Возмездность как конвенция умолчания, выдаваемая за бескорыстие. Хочется отрефлексировать это явление.
Что это вообще такое? Ну, грубо говоря, отдавая банан слоненку, мартышка рассчитывает позже получить банан от удава. Ее научили, что так правильно и что это и есть бескорытие. Твори добро, не ища пользы, и тебе воздастся.
Противоречие, говорите? Да, строго говоря, пусть не все, но большинство внешне бескорыстных мотивов теряют право так называться, во всяком случае такое их наименование перестает быть вполне точным. Формально действие, вызванное такими мотивами остается дарением. Если я отдаю что-то даром лицу А в надежде, что мне это вернется так или иначе (в форме подарка от Х, грубо говоря), нельзя назвать это обменом или продажей.
А вот жертвой – можно. Я жертвую нечто лицу А (во Вселенскую Пустоту) с тем, чтобы некие силы этой Пустоты (социальные или мистические) после мне тем или иным способом воздали. Не зря о людях, совершающих множество бескорыстных поступков, говорят, что они ведут жертвенную жизнь. По конечному факту все эти деяния часто так и остаются бескорыстными: Вселенская Пустота совершенно не обязательно воздает за жертвы.
Иное дело – возмездность, оговоренная “намеками” и эллипсами, но все еще выдаваемая за бескорыстие: “Отдам даром поломанный монитор. Люблю пиво, женщин и свежевыжатый лошадиный сон”. Так бы, сволочь и свинья, и писало: “Меняю дерьмо на цацку”. Или даже: “Продаю А за В”.
Когда человек молча жертвует на благое или даже не молча и не на благое, а просто кому-то, но даром, хоть и надеется при этом, что люди полюбят или Бвана Саваох исцелит больного близкого (да хоть в бизнесе пособит, чо), он либо никого не обманывает, либо один лишь собственный мотивационный механизм. Тот же, кто говорим “даром”, но немедленно присовокупляет “Хочу цацку”, поступает подобно маркетологу, то есть смягчает требование вполне конкретной возмездности, с не просто очевидными, но и зримо проведенными векторами.
А вот бывают ли подлинно бескорыстные мотивы вообще? Кажется, что само понятие мотива исключает такую возможность. В этом смысле красива кришнаитская концепция беспричинной милости Кришны. Беспричинной. Немотивированной. Безумной?
Комментарии
5:)
Оригинальный подход к раскрытию темы.
По какому принципу подбираются авторы?
мдя... видимо, приверженность двойной записи накладывает определенный отпечаток на аудиторию