О постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД и применении ст. 116 НК РФ.
Минфин счел необходимым разъяснить порядок постановки на учет плательщиков ЕНВД. Действительно, нигде в Налоговом кодексе четко не говорится, надо ли вставать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в той инспекции, в которой налогоплательщик уже стоит на учете по другим основаниям.
Минфин определенно отвечает, что в этой ситуации необходимо встать на учет в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД. Аналогичное разъясне-ние, касающееся не только индивидуальных предпринимателей, но и организаций, он приводит в Письме от 03.06.2009 № 03 11 06/3/154. Но в Письме Минфина России от 27.09.2010 № 03 02 08/58 сказано также, что к тому налогоплательщику, который не выполнит эту обязанность, будет применена мера ответственности согласно ст. 116 НК РФ.
Отметим, что наказание, предусмотренное указанной статьей, недавно ужесточилось. Раньше в состав правонарушения в соответствии с ней входило только нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. При этом если просрочка подачи заявления не превышала 90 дней, штраф составлял всего 5 000 руб., при превышении данного срока штраф вырастал до 10 000 руб. С 02.09.2010 стало иначе.
Теперь нарушение указанного срока в любом случае, независимо от количества просроченных дней, карается штрафом в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Но дополнительно к этому установлено также, что если налогоплательщик не встал на учет, а все равно ведет соответствующую предпринимательскую деятельность, он будет оштрафован на 10% от доходов, которые получил за время такой неразрешенной деятельности, причем не менее чем на 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Данные изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2010 № 229 ФЗ.
К сведению:
В прежней редакции Налогового кодекса ответственность, предусмотренная сейчас п. 2 ст. 116 НК РФ, была установлена ст. 117: налогоплательщик наказывался штрафом в размере 10% от доходов, полученных при ведении предпринимательской деятельности без постановки на учет в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. Размер этого штрафа удваивался, если постановка на учет не состоялась в течение более чем 90 дней.
В связи с этим вновь укажем, что для плательщика ЕНВД отсчет пятидневного срока, в течение которого он должен встать на учет, производится именно со дня, когда он начал предпринимательскую деятельность. А это значит, опоздание с постановкой на учет обязательно приведет к наложению штрафа по обоим названным основаниям. Даже если за время нарушения налогоплательщик не получил никаких доходов, он может расстаться с суммой в 50 000 руб. ФНС в Письме от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ указала следующее. Учитывая, что процесс «осуществления» деятельности предполагает прежде всего потребление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления такой деятельности (например, закупка и получение товара в течение длительного периода времени, болезнь работника, с которым заключен трудовой договор).
По мнению налоговиков, у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по факту начала потребления указанных ресурсов независимо от получения дохода от такой деятельности и снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.
А в случае, например, перепланировки помещения, где оказываются услуги общественного питания, в результате которой площадь объекта стала меньше 150 кв. м (то есть появилась обязанность по переходу на уплату ЕНВД), надо подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в пятидневный срок, исчисление которого начинается с календарной даты, следующей за днем фактического изменения размера площади зала обслуживания посетителей (Письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03 11 06/3/39). При этом не имеет значения, когда внесены изменения в правоустанавливающие документы на данный объект (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03 11 06/3/264).
Если налогоплательщик фактически не осуществляет виды деятельности, в отношении которых он может быть переведен на ЕНВД, он не обязан пода-вать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, даже если он указал при государственной регистрации и внесении сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) этот вид предпринимательской дея-тельности (Письмо Минфина России от 05.02.2010 № 03 11 06/3/17).
К сведению:
Помимо наказания, установленного Налоговым кодексом за опоздание с постановкой на учет в налоговом органе, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 15.3 КоАП РФ), причем довольно мягкая: от 500 до 1 000 руб. В некоторых случаях она вообще может быть заменена предупреждением. Согласно п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Но поскольку постановка на учет плательщика ЕНВД сопряжена с началом им предпринимательской деятельности в данной сфере, то если он опоздает с этой обязанностью, к его должностным лицам будет применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ. А это штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб., который не может быть заменен предупреждением.
Следует отметить, что ответственность, установленная данной статьей, не применяется в отношении индивидуальных предпринимателей. Ведь они и так подлежат наказанию в соответствии с Налоговым кодексом.
Налоговая служба в Письме от 21.09.2009 № МН-22-6/734@ указала, что постановка на учет плательщиков ЕНВД осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@ «Об утверждении форм заявлений о постановке на учет и снятии с учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Отметим, что, как следует из Письма ФНС России от 05.03.2009 № МН-22-6/168@, налоговая служба требует считать датой постановки на учет дату начала осуществления деятельности, указанную в формах, утвержден-ных упомянутым приказом.
Здесь же налоговики обратили внимание налогоплательщиков на то, что эти формы являются машинноориентированными и при их заполнении должны применяться Правила заполнения машинно-ориентированных форм документов, используемых при учете организаций и физических лиц, представленных на бумажном носителе, приведенные в приложении к Письму ФНС России от 21.01.2009 № МН-22-6/50@, а также размещенные на интернет-сайте ФНС (раздел «www.nalog.ru > Государственная регистрация и учет налогоплательщиков > Учет налогоплательщиков > Нормативные акты, регламентирующие вопросы учета налогоплательщиков»).
Какие либо другие документы для постановки на учет не нужны. На это указано, например, в Постановлении ФАС СЗО от 21.06.2007 № А42-1432/2006 . Суд определил, что Налоговым кодексом не предусмотрен запрет направлять в инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД посредством почтовой связи, а также представлять копии документов, не заверенные налоговым органом либо нотариусом.
Арбитры отметили, что НК РФ предусматривает обязанность налогового органа на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке этих предпринимателей на учет в качестве плательщиков ЕНВД (п. 10 ст. 83 НК РФ).
Необходимо учитывать также, что налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, которые переведены на ЕНВД, в общем случае обязаны встать на учет именно по месту ведения предпринимательской деятельности. Но существуют виды деятельности, при осуществлении которых надо встать на учет по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), такие как:
– оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
– розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торго-вой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли);
– размещение рекламы на транспортных средствах.
Мест осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, может быть несколько и, если они относятся к разным муници-пальным образованиям, в каждом из них надо встать на учет (письма Минфина России от 08.06.2010 № 03 11 11/160 и от 26.03.2010 № 03 11 04/3/47).
К сведению:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
В Постановлении ФАС СЗО от 01.06.2010 № А05-21408/2009 суд установил, что налогоплательщик, начавший осуществлять деятельность, по которой уплачивается ЕНВД, совершил нарушение, не встав на налоговый учет в качестве плательщика этого налога в период с 25.02.2009 по 24.07.2009, то есть в срок, превысивший 90 дней. В результате на основании п. 2 ст. 117 НК РФ (напомним, до недавнего времени эта статья устанавливала ответственность за деятельность «вмененщика» без постановки на учет) предприниматель был оштрафован на 50 000 руб. Причем эта сумма образовалась после того, как суд нашел для него смягчающие обстоятельства: незначительность просрочки в постановке на налоговый учет, материальное положение, несоразмерность размера штрафа последствиям нарушения обязательства.
Отметим также указание ФАС ЗСО на то, что правонарушение, ответственность за которое была предусмотрена п. 2 ст. 117 НК РФ, относится к категории длящихся (Постановление от 01.08.2008 № А05-11252/2007). По нашему мнению, в отношении нынешней редакции Налогового кодекса, то есть п. 2 ст. 116 НК РФ, это означает, что нарушение считается совершенным, если налоговый орган докажет фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе, независимо от количества выявленных фактов такой деятельности.
В данной статье, как и в прежнем п. 2 ст. 117 НК РФ, нет отсылки ни к налоговым периодам, ни к ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Поэтому за указанное нарушение налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только один раз, а не по итогам каждого квартала.
Начать дискуссию