Социальные пособия

Новый порядок расчета пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством

Кто в детстве читал повесть “Приключения Чиполлино”, тот наверняка должен быть в курсе, что с точки зрения томатов рабоче-крестьянский класс представляет собой ни что иное, как сборище бездельников, воров и дармоедов, а все, чем этот класс до поры до времени владеет, следует незамедлительно отнять и запихнуть себе в пасть.
Новый порядок расчета пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством
Рисунок Е. Крана

Раз в месяц синьор Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии.  По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем  производил подсчет и устанавливал, сколько кому воздуха нужно и какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха.

Джанни Родари, “Чиполлино”.

Кто в детстве читал повесть “Приключения Чиполлино”, тот наверняка должен быть в курсе, что с точки зрения томатов рабоче-крестьянский класс представляет собой ни что иное, как сборище бездельников, воров и дармоедов, а все, чем этот класс до поры до времени владеет, следует незамедлительно отнять и запихнуть себе в пасть.

Как оказывается, данная логика отнюдь не чужда и отечественным законотворцам, чье внимание последние два года занимает исключительно экономия бюджетных средств. Причем на этот раз планируется серьезно и по крупному сэкономить на самых бесправных и беззащитных слоях населения, то есть на больных, калеках и новорожденных. Основой для будущей экономии станет недавно принятый и уже одобренный Советом Федерации текст поправок в закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", вызвавший массу протестов и недовольства со стороны общественности.

Социальный законопроект

Говоря о социальной значимости и актуальности рассматриваемого документа, стоит признать, что все положительные моменты были напрочь исключены и вычищены из него еще на этапе парламентских чтений. Между тем, инициатива законодателей, несмотря на все ущемления ранее существовавших прав и технические неточности, выглядела довольно привлекательной и сулила большие перемены в части изменения субъектного состава застрахованных лиц в сторону его увеличения. Так, с принятием законопроекта в первоначальном его виде сама собой разрешалась давняя дискуссия о необходимости защиты трудовых прав лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. То есть тех, кому не повезло трудоустроиться по трудовому договору со всеми вытекающими отсюда благами социальных пакетов.

Первоначально законопроектом предлагалось дополнить перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа. В том числе - по договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства и так далее. 

Более того, по логике законодателей по своей правовой природе к договору гражданско-правового характера должен был быть отнесен договор об осуществлении опеки или попечительства, в том числе договор о приемной семье, который заключается в соответствии со статьей 14 Федерального закона об опеке и попечительстве. Отсюда следовало, что приемные родители также могли быть отнесены к категории лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, и получить право на пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Одновременно с этим отменялась правовая норма, гласившая, что в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Предполагалось, что реализация данного предложения в конце концов поможет унифицировать базу для начисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды и позволит исчислять пособия на основе сведений индивидуального персонифицированного учета, имеющихся у ПФР.

Собственно, данные положение ставились во главу угла при обосновании необходимости принятия законодательных поправок. Они же, эти самые положения, и позволили правительству протащить данный законопроект в Госдуме через первоначальные обсуждения и прения в качестве общественно полезного и остросоциального. Теперь, как, наверное, уже все поняли, реализоваться на практике вышеуказанные нормы не смогут. Поскольку главным лейтмотивом подготовленных поправок являлась все-таки оптимизация расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ФСС, нормы о соцгарантиях прав миллионов трудящихся на основании гражданских контрактов, было решено забраковать.

В принципе, делать это было недопустимо, так как вычеркнутые из законопроекта нормы по сути провозглашались законодателями системообразующими и ведущими. Иными словами, в целях их реализации данный закон и принимался. Помогло здесь то, что законодатели, как это нередко бывает, решили “запихнуть” в один и тот же документ несколько несостыкующихся между собой положений. С одной стороны – это предоставление социальных прав и гарантий соблюдения этих прав гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в соответствии с гражданским законодательством, с другой – откровенно грабительские нормы о новых принципах расчета пособий.

В частности, ранее документом предусматривалось, что застрахованному лицу при страховом стаже до 8 лет пособие будет выплачиваться в размере 60 процентов среднего заработка, при страховом стаже от 8 до 15 лет - 80 процентов среднего заработка, и только при страховом стаже свыше 15 лет - 100 процентов среднего заработка. Напомним, что в настоящее время для получения пособия в стопроцентном размере достаточно иметь страховой стаж в 8 и более лет, для начисления пособия в размере 80 процентов – от 5 до 8 лет, а для пособия в размере 60 процентов среднего заработка - до 5 лет.

Само собой, спорящие стороны быстро пришли к консенсусу и исключили все лишние с их точки зрения нормы из текста законопроекта. Поэтому, когда несколько миллионов человек в очередной раз оставили без социальных льгот, а другой части населения в значительной степени урезали объем этих самых льгот, окончательно принятый парламентариями документ уже не выглядел столь зловеще и снова мог быть провозглашен в качестве социального, что и было сделано.

Планируемые нововведения

Первое изменение, утверждаемое принятым законом, касается пересмотра периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого самим работодателем. Как все помнят, сейчас за счет средств социального страхования пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается с третьего дня, а работодатель оплачивает только первые два дня. Теперь же, в качестве мер, направленных на снижение расходов в части обязательного социального страхования, законом предусматривается увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, до трех дней. За весь остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, выплаты будут производиться за счет средств бюджета ФСС.

Второе и, пожалуй, самое важное изменение связано с пересмотром метода исчисления среднего заработка застрахованного лица, принимаемого в расчет при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Теперь средний заработок для исчисления пособий предлагается определять исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев, в том числе за время работы у предыдущего страхователя, или страхователей. При этом в расчет средней величины заработка станут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы.

В любом случае государство гарантирует, что размер пособия не будет ниже минимального размера оплаты труда. Так, если, застрахованное лицо не имело заработка в двух календарных годах, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда. Также во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не будет меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Кроме того, документом определяются гарантии соблюдения прав застрахованных работников во время простоя предприятий. Так, в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата. Но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Наряду с вышеуказанными нововведениями предусматривается внесение изменений в порядок назначения и выплаты указанных пособий. Так, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо должно будет представить листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Также работник обязан предоставить справку о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы, выдаваемую страхователем по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием справки о сумме заработка соответствующее пособие может быть назначено на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. При этом застрахованное лицо будет обязано предоставить указанную справку в будущем. После представления застрахованным лицом указанной справки о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки.

Наконец, правовой новеллой документа стали нормы об ответственности за достоверность представляемых в социальные фонды сведений. Согласно будущему закону, все без исключения физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.

Минусы будущего закона

Несмотря на то, что как мы уже говорили, к концу парламентских чтений законопроект приобрел более или менее божеский вид, своего основного смысла он не утратил и предназначение свое в части установления режима усиленной экономии средств социальных фондов выполнил. Даже перевыполнил, поскольку согласно закону о бюджете ФСС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов профицит бюджета Фонда в 2011 году составит 1 944, 9 млн. рублей. Данный профицит будет сформирован за счет фактического уменьшения размеров пособий, которые граждане получат в новом году. Что характерно, предпочтительный размер пособий по логике законодателей должен быть приблизительно равным величине МРОТ.

Определение размера пособия по нетрудоспособности и родам, исходя из среднего разработка, рассчитанного за два предшествующих календарных года, во многих случаях логичным образом приводит к уменьшению размера сумм, выплачиваемых гражданам по указанным правовым основаниям. Это обуславливается тем, что рассчитывать средний заработок необходимо будет при помощи нового алгоритма, где средняя зарплата равна отношению всех полученных застрахованным лицом выплат не к 365 (число календарных дней), а уже к 730.

Представляется, что данная цифра была выбрана законодателями неслучайно, поскольку на нее приходится период финансовой нестабильности в российском обществе, сопровождаемой скачками уровня зарплат.  Особенно это актуально для таких ситуаций, как, скажем, наблюдаемое в текущем году увеличение размера заработной платы в связи с увеличением объема выполняемых работ, карьерным ростом и сменой профессий. И если в этом году зарплата работника была значительно повышена по сравнению с годом предыдущим, то размер среднего заработка, исчисленный за два предшествующих календарных года, окажется, безусловно, ниже, чем тот, который был бы исчислен при применении норм, действующих в настоящее время.

Правда, женщинам здесь предоставили определенные и весьма сомнительные преимущества по сравнению с мужчинами. Так, в случае, если в двух календарных годах, предшествующих страховому случаю, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам, или в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами. Естественно, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. При этом насчет данной нормы иллюзий также питать не стоит, поскольку порядок обращения с заявлением о такой замене, который, по всей видимости, будет регламентироваться подзаконными актами, простым отнюдь не будет.

При этом в общей массе существуют и особые группы риска, которые острее всех прочих воспримут новый порядок исчисления пособий. В первую очередь значительно потеряют на нововведениях молодые семьи. Как справедливо отмечают противники закона, наличие у молодых родителей маленьких детей приводит к необходимости чаще пользоваться правом на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае осуществления ухода за больным членом семьи. Следовательно, чем чаще молодые родители будут осуществлять уход за больным ребенком, тем более уязвимым будет их материальное положение в сравнении с существующим уровнем социальной защищенности молодых семей.

Существование другой группы риска обусловлено тем обстоятельством, что в период, служащий в целях определения среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, будет включено время, приходящееся на самый пик финансово-экономического кризиса в нашей стране. Это означает, что сотни тысяч граждан, лишившихся в разгар кризиса своих рабочих мест, получат пособия в размере либо равном, либо едва превышающем уровень МРОТ. Это также касается и тех, чей размер заработной платы в связи с кризисом был пересмотрен в сторону уменьшения.

Немало вопросов вызывает также пересмотр периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем. Ни для кого не секрет, что сейчас большинство работодателей попросту отказываются оплачивать те два дня, которые работники вынуждены брать в связи с заболеваниями. Причем рассматриваемые нами поправки данной практики совершенно не изменят. Напротив, гражданам теперь не будет оплачиваться не два, как сейчас, а уже три дня. Более того, данное положение дел укрепит в сознании работников мнение о том, что болезни следует стойко переносить прямо на рабочем месте. Немаловажно, что с этим соглашаются и сами депутаты.

Как отмечают в Комитете Госдумы по труду и социальной политике,  одним из весьма вероятных последствий увеличения периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, может стать массовый отказ работодателей от выполнения своих обязанностей. В свою очередь это повлечет безусловное ухудшение материального положения ряда категорий граждан, а также снизит количество граждан, обращающихся в учреждения здравоохранения за получением листа временной нетрудоспособности и, следовательно, не получивших необходимой медицинской помощи. Иными словами, болеть за свой собственный счет мало кто отважится, а тенденция к перенесению болезни на рабочем месте в ближайшие годы только усилится.

Комментарии

27
  • Ludmil-Ka

    Нет цензурных слов. Просто нет. Только тошнит от всего этого. И после этого они хотят, чтобы народ пылал патриотическими чувствами?????? Социальноориентированная политика, мать вашу!

  • Цитата:
    В любом случае государство гарантирует, что размер пособия не будет ниже минимального размера оплаты труда.

    Ошибочное утверждение. Для молодых со стажем до 5 лет гарантирует только 60% от МРОТ.

    В остальном отличная статья. Стоило бы ещё упомянуть, что болезни на рабочем месте без соответствующего лечения приведут в конце концов к ещё большему сокращению средней продолжительности жизни, что будет на руку ещё и Пенсионному фонду.

  • vyacheslav_s

    Еще стоит отметить что закон уже подписан Президентом :)

    И не понимаю почему все как сговорившись отмечают "Кроме того, документом определяются гарантии соблюдения прав застрахованных работников во время простоя предприятий." Это же никакое не новшество. Так было и в предыдущем варианте документа. Просто некоторые особо одаренные ревизоры ФСС не умели читать Законы.