Экономика России

Смерть пенсионеров как эффективное бюджетное решение

Основополагающие принципы нынедействующей системы пенсионного обеспечения, такие, как всеобщность социальной поддержки, солидарность поколений при финансировании пенсионных бюджетов и дифференциация трудового стажа по половому признаку были заложены еще в 1932 году.
Смерть пенсионеров как эффективное бюджетное решение
Фото ИА "Клерк.Ру"

Основополагающие принципы ныне действующей системы пенсионного обеспечения, такие, как всеобщность социальной поддержки, солидарность поколений при финансировании пенсионных бюджетов и дифференциация трудового стажа по половому признаку были заложены еще в 1932 году.

Тогда же был определен и возраст, с которого граждане имеют право на получение пенсии: для мужчин этот возраст составил 60, а для женщин – 55 лет. Последние лет двадцать данные показатели с завидной степенью регулярности норовят изменить в сторону увеличения практически все, кому не лень. Отличительной же особенностью текущего года является то, что действия и заявления властей выстроились, наконец, в логическую цепочку и перестали противоречить друг другу. При этом на сторону инициаторов повышения пенсионного возраста встали как руководители Пенсионного фонда РФ, так и главные распорядители федерального бюджета.

Бюджетные дыры и замыслы властей

В настоящее время все замыслы и настроения чиновников определяются дефицитом федерального бюджета и внебюджетных фондов. В соответствии с Долгосрочной бюджетной стратегией России до 2023 года в ближайшее время отечественная пенсионная система станет все дальше уходить от страховых принципов, то есть большая часть пенсионных выплат будет финансироваться не за счет пенсионных взносов, а из общих доходов государственного бюджета. Сохранение данной тенденции, с одной стороны, будет означать нарастающую нагрузку на федеральный бюджет, а с другой стороны ослабит связь между трудовыми доходами и величиной пенсий.

Между тем, в среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, по прогнозам Минфина, Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. По данным финансового ведомства, к концу текущего года доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%.

В свою очередь прогнозы Минэкономразвития выглядят еще более удручающе. Так,  уже через двадцать лет году численность трудоспособного населения в России сократится до 50, а доля пенсионеров возрастет до 30 процентов. Демографическая ситуация, само собой, повлечет увеличение дыр в Пенсионном фонде и значительно обострит проблему финансирования пенсий, с решением которой Пенсионный фонд не справится. Согласно подсчетам правительственных экономистов, к концу 2010 года дефицит бюджета Пенсионного фонда составит 2,6% к ВВП, а в 2011 - 1,8% к ВВП, что повлечет выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.

При этом специалисты Минфина подсчитали, что в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда на покрытие его дефицита в 2011 году будет выделено ассигнований из федерального бюджета в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, а в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей. Общий объем трансфертов составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей. Понятно, что с учетом подготовки грандиозных федеральных проектов в эти годы, такое латание фондовых дыр приведет к возникновению огромных прорех в самом федеральном бюджете.

Таким образом, с одной стороны, вся система социального обеспечения представляется российским финансистам своеобразной костью в горле, которую лучше вовсе выбросить, чтобы не мешала, а с другой, выбросить ее нельзя, а пенсии в РФ настолько малы, что их принадлежность к обеспечительным мерам весьма условна. Дилемма. Получается, что сейчас государству не хватает средств даже для поддержания существующих мизерных пенсий, а в ближайшем будущем ситуация, судя по прогнозам, только усугубится.

Несмотря на это, государство уже взяло на себя дополнительные обязательства по увеличению денежного достатка пенсионеров. В частности, на 1 июля текущего года пенсия по старости составила в среднем более восьми тысяч рублей. Также были введены специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам, чей доход меньше прожиточного минимума. Кроме того, Президент РФ Дмитрий Медведев пообещал, что к 2012 году средний размер пенсии более чем в полтора раза превысит установленную величину прожиточного минимума.

Повышение пенсионного возраста

С точки зрения реформаторов одной из самых действенных мер по стабилизации пенсионного бюджета является повышение возрастных рамок выхода на пенсию по старости. Недавно председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов заявил, что Россия уже в ближайшем времени будет вынуждена прибегнуть к данной мере и пойти на увеличение пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин. Сейчас в Пенсионном фонде во взаимодействии с другими ведомствами пока что производятся необходимые расчеты и вскоре будет возможно окончательно определить оптимальные критерии для реализации данной меры. В свою очередь, Минфин все необходимые замеры и расчеты произвел и уже успел огласить свое решение. Так, по словам вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, сейчас  Минфин считает возможным поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин до 62 лет, а для женщин - ближе к 60. Необходимо отметить, что здесь за образец для реформирования Минфином был взят план по спасению французской пенсионной системы. 

Самым слабым местом подобной инициативы является то, что сравнение российской и французской системы социального обеспечения является, как минимум, некорректным. Дело в том, что условия труда и охрана здоровья на производстве во Франции практически не сопоставимы с тем, что творится на российских предприятиях. То же касается отдыха и здравоохранения. Так, во Франции рабочий день длится 7 часов, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет ни много ни мало семь календарных недель. Это без учета внутрикорпоративных праздников и выходных. Более того, продолжительность жизни в наших странах совершенно разная. И если увеличение пенсионного возраста не приведет к массовому сокращению численности французских пенсионеров, то, по словам того же Антона Дроздова, указанная мера приведет к тому, что на пенсии российские мужчины смогут находиться не более 10 лет, а 20% мужчин, которым исполнилось 60 лет, вовсе не доживут до пенсии.

По всей видимости, данные аргументы не представляются для чиновников убедительными, так как отказываться от своих планов они не собираются. Тем более, что частичное решение пенсионной проблемы уже найдено и состоит оно в стимулировании пенсионеров к продолжению трудовой деятельности. В частности, Президент Медведев уже заявил о необходимости поощрять стремление пенсионеров продолжать свою работу даже после выхода на пенсию: “У нас в стране около 40 миллионов пенсионеров. Из них на начало текущего года 30 миллионов 700 тысяч – это люди старшего трудоспособного возраста. Все они с огромным профессиональным опытом, со знаниями. И конечно, хорошо, что многие из них готовы работать дальше. Мы должны просто определить, как оптимальным образом использовать их труд”.

Стоит отметить, что иначе как попыткой государства переложить свои социальные обязательства, закрепленные, между прочим, в Конституции, на плечи рядовых граждан, в том числе и на пенсионеров, такие заявления назвать нельзя. Согласно статье 7 Основного закона, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Здесь охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Буквально это означает, что государство обязано обеспечить достойную старость пожилым гражданам даже в том случае, если окажется на грани полного банкротства и потеряет всякую платежеспособность. Кроме того, самих граждан, отдавших свой долг стране, вопросы обеспеченного существования после утраты трудоспособности волновать уже не должны. Иными словами, сбалансированность, или несбалансированность какого-либо бюджета должно волновать исключительно государство, а не его налогоплательщиков.

В любом случае стимулирование пенсионеров к выполнению трудовых функций со стороны государства не просто недальновидно и неоправданно экономически, оно еще и социально опасно, поскольку может привести к самым непредсказуемым последствиям. В стране, которая не может трудоустроить молодых специалистов, обеспечив выпускникам ВУЗов и техникумов достойный уровень оплаты труда, предоставление рабочих мест людям, получающим пенсию, выглядит, по крайней мере, странно. В конечном счете, в условиях недоразвитости промышленных мощностей и отсутствия хозяйственной инфраструктуры подобная политика может привести к поглощению рабочих мест гражданами пенсионного возраста и дефициту вакансий для представителей молодого поколения.

Второй аспект указанной проблемы заключается в искусственном культивировании в молодежной среде негативного отношения к представителям старшего поколения. Наверное, многие помнят, как в начале девяностых годов минувшего столетия для того, чтобы сделать из стариков главного классового врага голодного и ограбленного пролетариата, властям потребовалось лишь увеличить размер денежного довольствия пенсионерам и ветеранам Великой отечественной. Сейчас ровно такого же эффекта можно добиться путем сохранения и без того катастрофически дефицитных рабочих мест для людей, вышедших на пенсию по старости.

Данные проведенной сейчас всероссийской переписи населения покажут, сколько молодых специалистов в нашей стране не могут найти себе подходящую работу. Представляется, что полученные цифры окажутся значительными, но правительство заинтересуют, прежде всего, не они, а данные о том, каково количество пенсионеров продолжают осуществлять трудовую деятельность, получая наряду с пенсионным обеспечением еще и заработную плату. Указанные сведения представляют интерес в том смысле, что они в качестве социально-экономического обоснования могут быть использованы в рамках мероприятий по реформированию пенсионной системы, призванных решить в целях бюджетной экономии сразу несколько задач. Во-первых, пенсионерам, способным самостоятельно зарабатывать деньги, практически ни к чему пенсия, с трудом дотягивающая до прожиточного минимума. Во-вторых, работоспособные граждане, средний возраст которых будет определен на основании данных переписи, с полным на то правом могут быть исключены из перечня лиц, которым положена пенсия по старости.

К слову, налоги, которые российские граждане прямо и косвенно вынуждены уплачивать со своего заработка в государственную казну, даже по среднеевропейским меркам велики и с учетом всех страховых взносов, НДС, акцизов и прочего едва ли не составляют добрую половину всей заработной платы. И если чиновники тратят эти средства на всякого рода бессмыслицу типа раздутых в финансовом плане нацпроектов и колхозный аналог “Силиконовой долины”, на три четверти состоящей из бюрократов всех мастей, это ни больше и ни меньше, как проблемы самих чиновников.

Планы на ближайшее будущее

Скорее всего, пенсионный возраст в нашей стране будет повышен, и это только вопрос времени. По заверениям правительственных финансистов такое повышение будет происходить поэтапно, и первый всплеск пенсионной реформы в этой части ожидается только через 5-6 лет. Зато совершенно точно, что за этот период вопрос с несбалансированностью социальных фондов постараются решить за счет других нововведений.

В частности, будет принят уже который год пылящийся в закромах Госдумы законопроект, предусматривающий изменение порядка предоставления льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию ряда категорий граждан. В соответствии с данным документом предлагается предоставлять все льготы по досрочному предоставлению пенсий за счет профессиональных систем социального страхования, начиная с 2013 года, сняв нагрузку по их финансированию с государственной бюджетной системы. Проще говоря, финансирование “досрочных” пенсий будет осуществляться за счет средств работодателей.

Кроме того, не за горами и введение взносов, уплачиваемые работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тысяч рублей в год. Эти взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии. При этом половина взносов, уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, будет передана на финансирование страховых пенсий.

Также в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров, ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями на зарплату, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут также направлены на финансирование страховой части пенсий. Таким образом, работы у реформаторов-экономистов на ближайший президентский срок и без увеличения пенсионного возраста хватит с избытком.

Комментарии

8
  • lexx53

    Да, всё очевиднее становится то, что у руководства страной стоят люди, мягко говоря бездарные и очень далёкие от этой самой страны.

  • Prickly

    Конституция РФ давно уже де факто не является основным законом - более половины статей её не исполняются вообще.

    А у власти находятся уголовники - поскольку нарушение Конституции есть преступление против народа...


    Они не знают где деньги взять - у одной Батуриной только столько денег, что хватит залатать дыры в бюджете ПФ. Но кто же тронет самых богаты? им наоборот льготы дают. Получил в январе 415 тыс. или более и больше ни в какие фонды бывший ЕСН не платишь - пусть "холопы" платят!

  • inola
    Цитата:
    Второй аспект указанной проблемы заключается в искусственном культивировании в молодежной среде негативного отношения к представителям старшего поколения.
     Полностью согласна, уже сейчас иначе как пенсами пенсионеров не называют и уважения к старшим никакого. Мало того что шанс  устроиться на работу после 45 лет ничтожно мал, в организации специалисты предпенсионного возраста уже сейчас становятся изгоями когда ждут их ухода на пенсию. У нас была проверка так вот у тетеньки предпенсионного возраста на участке практически не обнаружили ошибок, тогда как молодым специалистам еще учиться и учиться у ней. Молодым специалистам тоже нужно продвигаться по служебной лестнице и перенимать опыт а не пытаться выпихнуть поскорее грамотных специалистов.