Отчетность

Московская отчетная лихорадка: приводим мысли в порядок

Пришел в Москву март, а с ним и самая напряженная пора для учетных работников. В такой горячке не так-то просто удержать в памяти все-все важные мелочи бухгалтерских и налоговых отчетов. Мы напомним о некоторых из них.

Пришел в Москву март, а с ним и самая напряженная пора для учетных работников. В такой горячке не так-то просто удержать в памяти все-все важные мелочи бухгалтерских и налоговых отчетов. Мы напомним о некоторых из них.

В общем-то, изменений, кардинально сказавшихся на бухгалтерской отчетности за прошлый год, не так много. Самые глобальные из них – те, что касаются основных средств. Изменился порядок их учета в отдельных случаях, что закономерно «проявляется» в бухгалтерской отчетности. Может быть, при заполнении баланса и формы № 2 бухгалтеры вновь столкнутся со сложностями в строках по Отложенным Налоговым Активам и Обязательствам. Рассказывают, что уже сейчас заглядывающие в бухгалтерию посторонние сотрудники дивятся репликам, летающим над бухгалтерскими столами: «Какое у тебя ОНО?.. а ОНА?». Второй год надо отражать в отчетах прибыль по восемнадцатому ПБУ, а многие бухгалтеры еще до конца не освоились с некоторыми его тонкостями. Мы поможем внести в них ясность. Также пройдемся слегка и по некоторым «долгоиграющим» вопросам бухгалтерского учета. Но, сказать по правде, они – почти что сущие «безделицы» по сравнению с неразберихой по налоговой отчетности.

Чего стоят, например, отказы большинства налоговых инспекций принимать «старые» формы отчетов по ЕСН, пенсионным взносам и справки по НДФЛ, при том, что новые пока еще не утверждены. Правда, говорят, что уже вот-вот, со дня на день появятся новые декларации по социальному налогу и пенсионным взносам. С одной стороны, проблема создана практически на пустом месте. Похоже, что новые формы будут отличаться от прежних лишь осовремененным названием нашей налоговой «цитадели» – ФНС. Но с другой, инспекторам не хочется делать двойную работу: сначала принимать такие отчеты, а потом еще и сякие – если декларации придется пересдавать. Вот они и придумали «сказку» для жаждущих заранее отчитаться бухгалтеров: мол, рановато еще, подождите. Служащим налогового ведомства пришлось даже выпустить специальное письмо «О приеме налоговых деклараций», в котором они объяснили своим коллегам на местах, что нехорошо-де, надо принимать отчеты по старым, действующим еще формам. Это письмо могут взять на вооружение те бухгалтеры, которым отказывают в приеме отчетов.

Мы окинем пытливым взором каждую налоговую декларацию, которую бухгалтерам предстоит сдавать в мартовские дни. Но начнем по традиции с бухгалтерских форм.

В общем и целом

Главное, что состав бухгалтерской отчетности и сроки ее сдачи в этом году не изменились. В полный «комплект» годовых форм входят бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), формы № 3, 4 и 5, пояснительная записка и итоговая часть аудиторского заключения. Малые предприятия отчитываются по «упрощенному» варианту: сдают только первую и вторую формы. Правда, небольшие фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить итоговую часть аудиторского заключения и все пять бухгалтерских отчетов. Но и у них есть поблажка: формы № 3, 4 и 5 можно не сдавать, если нет данных для их заполнения.

А фирмы, работающие на упрощенке, вообще не должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Правда, если фирма работает одновременно на упрощенке и на ЕНВД, то отчитаться придется, причем – в целом по организации.

Напомним, что составлять бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным Минфином, – необязательно. Они всего лишь – рекомендуемые. Фирма может создать на их основе собственные бухгалтерские отчетные формы, не меняя, однако, порядок строк баланса и итоговые его разделы.

Прежде чем перейти собственно к отчетам, перечислим сначала те из них, которые сдавать не надо, ибо отдельные проверяющие все еще ищут зачем-то «позавчерашний день»... Итак, подавать не надо: «Сведения о рублевых счетах ...», «Сведения о счетах в иностранной валюте...» и «Перечень предприятий дебиторов и кредиторов ...». В законе о бухгалтерском учете о сдаче таких форм ничего не сказано.

И еще об одном «креативе» контролеров. Некоторые из них навязывают фирмам добровольно-принудительный порядок сдачи отчетности в электронном виде: они вообще отказываются принимать бумажные отчеты без дискеты с электронным их дубляжем. Имейте в виду, что это неправомерно. Из закона «О бухгалтерском учете ...» следует, что фирма может готовить бухгалтерскую отчетность в электронном виде только в случае, если обладает достаточными для этого техническими возможностями.

Пора двигаться собственно к балансу.

Стремясь к равновесию

При заполнении раздела «Внеоборотные активы» формы № 1 бухгалтерам фирм, которые в прошлом году ремонтировали арендованные основные средства или покупали машины, оборудование, другое имущество за валюту, желательно еще раз «свериться» с Методическими указаниями по учету основных средств, действующими с начала прошлого года. Там были изменения по учету перечисленных операций. Но больше всего споров вызвал введенный Указаниями порядок амортизации используемой, но еще не зарегистрированной недвижимости.

Много вопросов у бухгалтеров по суммам, попадающим в строку 220 (налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками, но еще не принятый к вычету). Дело в том, что НДС, приходящийся на не принятые для налога на прибыль нормируемые расходы (на командировки, рекламу и по представительским), нельзя также ставить к возмещению и, соответственно, учитывать по дебету счета 19. Однако по рекламным затратам есть спорный момент.

Минфин считает, что налог по таким затратам надо принять к вычету с учетом норматива, рассчитанного в том же периоде, когда фирме оказали рекламные услуги. Потом корректировать этот вычет нельзя. Понятно, что тогда принять к вычету весь входной НДС не получится. Даже если к концу года рекламные расходы полностью уложатся в норматив.

Однако Налоговый кодекс устанавливает другой порядок. Норматив по рекламным расходам рассчитывают нарастающим итогом в течение года. Тогда возможно, что к концу года фирме удастся списать для налога на прибыль все расходы по рекламе. Соответственно, получит она и право принять к вычету весь входной НДС.

Вторая – но не по важности

По-прежнему нет четкого понятия выручки от обычных видов деятельности, показатель которой фирма должна отразить по строке 010 «Отчета о прибылях и убытках». Значит, фирма может сама определять, какие из доходов являются для нее обычными.

Главный специалист Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Татьяна Томило на одном из бухгалтерских семинаров, в частности, указала, что в строке 010 должны «сидеть» в том числе и доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, и доходы от игорного бизнеса. Расшифровывать их суммы в отдельных строках или нет – зависит от существенности этих доходов для предприятия. А показатель такой существенности фирма выбирает сама. Это может быть и 5, и 3 процента от общей суммы выручки. Но в любом случае нужно закрепить принятый уровень существенности в учетной политике.

Отложенные – не значит сложные

Прежде всего напомним, что малые предприятия не обязаны применять ПБУ 18/02, поэтому могут этот раздел пропустить. Тем не менее ввиду сложности этого вопроса для всех остальных фирм остановимся на нем подробнее. Если расходы в бухучете признаются раньше, а доходы позже, чем в налоговом, то у фирмы образуются вычитаемые временные разницы. Например, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, или убыток прошлого периода был перенесен на будущее. Если вычитаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль, то полученная величина будет считаться отложенным налоговым активом. На такие суммы в течение года делают проводки Дебет 09 Кредит 68, а сальдо по счету 09 на конец года переносят в строку 145 баланса.

А вот в форме № 2 одноименная строка отнюдь не идентична балансовому показателю. Ведь если в балансе показывают только сальдо по счету 09, то в строку 141 Отчета о прибылях и убытках надо вписать разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по этому счету за прошедший год. Положительный результат прибавляют к прибыли до налогообложения (или вычитают из убытка), отраженной по строке 140 отчета.

Логика возникновения отложенных налоговых обязательств во многом сходная. Когда расходы в бухучете признают позже, а доходы раньше, чем в налоговом учете, у фирмы появляются налогооблагаемые временные разницы. Например, если амортизация основных средств в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. Или если фирма, которая рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, отгрузила продукцию, но денег еще не получила. Чтобы рассчитать сумму отложенного налогового обязательства, надо налогооблагаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль. Вести учет таких обязательств нужно на счете 77. Кредитовое сальдо по этому счету на конец года и нужно поставить по строке 515. Как и в случае с отложенными активами, в Отчете о прибылях и убытках надо показать разницу между начисленными и погашенными налоговыми обязательствами. Если начисленные обязательства (кредит счета 77) больше погашенных (дебет счета 77), то разницу вычитают из прибыли до налогообложения. Обычно так и бывает, и показатель по строке 142 записывают в круглых скобках. Иначе – разницу прибавляют к прибыли, отраженной по строке 140, и показывают без круглых скобок. Пожалуй, все. Переходим к пояснительной записке.

Что нуждается в пояснениях

О пояснительной записке скажем самое главное – это свободная форма отчетности, к ней установлены лишь общие требования. Например, описать, чем занимается фирма, показатели ее деятельности за отчетный год, сколько предполагают выплатить дивидендов, на какие цели расходуется чистая прибыль и др. Объем информации в пояснительной записке фирма определяет сама.

Напомним еще, что с начала прошлого года действует Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03). Партнерам нужно указывать в пояснительной записке, сколько было вложено в совместную деятельность и чего, собственно, хотели добиться участники договора, а также каким способом они извлекали доход.

Тревожные социальные: как должно быть

Напомним, что ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование начисляют на доходы работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (например, договору подряда), а также на доходы самих предпринимателей. При этом с выплат по гражданско-правовым договорам ЕСН не начисляют в части, которая «идет» в Фонд соцстраха. Налог платят со всех – как денежных, так и не денежных – доходов, которые работник получил от фирмы. Правда, с некоторых доходов налог рассчитывать не нужно. Не примените заглянуть еще раз в статью 238 НК – там дан их перечень. Так, например, если фирма выплатила увольняющемуся работнику выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск, то она не только сделала праведное дело, но и ничуть не увеличила свою базу по ЕСН. Впрочем, налог не надо платить также с любых выплат сотрудникам, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК). А вот по взносам на обязательное пенсионное страхование таких льгот фирмам не дано – в расчет нужно принимать все выплаты работникам.

НДФЛ: объять необъятное

По НДФЛ важно не запутаться в ставках. 13 процентами облагают денежные выплаты (зарплату, премии, надбавки) и оплаты товарами. А стоимость призов, выигранных во время рекламных кампаний, а также доходы в виде так называемой материальной выгоды облагают по ставке 35 процентов. С дивидендов нужно заплатить 6 процентов налога, а с доходов сотрудников-иностранцев – 30 процентов.

Отдельно остановимся на доходах в неденежной форме – когда сотрудник получает бесплатно или по сниженным ценам товары от фирмы. В этом случае «подоходный» уплачивают с материальной выгоды, то есть разницы между обычной ценой таких товаров (работ, услуг) и суммой, которую оплатил работник. На нее начислите налог по ставке 13 процентов и вручную забейте в программу запись Дебет 70 Кредит 68 на полученную сумму. Понятно, что фактически удержать налог с материальной выгоды фирма не может. Поэтому бухгалтер должен просто отправить в налоговую справку о доходах (хотя бы старую форму – по почте), причем сделать это надо в течение месяца со дня «поощрения» сотрудника.

Особый разговор – по займам. Если сотрудник берет у фирмы заем, то он также получает и материальную выгоду, если проценты по займу составляют менее 3/4 ставки рефинансирования Банка России (по займам в рублях) или 9 процентов (по займам в валюте). Вообще-то «подоходный» налог в этом случае может заплатить и сам сотрудник, после того как подаст в налоговую декларацию о доходах. Однако он может попросить сделать это бухгалтера своей фирмы.

Тогда рассчитайте его доход так. Сумму займа надо умножить на 3/4 ставки рефинансирования или на 9 процентов, умножить на количество дней займа и разделить на количество дней в году. Такую сумму процентов (по мнению контролеров) должен был уплатить работник за пользование заемными деньгами. А теперь от результата отнимите сумму реальных процентов, заплаченных работником, и получится облагаемый НДФЛ доход. Не забудьте, что с него надо заплатить налог по ставке 35 процентов.

По НДФЛ есть льготы. Это большинство установленных законом пособий и компенсаций, суммы матпомощи не более 2 тыс. рублей, а также выигрыши и призы, полученные при рекламе товаров в такой же сумме (ст. 217 НК).

Справки в налоговую бухгалтеры могут подать одним из двух способов: на специальном бланке или на дискете – выбор за вами. Правда, обычно инспекторы требуют и то и другое. Поскольку в инспекцию все равно придется идти в обоих случаях, рекомендуем лишний раз не спорить с проверяющими.

Налог на прибыль: коротко о главном

Основные баталии с налоговыми инспекторами, как правило, разворачиваются вокруг расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль фирмы. Остановимся только на одном спорном моменте.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос о том, как отражать проценты по коммерческому кредиту. Речь идет о ситуации, когда фирма предоставляет покупателю отсрочку платежа. При этом он оплачивает и стоимость товара, и проценты за отсрочку их оплаты.

Важно не упустить из виду, что такие проценты в бухгалтерском учете увеличивают выручку от реализации (строка 010 в Форме № 2). А в декларации по налогу на прибыль проценты за отсрочку (как, впрочем, и по любым другим долговым обязательствам) надо учесть в составе внереализационных доходов. Там же отражают проценты по товарным векселям, выданным в оплату товаров.

И, наоборот, если фирма получила отсрочку оплаты от поставщика, то в бухучете надо показать затраты по производству и реализации, а в налоговой декларации увеличить сумму внереализационных расходов.

Налог на имущество: выбор есть

По этому налогу в течение года было много споров как у фирм с контролерами, так и у Минфина с подчиненным ему теперь налоговым ведомством.

Один из спорных вопросов – имущество на счете 03. Московские инспекторы категорично высказались за уплату налога с имущества, предназначенного для передачи в аренду. А Минфин разрешил фирмам не платить, правда, с условием: если это имущество с самого начала учитывалось на счете 03.

Нюансы НДС

Да, конечно, по этому налогу фирмы подбили итоги за последний квартал прошлого года еще в январе. Но наш обзор был бы неполным без упоминания о сложных моментах по НДС, с которыми бухгалтеры сталкивались в прошлом году. Под пристальный контроль инспекторов попадали, прежде всего, налоговые вычеты. Остановимся на некоторых нюансах.

Показывая в вычетах сумму НДС по основному средству, не требующему монтажа, убедитесь, что оно оплачено и фирма использует его в своей деятельности. Если основное средство надо собрать или смонтировать, то вычет можно сделать только после того, как в налоговом учете вы начнете начислять по нему амортизацию.

НДС по расходам будущих периодов можно тоже принять к вычету сразу, если фирма выполнила все необходимые условия. Их бухгалтеры, думаем, помнят назубок – чтобы товары (работы, услуги) были выполнены, оплачены и предназначались для производства или других операций, облагаемых НДС.

Правда, один из них, по мнению государственного советника налоговой службы 1 ранга Департамента косвенных налогов МНС России Всеволода Леви, не выдерживает критики. Речь идет о требовании возмещать налог с товаров (работ, услуг), «приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций». Что, например, делать с НДС по затратам по изыскательским работам, которые не дали результата? Налоговики «входят в положение» и принимают такой вычет.

Если в течение года у фирмы были возвраты товаров от покупателей, то НДС по ним тоже можно принять к вычету при определенных условиях.

Как видно, даже при выборочном обзоре новшеств по бухгалтерской и налоговой отчетности вопросов, спорных моментов и неясностей получается не так уж мало. Остается только пожелать бухгалтерам быть бдительными и не упустить какой-нибудь важной мелочи, именно сейчас, когда осталось «еще немного, еще чуть-чуть...».

Обратите внимание

НДС по возвращенным от покупателей товарам или по результатам работ, от которых отказался заказчик, можно принять к вычету, если:

  • НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг) был уплачен в бюджет;
  • в бухгалтерском учете сделаны корректировки по возврату товаров (работ, услуг);
  • не истек один год со дня возврата товаров (отказа от результатов работ, услуг).

Напомним

Не нужно платить НДС с авансов, полученных:

  • в счет оплаты экспортируемых товаров, изготавливаемых более полугода;
  • в оплату товаров (работ, услуг), которые будут реализованы не в России;
  • в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС.

Светлана Байкалова


Источник материала: «Московский бухгалтер»

Начать дискуссию