Проблема с учетом «снятых» заказчиком объемов с подрядчика имеет свои корни в методически неправильном подходе подрядчика к бухгалтерскому и налоговому учету выручки от реализации строительных работ.
В соответствии со статьей 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете после приемки заказчиком выполненных подрядчиком работ (при условии выполнения остальных условий, изложенных в данной статье).
Такой порядок относится к договорам, сроки начала и окончания выполнения работ по которым лежат в одном отчетном году (далее – краткосрочные договоры).
В соответствии со статьей 753 Гражданского кодекса РФ приемке подлежит выполненный объем работ по договору в целом либо этап работ, если поэтапная приемка предусмотрена договором. С приемкой работ в целом по договору понятно. Но что такое поэтапная приемка?
Согласно вышеуказанной статье кодекса, при поэтапной приемке работ к заказчику переходят риски случайной гибели или повреждения результата работ. То есть если после приемки этих работ с их результатом что-либо случится, то их переделкой заказчик займется за свой счет (если не будет выявлен виновник).
Большинство специалистов считают, что принять результат этапа работ можно, только если работы, входящие в этап, завершены. Из этого следует, что этапом можно считать только завершенный вид или комплекс работ. Только тогда можно говорить о переходе к заказчику рисков случайной гибели или повреждения этапа работ. Ведь если работы не завершены и продолжают выполняться, определить грань, за которой риски по незавершенным работам переходят к заказчику, невозможно. Значит, по таким договорам выручка должна отражаться в бухгалтерском учете на дату подписания заказчиком акта приемки результата работ в целом (этапа работ) по договору.
Подписывая формы № КС-2 и № КС-3, заказчик, как правило, не принимает результат работ, объемы которых зафиксированы в данных формах.
В подавляющем большинстве случаев эти объемы не имеют характера завершения выполненных работ, а значит, не попадают под понятие этапа работ. Заказчик лишь подтверждает, что подрядчик эти объемы выполнил за отчетный период.
Согласитесь, что подтвердить выполнение и принять результат – не одно и то же. Выполнение, как правило, подтверждается, чтобы определить очередную порцию финансирования строительства (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51).
Должен ли подрядчик в этом случае признавать выручку от реализации работ? Нет, не должен, ибо это противоречит статье 12 ПБУ 9/99.
Таким образом, подписав в одном месяце объем работ и сняв (обоснованно) этот объем в другом месяце либо уточнив расценки в сторону уменьшения, заказчик лишь отрегулировал сумму промежуточной оплаты работ. Сделать это следует, внеся изменения в подписанный акт формы № КС-2 (справку формы № КС-3) в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 9 закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Если изменения, вносимые в акт, кардинальны настолько, что внести в него поправки обычным порядком сложно, то его следует аннулировать, подписав соответствующее соглашение к договору подряда, и составить новый акт.
При этом ни одним нормативным или законодательным актом не предусмотрено составление «минусовых» первичных документов. Поскольку подрядчик в этом случае выручку отражать был не должен, то и исправлять в учете нечего. И счета-фактуры появиться в такой ситуации не могло, поскольку данный документ выписывается в течение пяти дней с момента реализации (ст. 169 Налогового кодекса РФ). А реализация – это передача результата работ заказчику (ст. 39 Налогового кодекса РФ), то есть приемка работ, которой по форме № КС-2 не возникало.
В налоговом учете выручка по краткосрочным договорам отражается на дату реализации работ (ст. 249 Налогового кодекса РФ). Поскольку, как уже указывалось, реализация в данном случае – это приемка работ заказчиком, значит, пока ее нет, в налоговом учете выручка не отражается.
Если вести речь о долгосрочных договорах либо о договорах, сроки начала и окончания выполнения работ по которым приходятся на разные отчетные периоды, то выручка по ним признается подрядчиком в соответствии с ПБУ 2/2008.
Данный документ не предусматривает признание выручки на основании формы № КС-2 или формы № КС-3. Хотя в соответствии с учетной политикой организация может применять данные документы для определения степени завершенности работ на отчетную дату. В этом случае если в следующем отчетном периоде заказчик с согласия подрядчика пересмотрел стоимость или объем работ за прошлый период, то никаких исправлений вносить в бухгалтерский учет не следует. Ведь в очередном отчетном периоде выручка будет считаться нарастающим итогом, с учетом внесенных изменений. Пока работа заказчиком не принята, счет-фактура не выписывается (за исключением счетов-фактур на полученные суммы авансовых платежей).
В налоговом учете выручка по долгосрочным договорам признается, согласно пункту 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ, по окончании каждого отчетного периода, в размере, определенном в соответствии с учетной политикой налогоплательщика. В этом случае могут применяться формы № КС-2 и № КС-3, не отражающие приемку заказчиком результата работ по договору или этапа работ, но подтверждающие факт выполнения за отчетный период.
Если в следующем отчетном периоде в эти документы были внесены изменения, но это произошло в одном налоговом периоде, то по итогам года в налоговом учете следует отразить выручку с учетом изменений нарастающим итогом. Уточненную декларацию по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период подавать не нужно.
Если же изменения произошли в следующем налоговом периоде, то снятую разницу в цене следует отразить как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году. Уточненную декларацию в этой ситуации также можно не подавать, так как это не привело к уменьшению налоговой базы в прошлом налоговом периоде (ст. 81 Налогового кодекса РФ).
Конечно, бывают случаи, когда по форме № КС-2 заказчик принимает результаты (этапы) работ. Обычно это происходит, когда сроки выполнения таких работ невелики. Но если заказчик принял результаты работ, то просто отрегулировать стоимость принятой работы в последующих периодах путем уменьшения объемов в других формах № КС-2 и № КС-3 по другим этапам работ он не может. Представьте себе нелепость ситуации, когда, приняв, например, результат по акту формы № КС-11, заказчик вдруг предлагает подрядчику подписать такой же акт, только со знаком «минус».
По своей экономической и правовой природе ситуация с формами № КС-2 и № КС-3 по принятым работам ничем не отличается.
Если заказчик принял результаты работ по договору (как по краткосрочному, так и по долгосрочному), то предъявлять претензии подрядчику он может в следующих случаях.
1. Если выявлено ненадлежащее качество работ. Тогда заказчик действует согласно статьям 721 – 725 Гражданского кодекса РФ. Расходы подрядчика на выполнение работ по гарантийным обязательствам признаются у него в бухгалтерском и налоговом учете в составе прочих расходов.
2. При условии, что цена, по которой были оплачены работы, завышена по сравнению с ценой, предусмотренной условиями договора, урегулирование ситуации происходит путем выставления подрядчику требования о возврате излишне полученной суммы. Либо если работы еще не оплачены, с подрядчиком согласовывается окончательная цена оплаты. В сложившихся обстоятельствах может быть составлено дополнительное соглашение к договору подряда и внесены установленным порядком изменения в акты приемки, при этом:
– если это произошло в одном отчетном году, то в бухгалтерском и налоговом учете просто корректируется выручка за этот период нарастающим итогом;
– если цена пересмотрена в следующем году, то в бухгалтерском и в налоговом учете отражаются убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
Уточненная декларация по налогу на прибыль может не подаваться.
3. При обнаружении, что часть принятых работ не выполнена. Если подрядчик согласен с доводами заказчика, то стороны могут составить соглашение о том, что объем работ, указанный в акте приемки, подлежит уменьшению, с указанием окончательно согласованного объема работ.
Внесение исправлений и отражение в бухгалтерском и налоговом учете будет такое же, как и во втором случае.
Такие исправления должны вноситься в соответствии с пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. › | >|Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.|<
Исправления в книги продаж и книги покупок вносятся сторонами в соответствии с пунктами 7 и 16 указанных Правил.
Подрядчик может быть поставлен в зависимое положение от заказчика и вынужден выполнять его неправомерные требования, связанные с выпиской отрицательных актов приемки или выдачей счетов-фактур на непринятые работы, либо отрицательных счетов-фактур.
В такой ситуации решить указанные проблемы правовым порядком можно, только убедив заказчика в его неправоте. Если это сделать не удается, то снять с себя риски при проведении проверок контролирующими органами, независимо от того, какое решение подрядчик примет, он не сможет. Ведь его решение не будет принято в рамках правовых и нормативных требований.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №1, январь 2011 г.
Начать дискуссию