В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, которые существенно изменили ответственность организаций за те или иные нарушения. В частности, введены новые штрафы и значительно увеличены размеры ранее действовавших. Подробнее об этом – в нашей статье.
Для начала отметим, что рассматриваемые поправки внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (да- лее - Закон № 229-ФЗ). Они вступили в силу 2 сентября 2010 года. То есть штрафовать по новым правилам налоговики имеют право именно с этой даты.
Но как быть, если инспекторы вынесли решение до вступления в силу нововведений? В таком случае санкции должны взиматься согласно прежней редакции Налогового кодекса РФ. Это следует из пункта 12 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Но при этом размер штрафа не может превышать максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: если за нарушение, которое выявлено до вступления поправок, новая редакция кодекса предусматривает более мягкие санкции, то штраф назначается по новым правилам.
Это следует из пункта 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Но как быть, если инспекторы вынесли решение до вступления в силу нововведений? В таком случае санкции должны взиматься согласно прежней редакции Налогового кодекса РФ. Это следует из пункта 12 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Но при этом размер штрафа не может превышать максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: если за нарушение, которое выявлено до вступления поправок, новая редакция кодекса предусматривает более мягкие санкции, то штраф назначается по новым правилам.
Это следует из пункта 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ.
Законом № 229-ФЗ введены новые виды штрафов за налоговые правонарушения. Рассмотрим их.
Напомним: те сельхозорганизации, у которых в 2010 году средняя численность работников за предыдущий год превышает 100 человек, должны представлять налоговые декларации и расчеты по телекоммуникационным каналам связи.
Раньше за нарушение этого порядка Налоговый кодекс РФ ответственности не предусматривал. Теперь она есть. Новая статья - 119.1 Налогового кодекса РФ - предусматривает штраф в размере 200 руб. за каждую неверно поданную декларацию или расчет.
Раньше за нарушение этого порядка Налоговый кодекс РФ ответственности не предусматривал. Теперь она есть. Новая статья - 119.1 Налогового кодекса РФ - предусматривает штраф в размере 200 руб. за каждую неверно поданную декларацию или расчет.
До вступления в силу поправок налогового агента могли оштрафовать, только если он не перечислил удержанные суммы или сделал это не полностью (то есть удержал налог, но не перечислил).
Теперь же налоговая ответственность предусмотрена и за случаи, когда налог не был удержан или был удержан не полностью.
Соответствующие поправки законодатели внесли в статью 123 Налогового кодекса РФ.
Теперь же налоговая ответственность предусмотрена и за случаи, когда налог не был удержан или был удержан не полностью.
Соответствующие поправки законодатели внесли в статью 123 Налогового кодекса РФ.
Владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в отношении которого налоговая инспекция приняла обеспечительные меры в виде залога, необходимо в строго определенном порядке.
Теперь за его нарушение сельхозпредприятие могут оштрафовать на 30 000 руб. (такая ответственность предусмотрена в ст. 125 Налогового кодекса РФ).
Теперь за его нарушение сельхозпредприятие могут оштрафовать на 30 000 руб. (такая ответственность предусмотрена в ст. 125 Налогового кодекса РФ).
Некоторые штрафы со 2 сентября рассчитывают иначе.
Если сельхозорганизация начала свою деятельность, не уведомив об этом налоговую инспекцию, то за это полагается штраф.
Ранее его размер зависел от количества дней просрочки. Так, если организация опоздала с подачей заявления на 90 календарных дней и менее, то ей грозил штраф в размере 5000 руб. Если просрочка больше - размер санкции увеличивался до 10 000 руб.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 000 руб. Такие изменения были внесены в статью 116 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что организацию могут привлечь к ответственности, если она не только начала, но и ведет деятельность без постановки на учет. Ранее за ведение деятельности без постановки на налоговый учет до 90 календарных дней с организации могли взыскать 10 процентов доходов, полученных до постановки на учет, но не менее 20 000 руб. (если просрочка более 90 календарных дней, то 20% доходов, но не менее 40 000 руб.). Такая ответственность была прописана в статье 117 Налогового кодекса РФ.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 процентов от доходов, полученных в этот период, но не менее 40 000 руб. Этот вид ответственности теперь прописан в статье 116 Налогового кодекса РФ. Статья 117 перестала действовать.
Ранее его размер зависел от количества дней просрочки. Так, если организация опоздала с подачей заявления на 90 календарных дней и менее, то ей грозил штраф в размере 5000 руб. Если просрочка больше - размер санкции увеличивался до 10 000 руб.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 000 руб. Такие изменения были внесены в статью 116 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что организацию могут привлечь к ответственности, если она не только начала, но и ведет деятельность без постановки на учет. Ранее за ведение деятельности без постановки на налоговый учет до 90 календарных дней с организации могли взыскать 10 процентов доходов, полученных до постановки на учет, но не менее 20 000 руб. (если просрочка более 90 календарных дней, то 20% доходов, но не менее 40 000 руб.). Такая ответственность была прописана в статье 117 Налогового кодекса РФ.
Теперь же размер штрафа не зависит от количества дней просрочки и составляет 10 процентов от доходов, полученных в этот период, но не менее 40 000 руб. Этот вид ответственности теперь прописан в статье 116 Налогового кодекса РФ. Статья 117 перестала действовать.
До 2 сентября штраф за несвоевременную подачу декларации зависел от количества дней просрочки. Если она составляла 180 дней и менее, то штраф уплачивался в размере 5 процентов от суммы, заявленной в декларации за каждый месяц (но не более 30% и не менее 100 руб.). Если же задержка превышала 180 дней, то организация должна была уплатить 30 процентов от суммы налога и еще по 10 процентов за каждый месяц, начиная со 181 дня.
Теперь ситуация изменилась.
В случае если организация вовремя не сдаст декларацию, независимо от срока опоздания придется уплатить 5 процентов от неперечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответствующие поправки внесены в статью 119 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что раньше штраф за неподачу декларации рассчитывался в процентах от суммы налога, заявленной к уплате (то есть начисленной). Теперь же штраф привязан к неуплаченной сумме. Получается, что если организация не подала декларацию, но налог перечислила, штрафа не будет. И еще одно. Минимальный размер штрафа теперь составляет 1000 руб. Ранее он был равен 100 руб. и уплачивался лишь в случае, если организация опоздает со сдачей декларации на 180 дней и менее.
Также стоит отметить такой момент. Предусмотрено, что в том случае, если во время выездной проверки организация подала в инспекцию уточненную декларацию, контролеры вправе проверить период, за который она представлена.
Такое нововведение закреплено в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
При этом к акту выездной проверки налоговики теперь обязаны прилагать документы, которые подтверждают факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе контрольных мероприятий. Исключение составляют документы, полученные от самой организации (п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ). › |
Теперь ситуация изменилась.
В случае если организация вовремя не сдаст декларацию, независимо от срока опоздания придется уплатить 5 процентов от неперечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб.
Соответствующие поправки внесены в статью 119 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что раньше штраф за неподачу декларации рассчитывался в процентах от суммы налога, заявленной к уплате (то есть начисленной). Теперь же штраф привязан к неуплаченной сумме. Получается, что если организация не подала декларацию, но налог перечислила, штрафа не будет. И еще одно. Минимальный размер штрафа теперь составляет 1000 руб. Ранее он был равен 100 руб. и уплачивался лишь в случае, если организация опоздает со сдачей декларации на 180 дней и менее.
Также стоит отметить такой момент. Предусмотрено, что в том случае, если во время выездной проверки организация подала в инспекцию уточненную декларацию, контролеры вправе проверить период, за который она представлена.
Такое нововведение закреплено в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
При этом к акту выездной проверки налоговики теперь обязаны прилагать документы, которые подтверждают факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе контрольных мероприятий. Исключение составляют документы, полученные от самой организации (п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ). › |
Размеры ранее действовавших штрафов увеличены.
Владеть, пользоваться или распоряжаться арестованным имуществом необходимо в определенном порядке. Ранее, если этот порядок нарушался, организацию могли оштрафовать на 10 000 руб.
В настоящее время размер штрафа - 30 000 руб. Соответствующие поправки внесены в статью 125 Налогового кодекса РФ.
В настоящее время размер штрафа - 30 000 руб. Соответствующие поправки внесены в статью 125 Налогового кодекса РФ.
В результате внесения корректировок в пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ значительно увеличен размер штрафа за каждый не представленный по требованию налоговиков документ: с 50 руб. до 200 руб.
Напомним: привлечь к такой ответственности сельскохозяйственную организацию могут, в частности, за несвоевременную подачу в инспекцию налоговых расчетов по итогам отчетных периодов.
Ранее, если организация отказывалась представлять по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике, а также уклонялась от этой обязанности, ее могли оштрафовать на 5000 руб.
Теперь же размер штрафа составляет 10 000 руб. Такие поправки внесены в пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Напомним: привлечь к такой ответственности сельскохозяйственную организацию могут, в частности, за несвоевременную подачу в инспекцию налоговых расчетов по итогам отчетных периодов.
Ранее, если организация отказывалась представлять по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике, а также уклонялась от этой обязанности, ее могли оштрафовать на 5000 руб.
Теперь же размер штрафа составляет 10 000 руб. Такие поправки внесены в пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
В некоторых случаях организации должны сообщать сведения в инспекцию, даже если признаки налогового правонарушения отсутствуют.
Например, сведения о проверяемых контрагентах (п. 6 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Если данные не представлены или представлены с нарушением сроков, то за это предусмотрена ответственность.
Причем раньше могли оштрафовать на 1000 руб. Действующий размер штрафа - 5000 руб.
А если данное нарушение было совершено повторно в течение календарного года, штраф составляет 20 000 руб. (ранее - 5000 руб.). В частности, такие изменения законодатели внесли в статью 129.1 Налогового кодекса РФ.
Например, сведения о проверяемых контрагентах (п. 6 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Если данные не представлены или представлены с нарушением сроков, то за это предусмотрена ответственность.
Причем раньше могли оштрафовать на 1000 руб. Действующий размер штрафа - 5000 руб.
А если данное нарушение было совершено повторно в течение календарного года, штраф составляет 20 000 руб. (ранее - 5000 руб.). В частности, такие изменения законодатели внесли в статью 129.1 Налогового кодекса РФ.
В два раза повысился штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, не приведшее к занижению налоговой базы (п. 1, 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ).
Так, если данные нарушения допущены в одном налоговом периоде, штраф - 10 000 руб. (ранее было 5000 руб.).
Штраф за ошибки, которые были допущены более чем в одном налоговом периоде, составляет 30 000 руб. (ранее он был равен 15 000 руб.).
Причем размер налоговых санкций за эти же нарушения в случае, если они привели к занижению налоговой базы, также возрос.
Штраф составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее - 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.). › |
Важно запомнить
Так, если данные нарушения допущены в одном налоговом периоде, штраф - 10 000 руб. (ранее было 5000 руб.).
Штраф за ошибки, которые были допущены более чем в одном налоговом периоде, составляет 30 000 руб. (ранее он был равен 15 000 руб.).
Причем размер налоговых санкций за эти же нарушения в случае, если они привели к занижению налоговой базы, также возрос.
Штраф составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее - 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.). › |
Важно запомнить
Изменения вступили в силу со 2 сентября 2010 года. Штраф, назначенный до этой даты, налоговики могут взыскать только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса РФ.
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №11, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию