Если автономное образовательное учреждение решило перейти на «упрощенку», то в инспекцию необходимо подать заявление. Успеть надо до 30 ноября. Есть и другие вопросы, с которыми столкнется образовательная организация, решившая перейти на спецрежим.
На «упрощенку» переходят в добровольном порядке. При этом организация, желающая уплачивать налоги по этой системе, должна отвечать определенным критериям. Например, не могут применять «упрощенку» те, кто занимается видами деятельности, которые перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Однако образовательные услуги и услуги по содержанию и воспитанию детей в этом списке не поименованы. Но есть другие ограничения, которые могут стать препятствием для перехода на спецрежим для образовательной организации.
Однако образовательные услуги и услуги по содержанию и воспитанию детей в этом списке не поименованы. Но есть другие ограничения, которые могут стать препятствием для перехода на спецрежим для образовательной организации.
Это первое ограничение, с которым может столкнуться автономное учреждение. Однако, если у образовательной организации есть обычные обособленные подразделения и они не имеют статуса филиала или представительства и не указаны в учредительных документах, это не является препятствием для перехода на «упрощенку». Это подтвердили и финансисты в письмах от 21 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/148, от 9 июля 2010 г. № 03-11-06/3/99.
Следующее ограничение - это размер доходов по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на «упрощенку».
В 2010 году он не должен превышать 45 млн руб.
Таким образом, для возможности применять упрощенный режим с 1 января 2011 года доходы учреждения по итогам девяти месяцев этого года должны составлять не более 45 млн руб. Размер доходов следует определять по правилам, установленным для расчета налога на прибыль.
В 2010 году он не должен превышать 45 млн руб.
Таким образом, для возможности применять упрощенный режим с 1 января 2011 года доходы учреждения по итогам девяти месяцев этого года должны составлять не более 45 млн руб. Размер доходов следует определять по правилам, установленным для расчета налога на прибыль.
Кроме того, средняя численность работников учреждения за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.
Средняя численность определяется по правилам, утвержденным приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. № 278.
Кстати, обратите внимание, даже если в заявлении о переходе на «упрощенку» средняя численность за девять месяцев текущего года превышает установленный показатель, это не будет препятствием для применения спецрежима. Но при условии, что организация приведет численность работников к началу применения «упрощенки» (то есть к 1 января) к требуемой величине 100 человек (письма Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248, от 1 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/254).
Средняя численность определяется по правилам, утвержденным приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. № 278.
Кстати, обратите внимание, даже если в заявлении о переходе на «упрощенку» средняя численность за девять месяцев текущего года превышает установленный показатель, это не будет препятствием для применения спецрежима. Но при условии, что организация приведет численность работников к началу применения «упрощенки» (то есть к 1 января) к требуемой величине 100 человек (письма Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248, от 1 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/254).
Не вправе применять упрощенный режим организации, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества) которых превышает 100 млн руб.
Однако, если учреждение получило имущество в оперативное управление и стоимость его превышает установленный показатель, по мнению финансистов, перейти на «упрощенку» можно (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).
Ведь, определяя этот лимит, учитывают основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам для расчета налога на прибыль. А в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ сказано, что амортизируемое имущество должно находиться у налогоплательщика на праве собственности.
Аналогичная позиция была высказана в отношении имущества некоммерческих организаций, полученного в качестве целевых поступлений или приобретенного за счет средств целевых поступлений и используемого в некоммерческой деятельности. Такое имущество не подлежит амортизации на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. А значит, оно также не учитывается при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в целях перехода на «упрощенку» (письмо Минфина России от 26 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/251).
Однако, если учреждение получило имущество в оперативное управление и стоимость его превышает установленный показатель, по мнению финансистов, перейти на «упрощенку» можно (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).
Ведь, определяя этот лимит, учитывают основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам для расчета налога на прибыль. А в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ сказано, что амортизируемое имущество должно находиться у налогоплательщика на праве собственности.
Аналогичная позиция была высказана в отношении имущества некоммерческих организаций, полученного в качестве целевых поступлений или приобретенного за счет средств целевых поступлений и используемого в некоммерческой деятельности. Такое имущество не подлежит амортизации на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. А значит, оно также не учитывается при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в целях перехода на «упрощенку» (письмо Минфина России от 26 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/251).
Не сможет перейти на «упрощенку» и учреждение, в котором доля участия других организаций составляет более 25 процентов. › |
Однако если образовательное учреждение создано в форме автономной некоммерческой организации, то ограничение по доле участия применяться не может.
Дело в том, что имущество таких организаций не делится на доли, их учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность таких организаций (письмо УФНС России по г. Москве от 10 ноября 2005 г. № 18-11/3/82702, постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2004 г. № 3114/04).
Также важно отметить, что применять «упрощенку» запрещено бюджетным учреждениям (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Однако к автономным учреждениям, представляющим собой некоммерческие организации, созданные государством, региональными или муниципальными властями путем изменения типа существующих бюджетных учреждений, данное ограничение не применяется (письмо Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216).
По мнению чиновников, такие учреждения не отвечают понятию бюджетного учреждения.
Однако если образовательное учреждение создано в форме автономной некоммерческой организации, то ограничение по доле участия применяться не может.
Дело в том, что имущество таких организаций не делится на доли, их учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность таких организаций (письмо УФНС России по г. Москве от 10 ноября 2005 г. № 18-11/3/82702, постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2004 г. № 3114/04).
Также важно отметить, что применять «упрощенку» запрещено бюджетным учреждениям (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Однако к автономным учреждениям, представляющим собой некоммерческие организации, созданные государством, региональными или муниципальными властями путем изменения типа существующих бюджетных учреждений, данное ограничение не применяется (письмо Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216).
По мнению чиновников, такие учреждения не отвечают понятию бюджетного учреждения.
Он различен для вновь созданных и уже действующих организаций.
Так, действующая организация имеет право перейти на «упрощенку» только с начала календарного года. Для этого требуется заявление, которое следует подать в налоговый орган по своему местонахождению в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года.
То есть для желающих применять спецрежим с 1 января 2011 года период подачи заявлений - с 1 октября по 30 ноября этого года. Заявление следует составить по форме № 26.2 - 1 (утверждена приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. № ММВ-7-3/182@).
Заполняя заявление, требуется указать размер доходов за девять месяцев текущего года, сведения о средней численности работников за указанный период и об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Правила для вновь созданной организации более простые.
Подобные организации могут подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение пяти рабочих дней с даты постановки на учет в налоговом органе и применять спецрежим с даты постановки на учет.
Так, действующая организация имеет право перейти на «упрощенку» только с начала календарного года. Для этого требуется заявление, которое следует подать в налоговый орган по своему местонахождению в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года.
То есть для желающих применять спецрежим с 1 января 2011 года период подачи заявлений - с 1 октября по 30 ноября этого года. Заявление следует составить по форме № 26.2 - 1 (утверждена приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. № ММВ-7-3/182@).
Заполняя заявление, требуется указать размер доходов за девять месяцев текущего года, сведения о средней численности работников за указанный период и об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Правила для вновь созданной организации более простые.
Подобные организации могут подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение пяти рабочих дней с даты постановки на учет в налоговом органе и применять спецрежим с даты постановки на учет.
Заполняя заявление, необходимо указать, какой объект налогообложения выбран - «доходы» или «доходы минус расходы».
Но если впоследствии организация поменяет решение, можно изменить выбранный объект налогообложения.
Внимание: сделать это можно до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Об этом следует просто уведомить налоговую инспекцию.
На каком же объекте налогообложения остановить свой выбор? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, учтите, что при объекте налогообложения «доходы минус расходы» субъекты РФ имеют право устанавливать дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков в размере от 5 до 15 процентов.
При выборе объекта налогообложения «доходы» ставка для всех одинаковая - 6 процентов.
Поэтому, прежде чем определиться, следует внимательно изучить местные законы, регулирующие порядок применения упрощенного режима налогообложения в данной местности.
Во-вторых, нужно учитывать и такой момент. Список расходов, на который можно уменьшить единый налог при объекте «доходы минус расходы», закрыт.
Кроме того, расходы эти должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. При объекте «доходы» расходы подтверждать не обязательно.
В-третьих, при объекте «доходы минус расходы» базу по единому налогу можно уменьшить на фактически уплаченные страховые взносы.
А вот при объекте «доходы» можно уменьшить единый налог на страховые взносы, но не более чем на 50 процентов. При этом налог уменьшается на суммы страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Страховые взносы, на которые может быть уменьшен налог, включают в себя взносы на:
- обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. › |
В заключение отметим и такой важный момент.
Учреждение, которое перейдет на упрощенный режим налогообложения с 2011 года, должно будет уплачивать страховые взносы на каждого работника в полном объеме.
А именно в ПФР по ставке 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС и ТФОМС - 3,1 и 2 процента соответственно.
Напомним, что в этом году организации на «упрощенке» уплачивают только взносы в ПФР по ставке 14 процентов.
Таким образом, общая сумма начислений на фонд оплаты труда возрастает с 14 до 34 процентов.
Важно запомнить
Но если впоследствии организация поменяет решение, можно изменить выбранный объект налогообложения.
Внимание: сделать это можно до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Об этом следует просто уведомить налоговую инспекцию.
На каком же объекте налогообложения остановить свой выбор? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, учтите, что при объекте налогообложения «доходы минус расходы» субъекты РФ имеют право устанавливать дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков в размере от 5 до 15 процентов.
При выборе объекта налогообложения «доходы» ставка для всех одинаковая - 6 процентов.
Поэтому, прежде чем определиться, следует внимательно изучить местные законы, регулирующие порядок применения упрощенного режима налогообложения в данной местности.
Во-вторых, нужно учитывать и такой момент. Список расходов, на который можно уменьшить единый налог при объекте «доходы минус расходы», закрыт.
Кроме того, расходы эти должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. При объекте «доходы» расходы подтверждать не обязательно.
В-третьих, при объекте «доходы минус расходы» базу по единому налогу можно уменьшить на фактически уплаченные страховые взносы.
А вот при объекте «доходы» можно уменьшить единый налог на страховые взносы, но не более чем на 50 процентов. При этом налог уменьшается на суммы страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Страховые взносы, на которые может быть уменьшен налог, включают в себя взносы на:
- обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. › |
В заключение отметим и такой важный момент.
Учреждение, которое перейдет на упрощенный режим налогообложения с 2011 года, должно будет уплачивать страховые взносы на каждого работника в полном объеме.
А именно в ПФР по ставке 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС и ТФОМС - 3,1 и 2 процента соответственно.
Напомним, что в этом году организации на «упрощенке» уплачивают только взносы в ПФР по ставке 14 процентов.
Таким образом, общая сумма начислений на фонд оплаты труда возрастает с 14 до 34 процентов.
Важно запомнить
Уже существующее автономное учреждение сможет перейти на «упрощенку» с нового календарного года, но только если будет отвечать всем требованиям законодательства по применению спецрежима и вовремя подаст соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Причем важно не пропустить срок подачи заявления (до 30 ноября).
О. В. Новикова, член Палаты налоговых консультантов, к. э. н.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №11, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию