Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)
Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?
Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 "Перевозка" ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором - только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель
Как установлено п. 2 ст. 801 ГК РФ, в соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться также перевозчиком. Большинство цивилистов усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, к которому наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 "Услуги грузового автомобильного транспорта" под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой "Услуги транспортной экспедиции" (код 023000).
Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Комментарии
1Не понятно, ведь на основании ст. 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза может производиться как его отправителем (получателем), так и транспортной организацией. Соответствующая обязанность возлагается на то или иное лицо в договоре перевозки. Таким образом, если транспортная компания по договору перевозки обязана не только доставить груз из точки A в точку B, но и еще погрузить и выгрузить его, то данное действие не следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, скорее оно подходит под услугу, сопутствующую перевозке. То же самое происходит и при возложении на перевозчика других экспедиторских функций, в этой ситуации на сделку лишь распространяются правила гл. 41 ГК РФ (п. 2 ст. 801), однако говорить о том, что у перевозчика появляется еще один вид деятельности, некорректно.