Налог на прибыль

Издержки осени: обогреватели, снегоуборочная техника, шины, и.т.д

Зима близится, и неизбежны расходы, связанные с подготовкой к холодному сезону. А еще есть, например, подписка на бухгалтерскую прессу на следующий год, которая оплачивается именно осенью.

Зима близится, и неизбежны расходы, связанные с подготовкой к холодному сезону. А еще есть, например, подписка на бухгалтерскую прессу на следующий год, которая оплачивается именно осенью.

В общем, речь идет о "сезонных" расходах, с которыми бухгалтер сталкивается не каждый день. В этой рубрике мы рассмотрим самые популярные вопросы наших читателей по учету таких затрат.

Затраты на тепловое оборудование учитываются в расходах

(?) Работники жаловались, что в кабинетах холодно. Руководитель согласился купить несколько обогревателей. Слышали, что не всегда налоговики легко соглашаются с такими расходами организаций. Какие документы помогут их обосновать?
Е.Н. Анисимова, г. Мичуринск

Ответ

Затраты на приобретение обогревателя, калорифера, конвектора или другого теплового (отопительного) оборудования вполне можно учесть в расходах для целей налогообложения. Ведь такое оборудование необходимо для создания нормальных условий труда для работников, в том числе нормальной температуры в производственных помещениях <1>, которые работодатель обязан обеспечить по закону <2>. Конкретные температурные нормы установлены СанПиНом <3> и СНиПом <4>, и на них вы можете опираться для обоснования своих затрат.

Внимание! При УСНО расходы на покупку отопительного оборудования, возможно, придется отстаивать в суде.

Что касается документов "в поддержку" этих расходов, то здесь подойдут заявки от сотрудников на покупку обогревателя из-за низких температур в рабочих помещениях и приказ руководителя на их приобретение <5>. Чтобы уж совсем не возникло вопросов, можно создать комиссию, которая в протоколе отметит несоответствие температуры нормам в течение нескольких рабочих дней. Учитывая все это, суды поддерживают налогоплательщиков, признавая расходы на тепловое оборудование обоснованными <6>.

А вот если вы на упрощенке с объектом "доходы минус расходы", то учесть для целей налогообложения затраты на создание нормальных условий труда работникам сложнее. Ведь в перечне расходов они не указаны <7>. Хотя суды упрощенцам такие расходы учесть разрешают <8>.

Учет обогревателя зависит от его стоимости

(?) Расскажите, как правильно учесть стоимость обогревателя в налоговом и бухгалтерском учете?
К.Ю. Беспалова, г. Санкт-Петербург

Ответ

Обычный обогреватель, как правило, стоит менее 20 000 руб. Поэтому, несмотря на то что использоваться он будет несколько лет, в бухгалтерском учете его вполне можно учесть в составе МПЗ на счете 10 "Материалы" <9>. А при передаче в эксплуатацию списать его стоимость на счета учета затрат (Дт 20 (25, 26, 44, 91-2) - Кт 10).

Для контроля за таким объектом нужно оформить: приходный ордер по форме N М-4, требование-накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 <10>. Правда, карточка М-17 содержит в себе много лишних граф. И если использовать ее вам неудобно, то никто не запрещает вам разработать свою форму. За основу можно взять карточку по форме N МБ-2 по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов <11>. А чтобы обогреватели были видны в бухгалтерской программе, можно учитывать их на забалансовом счете. Это облегчит вам проведение инвентаризации в дальнейшем. В налоговом учете такие расходы будут отнесены к прочим и списаны также при передаче в эксплуатацию единовременно <12>.

Но, конечно, отопительное оборудование может стоить и более 20 000 руб. Тогда оно является основным средством и должно учитываться на счете 01 "Основные средства" <13>. И по данному объекту основных средств должны быть оформлены <14>:
- акт о приеме-передаче (форма N ОС-1);
- инвентарная карточка (форма N ОС-6).

Амортизация этого объекта пойдет на затратные счета (расходы на продажу). И в налоговом учете такое оборудование надо учесть как амортизируемое имущество <15>. Кстати, со следующего года амортизируемым имуществом в налоговом учете будут признаваться объекты стоимостью свыше 40 000 руб. <16>

Покупка снегоуборочной техники вполне обоснованна

(?) В прошлом году из-за снегопадов мы натерпелись. Коммунальщики не всегда успевали убирать снег, вот мы и решили купить снегоуборщик. Как получше объяснить такую покупку налоговикам и как оформить ее в бухгалтерском учете?
Л.Н. Ланцова, г. Великий Новгород

Ответ

Оправдать приобретение снегоуборочной техники можно. Например, если у вашей организации есть большая открытая автостоянка или отдельный вход в здание. Понятно, что в зимний период вам придется чистить их от снега, чтобы в принципе работать. И тут либо дворников нанимать, либо покупать снегоуборочную технику. Может быть и так, что склад организации находится где-то за городом и клиенты приезжают туда регулярно, а вот коммунальщики добираться до вас не планируют. Производственная необходимость снегоуборочной машины налицо.

Снегоуборщик (или другая снегоуборочная техника) будет учитываться либо как МПЗ, либо как основное средство. Это зависит от стоимости техники и срока ее использования. То есть так же, как мы рассказали выше о тепловом оборудовании.
Заметим также, что упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" не могут учесть свои затраты на уборку снега с прилегающих территорий и его вывоз <17>. Причина все та же - такие расходы не включены в закрытый перечень для применяющих УСНО <18>.

Вакцинация - практически обязанность работодателя

(?) Вспомнили про эпидемию гриппа, которая была в прошлом году, и хотим провести вакцинацию работников. Но организация небольшая, договора по ДМС у нас нет. Директор предложил обратиться в какое-нибудь медицинское учреждение за такой услугой. Как правильно оформить расходы?
В.А. Исаева, г. Тверь

Ответ

Первым делом необходимо составить приказ (за подписью руководителя) о необходимости вакцинации сотрудников. Далее вы заключите договор с медицинским учреждением. И в ваших же интересах проверить наличие лицензии у него (чтобы работники получили качественную услугу и чтобы не было проблем с учетом расходов для целей налогообложения). После вакцинации, как в случае с любыми другими услугами, надо составить акт.

Примечание. Пример оформления приказа о проведении вакцинации работников вы можете найти в ГК, 2009, N 24, с. 37.

Включить в расходы для целей налогообложения прибыли затраты на вакцинацию работников можно в полном объеме. Ведь фактически обязанность каждого работодателя по проведению вакцинации работников установлена Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <19>. И этот аргумент вы, естественно, можете использовать для того, чтобы обосновать необходимость вакцинации работников.
Поэтому суммы, затраченные на вакцинацию, логично учесть как расходы на обеспечение нормальных условий труда <20>. С этим согласны и Минфин, и суды <21>.

НДФЛ и страховые взносы с затрат на вакцинацию не начисляются

(?) А надо ли платить страховые взносы и удерживать НДФЛ с расходов на вакцинацию работников?
В.А. Исаева, г. Тверь

Ответ

Нет, не надо. Ведь никакой экономической выгоды и никакого дохода от вакцинации у работников не возникает <22>. Не надо начислять и взносы на страхование от несчастных случаев, поскольку это не оплата труда работников <23>.

У упрощенцев расходы на вакцинацию - не расход

(?) Собираемся делать прививки от гриппа работникам. Уже нашли медицинский центр, с которым будем заключать договор. Но мы на упрощенке, объект - "доходы минус расходы". Можно ли учесть затраты на вакцинацию в расходах?
Ж.В. Васильчикова, г. Северодвинск

Ответ

Включить такие суммы в расходы вы не можете. В закрытом перечне расходов для упрощенцев затраты на обеспечение условий труда и охрану труда, тем более конкретно на вакцинацию, не указаны <18>. И, к сожалению, судебной практики по этому вопросу тоже нет.

Стоимость зимних шин списываем на расходы сразу

(?) К зиме надо переобувать машины - менять летнюю резину на зимнюю. Как правильно учитывать сменные шины для автомобилей?
Л.П. Когай, г. Казань

Ответ

Если вы изначально приобрели машину с дополнительным комплектом шин и учли и машину, и шины как один объект основных средств <24>, то при переобувке автомобиля никаких записей ни в бухучете, ни в налоговом учете делать не придется. А расходы на шиномонтаж вы учтете в обычном порядке <25>. Если же автомобильные шины куплены отдельно - это обычные запчасти, даже если они дорогие и будут использоваться больше года. Ведь сами по себе они служить не могут. Значит, в бухгалтерском учете они будут учитываться как МПЗ на счете 10 "Материалы". А списывать их на счета затрат надо при непосредственной установке на транспорт <26>. В налоговом учете стоимость купленных зимних шин можно включить в материальные либо прочие расходы <27>. Признаваться такие расходы для целей налогообложения будут на дату установки шин на автомобиль <28>.

Летние шины возвращать на счет "Материалы" не надо

(?) А надо ли приходовать снятые с автомобиля и возвращенные на склад летние шины как МПЗ на счет 10?
Л.П. Когай, г. Казань

Ответ

Не надо. Летние шины не будут ни возвратными отходами, ни оставшимися неизрасходованными материалами (это относится и к бухгалтерскому, и к налоговому учету) <29>. И учитывать их опять на счете 10 не нужно. Но учет снятых с автомобилей летних шин все-таки нужен. Контролировать их количество в бухучете можно на забалансовых счетах и дополнительно в рамках складского учета.

Стоимость подписки на периодику без проблем учитывается
в "прибыльных" расходах

(?) Часто подруга давала почитать ваш журнал. Теперь думаю оформить на него подписку на следующий год. Расскажите, как учесть ее в налоговых и бухгалтерских расходах.
И.Е. Архангельская, г. Обнинск

Ответ

В бухгалтерском учете оплата годовой подписки - аванс. И сумма аванса изначально попадает на счет 76 (60), а потом ежемесячно по мере поступления номеров журнала списывается на счета учета затрат (20, 25, 26, 44) <30>.
Поскольку речь идет о профессиональном издании, нужном вам для работы, то расходы на подписку для целей налогообложения прибыли экономически обоснованны и вы можете включить их в прочие <31>. Учитываться они будут, как и в бухучете, по мере поступления журналов <32>.

Теперь про НДС. Учитывая, что вы оплачиваете подписку авансом, вы должны получить от издательства счет-фактуру на аванс с отдельно указанной в нем суммой НДС <33>. Тогда можно принять этот НДС к вычету <34>. А после этого вы будете принимать к вычету НДС, указанный в счетах-фактурах на уже полученные вами номера <35>, и одновременно восстанавливать такую же сумму налога, принятого к вычету по авансовому счету-фактуре <36>.
А можно не принимать к вычету НДС с аванса. Тогда вы будете принимать к вычету НДС по "журнальным" счетам-фактурам по мере поступления журналов.

Подписка на журнал - расход для упрощенца, но порой только по суду

Мы на упрощенке с объектом "доходы минус расходы". Выписываем несколько профессиональных изданий (как для бухгалтера, так и для наших менеджеров). Можем ли мы учесть стоимость подписки в расходах?
С.К. Гвишиани, г. Черкесск

Ответ

Теоретически можете, хотя споры с налоговиками возможны. В "расходном" перечне для упрощенцев подписка на периодические издания прямо не указана <37>. Это отметил и суд с комментарием, что при применении УСНО для учета расходов их целевой направленности недостаточно <38>. И Минфин не раз об этом говорил <39>.

Однако суд однажды высказывал противоположную точку зрения и пришел к выводу, что затраты на печатные издания, связанные с производственной необходимостью, могут быть учтены в расходах <40>. Есть еще одно судебное решение с аналогичным исходом в пользу налогоплательщика, но в нем расходы на периодику были признаны и отнесены к материальным потому, что основной вид деятельности организации - экономические и юридические услуги <41>. И приобретение специальных изданий было непосредственно связано с ведением деятельности фирмы. В общем, судебные решения по этому вопросу есть, поэтому включить в расходы стоимость подписки можно: вероятность того, что суд встанет на вашу сторону, велика.

Внимание! Расходы на специальную литературу и профессиональные издания можно признавать как на общем режиме, так и на упрощенном.

-------------------------------
<1> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
<2> статьи 22, 212, 223 ТК РФ; п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
<3> разд. 5, 6 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.96 N 21
<4> разд. 2 СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование", утв. Госстроем СССР 28.11.92
<5> Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2007 N Ф04-1822/2007(32980-А27-40)
<6> Постановления ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33, от 02.11.2004 N А55-17257/03-29; ФАС СЗО от 21.04.2006 N А56-7747/2005, от 26.12.2005 N А44-2051/2005-9
<7> п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19; Письмо УФНС России по г. Москве от 05.10.2007 N 18-11/3/095267
<8> Постановления ФАС МО от 10.07.2009 N КА-А40/6314-09; ФАС ПО от 12.01.2006 N А72-5872/05-6/477
<9> п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
<10> формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а; п. 5 ПБУ 6/01; Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98
<11> утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а
<12> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
<13> пп. 4, 5 ПБУ 6/01
<14> утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7
<15> п. 1 ст. 256 НК РФ
<16> п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ
<17> Письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-11-06/2/152
<18> п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<19> ст. 11, п. 2 ст. 25, пп. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пп. 1.3, 6.4, 11.2 Санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.04.2003; статьи 212, 223 ТК РФ
<20> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
<21> Письмо Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/1/357; Постановления ФАС СЗО от 27.02.2006 N А56-29688/2005; ФАС УО от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3; ФАС МО от 18.07.2007 N КА-А40/5665-07
<22> ст. 41, ст. 209 НК РФ; ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."
<23> ст. 3, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; п. 3 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184
<24> п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н
<25> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
<26> п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)
<27> подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 2 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
<28> п. 2 ст. 272 НК РФ
<29> пп. 111, 112 Методических указаний; подп. 6 ст. 254 НК РФ
<30> пп. 3, 16 ПБУ 10/99
<31> подп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ
<32> п. 14 ст. 270, подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ
<33> пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ
<34> п. 12 ст. 171 НК РФ
<35> подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
<36> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ
<37> п. 1 cт. 346.16 НК РФ
<38> Постановление ФАС УО от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3
<39> Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/151, от 17.01.2007 N 03-11-04/2/12
<40> подп. 5 п. 1 ст. 316.16, ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ; Постановление ФАС ПО от 29.03.2006 N А65-
25615/05-СА2-9
<41> Постановление ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8976/2006(29957-А67-40)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2010

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию