных ценностей предусмотрены формы документов, которые содержит Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Поступление товаров и тары без сопроводительных документов организация отражает соответственно в Акте о приемке товара (форма № ТОРГ-4) и Акте об оприходовании тары (форма № ТОРГ-5) (утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). Приходуя материалы, фирма заполняет Акт о приемке материалов по форме № М-7, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Поэтому в зависимости от назначения неотфактурованные ценности организация принимает к учету по соответствующим счетам (10 "Материалы", 41 "Товары"). Правомерность оценки поставки как неотфактурованной фирма может отразить в акте при принятии товаров и материалов к учету. Для приемки ценностей руководитель организации создает комиссию с привлечением материально-ответственного лица.

Фирмы, которые для учета материально-производственных запасов используют счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", отражают их поступление по учетным ценам. В случае если расчетные документы от поставщика не поступили в текущем месяце, организация может отразить в учете задолженность перед поставщиком, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных договором. Если фирма формирует себестоимость материально-производственных запасов, исходя из их фактической себестоимости, то она принимает к учету ценности по рыночным ценам.

Основанием для отражения в учете материальных ценностей, полученных по неотфактурованной поставке, является первый экземпляр акта.

Признав, что поставка является неотфактурованной, фирма должна принять меры для получения у поставщика расчетных документов (п. 38 Методических указаний). И первый шаг - направить в адрес поставщика второй экземпляр акта о приемке. Когда фирма получит все необходимые документы, она должна скорректировать учетную стоимость материальных запасов и расчетов с поставщиками.

Как корректировать стоимость

В случае поступления расчетных документов поставщика в текущем году корректируется учетная цена по неотфактурованным поставкам. При этом организация сторнирует все записи по такой поставке, а на стоимость ценностей, указанных в полученных документах, производит новые с одновременным пересчетом задолженности перед поставщиком (п. 40 Методических указаний).

В ситуации, когда расчетные документы по фактически полученным в отчетном году ценностям поступают в организацию уже в тот момент, когда годовая бухгалтерская отчетность сдана, необходимо произвести лишь уточнение расчетов с поставщиками без корректировки учетной стоимости. Здесь величину, образовавшуюся в результате пересчета кредиторской задолженности, организация отражает на счетах учета финансовых результатов как внереализационный доход или расход (п. 41 Методических указаний).

Начать дискуссию

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Интересные материалы

Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру