Сергей Штогрин
Разнонаправленные, иногда даже хаотичные действия отличали налоговую политику последних лет. Без какой-либо общей стратегии она была направлена на решение сиюминутных проблем. Теперь стало очевидным, что подобные налоговые новации не приносят ожидаемых результатов. А значит, налоговая реформа подошла к очередному рубежу.
Позитивные ожидания от снижения налоговых ставок перестают оправдываться. В прошлом году, например, был отменен налог с продаж и на два пункта снижена ставка НДС. Ожидалось, что это снижение станет стимулом для роста отечественной экономики, но она, к сожалению, на этот стимул никак не отреагировала. Видимо, нужно предпринимать что-то иное.
Сейчас обсуждается идея еще большего снижения НДС. Одни предлагают снизить ставку с нынешних 18% до 15%, другие — до 13%. Можно предугадать, что произойдет в случае резкого снижения ставки НДС. Разумеется, сократятся доходы бюджета. Особенно чувствительным падение доходов будет в первые несколько месяцев, когда уплачиваться налог будет по сниженной ставке, а возмещаться и приниматься к зачету по старой, более высокой.
Одновременно со снижением основной ставки предлагается ликвидировать льготную 10%-ную ставку на основные продукты питания и товары для детей, что приведет к увеличению налога на товары первой необходимости. Надеюсь, никому не нужно объяснять, что цены на эти товары возрастут.
Итак, в первую очередь от снижения НДС пострадают бюджет и обычные граждане. В обмен экономика получает дополнительный ресурс, который очень приблизительно можно оценить в 200-250 млрд руб. По замыслу авторов идеи снижения ставки НДС этот ресурс предприятия должны направить на свое развитие, модернизацию, что, в конечном счете, должно привести к общему росту экономики. Сбудутся ли в очередной раз эти ожидания? Есть большие сомнения. Один неудачный эксперимент в прошлом году мы уже провели.
Кроме того, при столь низкой ставке существование НДС вообще теряет всякий смысл, поскольку затраты государства на администрирование налога становятся сопоставимы с поступлениями в бюджет. Сегодня государство тратит значительные силы и средства для сбора НДС и все равно не может решить всех проблем. К примеру, наиболее болезненными проблемами являются невозмещение НДС экспортерам и незаконное возмещение налога через различные схемы. В первом случае потери несут добросовестные налогоплательщики, во втором — государство. Причем плохо как первое, так и второе.
Правительство одновременно со снижением базовой ставки НДС предлагает еще больше усложнить и без того чрезвычайно сложное администрирование этого налога. Обсуждаются экзотические проекты введения специальных НДС-счетов, создания единой базы счетов-фактур для тотального контроля за всеми операциями налогоплательщиков. Очевидно, что все это потребует дополнительных расходов со стороны государства и налогоплательщиков, но вряд ли поможет разрешить существующие проблемы.
Похоже, что мы в принципе идем неверным путем. Стратегическая ошибка была сделана еще в начале 90-х гг., когда состоялся выбор в пользу сложного европейского налогового законодательства по НДС. Приняв негодную для нас модель, мы довольно быстро убедились в том, что она работает плохо, и, вместо того чтобы отказаться от нее, стали придумывать экзотические способы ее модернизации, которых нет нигде в мире.
Сейчас российский НДС является не налогом собственно на добавленную стоимость, а налогом на выручку предприятия. Решение о том, какая часть этого оборотного налога и в какие сроки может быть возвращена налогоплательщику, часто принимается налоговым инспектором. Причем это решение принимается им, исходя из собственного понимания нашего сложного и запутанного налогового законодательства. Наверное, многие налогоплательщики могли убедиться в том, что мнение работников налоговых органов часто отличается от содержания Налогового кодекса. В конечном счете сумма подлежащего уплате налога определяется не только его ставкой, но еще и служебным рвением налогового инспектора, выполняющего “политические” установки руководства. И чем в этой ситуации поможет механическое снижение ставки НДС?
Есть и другой важный аспект — проблема пропорционального распределения налоговых доходов по территории России. Раньше часть НДС уплачивалась в федеральный бюджет, остальное — в территориальные. Поскольку налоговая база НДС образуется там, где создается добавленная стоимость, расщепление налога обеспечивало относительно справедливое распределение доходов по уровням бюджетной системы. Сейчас налог полностью зачисляется в федеральный бюджет. Из-за того что регионы не сумели найти другие такие же надежные источники доходов, возник значительный дисбаланс доходов бюджетов разных уровней. Эту проблему пытались решить самыми разнообразными способами, но так и не решили. Например, для перераспределения поступлений от акцизов на алкоголь и бензин были внедрены особые схемы уплаты, которые не внесли ничего, кроме дополнительных проблем для государства и налогоплательщиков.
Еще более экзотическая конструкция разрабатывается сейчас по акцизам на табачные изделия. Исключительно для табака разрабатывается сложный акциз, часть которого будет уплачиваться табачными фабриками, а рассчитываться налог будет исходя из розничной стоимости. По сути это своеобразный аналог налога с продаж или НДС. И это лишь для того, чтобы дешевые сигареты сделать еще чуть дешевле, а дорогие — несколько дороже.
Большинство из перечисленных проблем можно было избежать, если бы налоговое законодательство развивалось иным путем. Напомню, до 2004 г. в стране действовал налог с продаж, налоговая база которого почти совпадала с базой НДС. Налог с продаж зачислялся в региональные бюджеты и обеспечивал более или менее справедливое распределение бюджетных доходов, так как чем больше на данной территории потреблялось товаров и услуг, тем большая сумма налога уплачивалась в региональный бюджет. Этот налог был отменен, когда только устоялась практика его администрирования, возросли поступления в бюджет, а региональные власти получили стабильный источник доходов.
Может быть, следует отменить НДС, а взамен вернуть налог с продаж, увеличив его ставку и расширив налоговую базу? При этом, разумеется, следует откорректировать пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.
Преимущества налога с продаж очевидны:
налоговая нагрузка переносится из сферы производства на сферу потребления;
налоговые платежи распределяются по территории РФ пропорционально потреблению товаров и услуг;
отпадает необходимость внедрения и применения экзотических схем налогообложения не только по НДС, но и по акцизам на алкоголь, нефтепродукты, табачные изделия;
товары первой необходимости, как и сейчас, облагаются по пониженной ставке налога;
территориальные бюджеты получают надежный источник доходов, и это стимулирует региональные власти более пристально контролировать торговлю и сферу услуг, принимать дополнительные меры для улучшения собираемости налога;
преодолеваются все изъяны действующего НДС, в том числе проблема экспортного НДС, налогообложения авансовых платежей, отвлечение оборотных средств предприятий с длительным циклом производства;
в сфере производства сокращается поле для уклонения от налогов, исчезает огромное количество организаций, паразитирующих на незаконном возмещении НДС;
создаются дополнительные стимулы для борьбы с одним из основных источников черной наличности — неучтенными оборотами в сфере торговли и услуг.
Переход от НДС к налогу с продаж может занять около трех лет. Это позволит довольно плавно перейти на новую систему уплаты налогов.
Автор — заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы
Начать дискуссию