НДС

Резерв на ремонт согласно п. 3 ст. 162 НК РФ

Согласно п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются де-нежные средства, полученные управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Что в данном случае подразумевается под резервом на проведение ремонта? При каких условиях налогоплательщик вправе не начислять НДС на поступившие суммы? Применяется ли здесь ст. 324 НК РФ?

Согласно п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Что в данном случае подразумевается под резервом на проведение ремонта? При каких условиях налогоплательщик вправе не начислять НДС на поступившие суммы? Применяется ли здесь ст. 324 НК РФ?

В соответствии с п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Налоговый кодекс не содержит понятия резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к отраслевому законодательству, а именно к ЖК РФ. Однако он также не содержит упоминаний о подобном резерве. Единственно согласно пп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания ТСЖ отнесено образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Таким образом, понятие резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на законодательном уровне не закреплено. При практическом применении п. 3 ст. 162 НК РФ следует учитывать положение п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поэтому налогоплательщику достаточно обеспечить формальное соответствие назначения внесенных в счет будущего ремонта сумм цели, указанной в НК РФ. Например, управляющая организация вправе включить в договор управления (или предложить прописать в протоколе общего собрания собственников помещений) условие о том, что плата за капитальный ремонт, вносимая собственниками помещений, направляется на формирование резерва на проведение текущего или капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующую формулировку нужно включить и в протокол общего собрания членов ТСЖ, на котором принято решение о создании резервного фонда.

Добавим, что освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств рассматриваемого резерва, НК РФ не предусмотрено. На это обратил внимание Минфин в Письме от 23.12.2009 № 03 07 15/169. Данное обстоятельство, а также тот факт, что рассматриваемая норма включена в ст. 162 НК РФ, которая называется «Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)», указывают на то, что поступления на формирование резерва по своей сущности являются предварительной оплатой ремонтных работ. Поэтому нет оснований применять ст. 324 НК РФ, устанавливающую порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Начать дискуссию