В сфере контроля за производством, оборотом и использованием этилового спирта утвержден ряд нормативных актов. Например, определен новый порядок заполнения деклараций…
Установите средства измерения на оборудование
Законодательством определено, что основное техоборудование предприятий, которые занимаются производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно оснащаться автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции. А также средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Порядок оснащения оборудования средствами измерения
Приказом Росалкогольрегулирования от 2 июля 2010 г. № 46н определены правила для установки на техоборудование средств измерения (нормативный акт зарегистрирован Минюстом 23 августа). Согласно принятому документу оборудование должно оснащаться ими в местах, где обеспечены:
- возможность и достоверность измерения и учета требуемых показателей;
- возможность прекращения подачи этилового спирта и продукции в случае остановки средства измерения;
- переключение на резервное средство измерения в случае непрерывной подачи продукции от оборудования.
Места размещения таких приборов должны быть указаны в специальной схеме оснащения основного технологического оборудования средствами измерения (они зависят от вида производимой продукции). Там необходимо отразить: виды основного технологического оборудования, коммуникации, места отбора этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, марки, серийные номера и описания мест установки средств измерения и др.
Средства измерения после установки на оборудование пломбируют (опечатывают) в присутствии представителя организации. Это делает должностное лицо территориального органа Росалкогольрегулирования. Непосредственно на схеме оснащения (ее составляют в 2 экземплярах) указывают оттиски пломб и (или) номера печатей (голографических наклеек), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.
Один экземпляр схемы должен храниться в территориальном органе Росалкогольрегулирования, другой - в организации. Оба экземпляра подписывает руководитель предприятия.
Итак, средства измерения фиксируют информацию и передают ее в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Сведения, которые передают приборы, также четко определены (приказ Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 44н).
- возможность и достоверность измерения и учета требуемых показателей;
- возможность прекращения подачи этилового спирта и продукции в случае остановки средства измерения;
- переключение на резервное средство измерения в случае непрерывной подачи продукции от оборудования.
Места размещения таких приборов должны быть указаны в специальной схеме оснащения основного технологического оборудования средствами измерения (они зависят от вида производимой продукции). Там необходимо отразить: виды основного технологического оборудования, коммуникации, места отбора этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, марки, серийные номера и описания мест установки средств измерения и др.
Средства измерения после установки на оборудование пломбируют (опечатывают) в присутствии представителя организации. Это делает должностное лицо территориального органа Росалкогольрегулирования. Непосредственно на схеме оснащения (ее составляют в 2 экземплярах) указывают оттиски пломб и (или) номера печатей (голографических наклеек), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.
Один экземпляр схемы должен храниться в территориальном органе Росалкогольрегулирования, другой - в организации. Оба экземпляра подписывает руководитель предприятия.
Итак, средства измерения фиксируют информацию и передают ее в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Сведения, которые передают приборы, также четко определены (приказ Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 44н).
Перечень передаваемой информации
Фиксируемая техническими средствами измерения и передаваемая в ЕГАИС информация включает такие показатели, как:
- наименование и серийный номер средства измерения;
- дата и время оснащения основного технологического оборудования средствами измерения;
- код вида продукции;
- режим работы средств измерения;
- объем готовой продукции;
- объем безводного спирта в продукции нарастающим итогом с момента оснащения оборудования этими приборами;
- количество разлитой в потребительскую тару готовой продукции нарастающим итогом с момента оснащения приборами;
- усредненная концентрация безводного спирта в готовой продукции;
- температура алкогольной продукции;
- дата и время остановки (возобновления) работы технических средств измерения.
Данные, зафиксированные соответствующими средствами измерения и переданные в Единую государственную автоматизированную систему, могут получить предприятия-производители.
Для этого следует направить запрос в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (это определено приказом Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 43н).
- наименование и серийный номер средства измерения;
- дата и время оснащения основного технологического оборудования средствами измерения;
- код вида продукции;
- режим работы средств измерения;
- объем готовой продукции;
- объем безводного спирта в продукции нарастающим итогом с момента оснащения оборудования этими приборами;
- количество разлитой в потребительскую тару готовой продукции нарастающим итогом с момента оснащения приборами;
- усредненная концентрация безводного спирта в готовой продукции;
- температура алкогольной продукции;
- дата и время остановки (возобновления) работы технических средств измерения.
Данные, зафиксированные соответствующими средствами измерения и переданные в Единую государственную автоматизированную систему, могут получить предприятия-производители.
Для этого следует направить запрос в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (это определено приказом Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 43н).
Заполняйте декларации по новым правилам
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», предприятия обязаны:
- декларировать объем производства и оборота этилового спирта. В случае если они производят, закупают и поставляют этиловый спирт или алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а также спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции;
- декларировать объем использования этилового спирта. При закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Формы и порядок представления указанных деклараций, а также их формы утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
А вот порядок заполнения деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 15 марта 2010 г. № 24н (нормативный акт зарегистрирован в Мин- юсте 23 августа 2010 года, вступил в силу 12 сентября). Он пришел на смену Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 17 марта 2006 г. № 43н. › |
Нововведения были необходимы. Так как контролировать представление данной отчетности поручено Росалкогольрегулированию (Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка), именно оно принимает теперь соответствующие документы от предприятий. Ранее декларации представлялись в налоговую инспекцию.
И хотя в основном новый порядок повторяет правила заполнения деклараций, разработанных ранее Минфином России, отличия все-таки есть.
Так, теперь четко сказано, что в случае выявления в текущем отчетном периоде ошибок (искажений, неточностей), допущенных за предыдущие отчетные периоды, необходимо представить уточненную декларацию (до наступления следующего отчетного периода). Там указывают соответствующие изменения и дополнения. К «уточненке» прикладывают объяснения, почему делалась корректировка (п. 1.4 Порядка).
Также определен порядок заполнения графы «Отчетный период» в титульном листе декларации в случае представления организацией декларации после во- зобновления действия лицензии (п. 2.1 Порядка).
Объем этилового спирта и алкогольной продукции, возвращенных покупателями, теперь указывают в декларациях отдельной строкой. Аналогичная ситуация и с данными об объеме возврата этилового спирта поставщику - их также записывают в отдельной строке.
Отмечено, что сведения о потерях этилового спирта отражают в декларациях в пределах естественной убыли при производстве, перекачивании, транспортировке и хранении. Нормы потерь утверждаются приказом руководителя организации. Если потери превышают нормы, составляют объяснения. Заверяется документ подписью руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.
- декларировать объем производства и оборота этилового спирта. В случае если они производят, закупают и поставляют этиловый спирт или алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а также спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции;
- декларировать объем использования этилового спирта. При закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Формы и порядок представления указанных деклараций, а также их формы утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
А вот порядок заполнения деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 15 марта 2010 г. № 24н (нормативный акт зарегистрирован в Мин- юсте 23 августа 2010 года, вступил в силу 12 сентября). Он пришел на смену Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 17 марта 2006 г. № 43н. › |
Нововведения были необходимы. Так как контролировать представление данной отчетности поручено Росалкогольрегулированию (Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка), именно оно принимает теперь соответствующие документы от предприятий. Ранее декларации представлялись в налоговую инспекцию.
И хотя в основном новый порядок повторяет правила заполнения деклараций, разработанных ранее Минфином России, отличия все-таки есть.
Так, теперь четко сказано, что в случае выявления в текущем отчетном периоде ошибок (искажений, неточностей), допущенных за предыдущие отчетные периоды, необходимо представить уточненную декларацию (до наступления следующего отчетного периода). Там указывают соответствующие изменения и дополнения. К «уточненке» прикладывают объяснения, почему делалась корректировка (п. 1.4 Порядка).
Также определен порядок заполнения графы «Отчетный период» в титульном листе декларации в случае представления организацией декларации после во- зобновления действия лицензии (п. 2.1 Порядка).
Объем этилового спирта и алкогольной продукции, возвращенных покупателями, теперь указывают в декларациях отдельной строкой. Аналогичная ситуация и с данными об объеме возврата этилового спирта поставщику - их также записывают в отдельной строке.
Отмечено, что сведения о потерях этилового спирта отражают в декларациях в пределах естественной убыли при производстве, перекачивании, транспортировке и хранении. Нормы потерь утверждаются приказом руководителя организации. Если потери превышают нормы, составляют объяснения. Заверяется документ подписью руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.
Организуйте учет федеральных специальных марок
Предприятия, которые заняты производством алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, имеют в наличии федеральные специальные марки. Порядок их приобретения, хранения и учета определен приказами Росалкогольрегулирования (кстати, они также зарегистрированы в Минюсте 23 августа и вступили в силу 12 сентября).
Порядок хранения федеральных специальных марок
В частности, приказом Росалкогольрегулирования от 30 апреля 2010 г. № 31н определено следующее. Марки должны храниться в специально подготовленном и оборудованном помещении. Причем оно должно быть изолировано от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами. Иметь прочные перекрытия пола и потолка (бетонные), стальные решетки на окнах, закрываться на внешнюю и внутреннюю двери, иметь охранно-пожарную сигнализацию и первичные средства пожаротушения.
Ключи от такого помещения следует сдавать под охрану и расписку в специальном журнале (там указываются дата и время передачи).
Ключи от такого помещения следует сдавать под охрану и расписку в специальном журнале (там указываются дата и время передачи).
Порядок приобретения, учета и уничтожения марок
Порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям марок организациями, производящими алкогольную продукцию на территории РФ, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 24 июня 2010 г. № 42н.
Приобретение марок. Федеральные специальные марки приобретаются организацией в межрегиональных управлениях Росалкогольрегулирования по федеральным округам (далее - территориальный орган).
Для того чтобы получить такие марки, следует:
- перечислить предоплату за них на счет территориального органа Федерального казначейства. Он в свою очередь в течение 5 рабочих дней переводит средства на расчетный счет ФГУП «Гознак»;
- подать в Росалкогольрегулирование необходимые документы.
При получении марок от ФГУП «Гознак» территориальный орган уведомляет организацию об этом.
Принимая марки, следует проверить их количество, соответствие реквизитов, а также убедиться, что выданы именно те виды марок, которые были запрошены, и т. д. При выявлении расхождений спецмарки принимать не следует. О несоответствии сообщают уполномоченному лицу территориального органа. Проводится проверка, по результатам которой составляется акт (причем в трех экземплярах). Первый экземпляр акта остается в территориальном органе, второй экземпляр направляется изготовителю, а третий - организации. За изготовление недостающих марок предприятие не должно платить дополнительные суммы. Однако предприятие и вовсе может отказаться от дополнительного поступления, тогда ему вернут средства (за вычетом расходов на доставку).
Порядок учета марок. Учет и хранение марок на предприятии производит соответствующее материально ответственное лицо. За ним документально закрепляют соответствующие права (на получение (прием), хранение, учет и выдачу марок для нанесения их на алкогольную продукцию).
Он заполняет:
- журнал учета поступивших в организацию федеральных специальных марок;
- журнал учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию;
- журнал учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок.
Формы этих документов приведены в приложениях к приказу № 42н.
Поврежденные организацией марки уничтожают в присутствии должностного лица территориального органа или Росалкогольрегулирования и представителя предприятия. Утилизируют их на основании акта, составляемого в двух экземплярах и подписываемого должностным лицом ведомства, а также материально ответственным лицом организации. Первый экземпляр остается в территориальном органе вместе с отчетом об использовании ранее выданных федеральных специальных марок, второй - передается представителю предприятия.
Приобретение марок. Федеральные специальные марки приобретаются организацией в межрегиональных управлениях Росалкогольрегулирования по федеральным округам (далее - территориальный орган).
Для того чтобы получить такие марки, следует:
- перечислить предоплату за них на счет территориального органа Федерального казначейства. Он в свою очередь в течение 5 рабочих дней переводит средства на расчетный счет ФГУП «Гознак»;
- подать в Росалкогольрегулирование необходимые документы.
При получении марок от ФГУП «Гознак» территориальный орган уведомляет организацию об этом.
Принимая марки, следует проверить их количество, соответствие реквизитов, а также убедиться, что выданы именно те виды марок, которые были запрошены, и т. д. При выявлении расхождений спецмарки принимать не следует. О несоответствии сообщают уполномоченному лицу территориального органа. Проводится проверка, по результатам которой составляется акт (причем в трех экземплярах). Первый экземпляр акта остается в территориальном органе, второй экземпляр направляется изготовителю, а третий - организации. За изготовление недостающих марок предприятие не должно платить дополнительные суммы. Однако предприятие и вовсе может отказаться от дополнительного поступления, тогда ему вернут средства (за вычетом расходов на доставку).
Порядок учета марок. Учет и хранение марок на предприятии производит соответствующее материально ответственное лицо. За ним документально закрепляют соответствующие права (на получение (прием), хранение, учет и выдачу марок для нанесения их на алкогольную продукцию).
Он заполняет:
- журнал учета поступивших в организацию федеральных специальных марок;
- журнал учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию;
- журнал учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок.
Формы этих документов приведены в приложениях к приказу № 42н.
Поврежденные организацией марки уничтожают в присутствии должностного лица территориального органа или Росалкогольрегулирования и представителя предприятия. Утилизируют их на основании акта, составляемого в двух экземплярах и подписываемого должностным лицом ведомства, а также материально ответственным лицом организации. Первый экземпляр остается в территориальном органе вместе с отчетом об использовании ранее выданных федеральных специальных марок, второй - передается представителю предприятия.
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №11, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию