Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.10.10 № А32-43900/2009-51/788
Скачать Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.10.10 № А32-43900/2009-51/788Суть спора. Инспекторы провели выездную проверку предприятия по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, о чем составили акт.
Рассмотрев материалы проверки, они приняли решение, которым общество в числе прочего привлечено к ответственности в виде штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС. Данным решением были доначислены суммы НДС и пени.
Такой вывод сделан исходя из того, что в почтовой квитанции на отправку декларации не указано наименование юридического лица, опись вложения оформлена с нарушениями. Общество не представило уведомление о вручении заказного письма налоговой инспекции.
Позиция суда. Судьи признали решение о наказании компании незаконным.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики должны сдавать в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
Неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного ее исчисления или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). Непредставление декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по окончании установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ в ред. до 02.09.10).
Декларации по НДС должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) декларация может быть сдана налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Инспекторы не вправе отказать в принятии декларации и обязаны по просьбе налогоплательщика проставить на ее копии отметку о получении и соответствующую дату.
При пересылке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Общество представило доказательства своевременного направления декларации по НДС - копию почтовой квитанции и копию описи вложения в конверт. В соответствии с декларацией компания перечислила соответствующую сумму налога.
В описи вложения указаны в качестве адресата «ИФНС № 5» и ее адрес, который совпадает с адресом инспекции, в качестве наименования предмета «НДС», а также дата. Письмом почтамта подтверждено, что при наборе квитанции о приеме заказного письма оператор некорректно создал информацию о наименовании юридического лица, в адрес которого принято письмо, то есть не указал номер инспекции.
Правила оказания услуг почтовой связи* регламентируют действия организаций связи, а не отправителя корреспонденции. Указанные документы составлялись работником почты, и пороки в их оформлении не могут иметь негативных последствий для общества.
* Утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.05 № 221 (далее - Правила).
Способ направления налоговой декларации по почте являлся традиционным для предприятия. Инспекция не оспаривает факты направления и получения от него иных налоговых деклараций, поданных аналогичным образом.
Представленные документы свидетельствуют о принятии к отправке почтовой корреспонденции общества. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 176 ФЗ «О почтовой связи», а также с Правилами датой отправки письма для общества считается день сдачи этого почтового отправления оператору связи. За исполнение оператором связи своих обязанностей пользователь услуг ответственности не несет.
Несмотря на установленные нарушения Правил при оформлении документов при приемке корреспонденции к пересылке, отделение связи подтвердило принятие оператором связи отправления по почтовой квитанции, а иные сведения не представило в силу пропуска шестимесячного срока хранения информации.
Налоговая инспекция, указывая на наличие пороков в оформлении квитанции и описи вложения, вместе с тем не привела доводов и доказательств того, что эти документы содержат недостоверную информацию либо являются сфальсифицированными. Кроме того, инспекция не представила доказательств неполучения декларации.
Вопреки отражению в решении о наказании компании информации об отсутствии в журнале регистрации входящей корреспонденции отметки о получении декларации, инспекция не подтвердила данное обстоятельство и не предъявила журнал.
Доказательства того, что в отправлении содержалась иная документация, налоговики не представили. Предъявление обществом почтовой квитанции с описью вложения признано судьями достаточным основанием для утверждения, что именно оно было отправителем по ней.
Неполучение инспекцией декларации, направленной по почте, с учетом подтверждения организацией факта ее отправки, не может служить основанием для привлечения последней к налоговой ответственности. Поскольку факт уплаты налога доказан, доначисление НДС и штрафа за его неуплату неправомерно. Начисление пеней налоговиками документально не обосновано, подробный расчет отсутствует.
Примечание «ДК». Декларация, как и ряд иных документов, может быть передана налогоплательщиком в налоговые органы лично или почтовой связью. Датой сдачи в этом случае считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, необходимой для установления того, какие именно документы были посланы.
Как указала Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», действия отделений связи по приемке корреспонденции, ее дальнейшей отправке и вручению адресату регламентированы Правилами:
Как справедливо отмечает суд, Правила обязательны для почтового отделения и нарушения, ошибки, допущенные со стороны организаций связи, не могут иметь негативных последствий для отправителя (получателя) корреспонденции.
Так, например, Правила регламентируют порядок не только принятия корреспонденции, но и вручения ее адресату. Ими, в частности, установлено, что почтовые отправления (любые) при невозможности их вручения адресатам или их законным представителям хранятся в отделениях связи в течение месяца. Корреспонденция доставляется по указанному на ней адресу или выдается в объектах почтовой связи, извещения о заказных почтовых отправлениях опускаются в почтовые ящики в соответствии с адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услуг.
При неявке адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Однако такой порядок отделениями связи соблюдается не всегда: вторичное извещение под расписку не вручается, а почтовое отправление хранится гораздо меньше месяца.
Во всех этих случаях, с моей точки зрения, можно ставить вопрос о незаконности возложения негативных последствий, связанных с нарушением установленных Правил, на лицо, которое является отправителем или получателем корреспонденции. Суды, выявив нарушение Правил со стороны организаций связи, обычно встают на сторону налогоплательщиков**.
** См. постановления ФАС Северо-Кавказского от 28.07.09 № А53-5840/2008-С5-47, Северо-Западного от 19.03.08 № А52-1219/2007, Московского от 11.02.08 № КА-А40/268-08-П, Западно-Сибирского от 02.10.06 № Ф04-6603/2006(26979-А81-26) округов.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №24, декабрь 2010 г.
Начать дискуссию