Учет в строительстве

Берем в долг для вступления в СРО

Вступление в СРО для строительной компании является основным условием для ведения деятельности. Однако не все в состоянии единовременно оплатить взносы. В этом случае организация вынуждена брать заем. Как оформить и отразить в учете такую операцию?
Вступление в СРО для строительной компании является основным условием для ведения деятельности. Однако не все в состоянии единовременно оплатить взносы. В этом случае организация вынуждена брать заем. Как оформить и отразить в учете такую операцию?
 
Оформляем заем

Как и любая сделка, оформление займа начинается с заключения договора. Основным положениям, включаемым в договор займа (кредита), посвящена глава 42 Гражданского кодекса РФ. Полагаясь на них, можно считать, что датой вступления договора в силу является дата получения средств заемщиком. Доказательством может быть любой документ, который подтверждает факт получения денежных средств или других имущественных прав (выписка банка, расписка и т. д.). Договор займа определяется как целевой в случае, если его условиями четко обозначены цели, на которые может направить заемщик получаемые денежные средства. Проценты по договорам займа выплачиваются ежемесячно (если не установлено иное) в размере, установленном условиями договора (ст. 809 Гражданского кодекса РФ).  

Учет процентов

В налоговом учете проценты по заемным средствам в рублях признаются в расходах, по выбору налогоплательщика, в размере:

– выданных на сопоставимых условиях в том же квартале (месяце) долговых обязательств;

– равном ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза.

Проценты по заемным средствам – это внереализационные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Их признают в целях налогообложения прибыли как расходы текущего отчетного (налогового) периода вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

В бухгалтерском учете операции по получению займов (кредитов) регламентируются ПБУ 15/2008 (Положение утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н).

Согласно пункту 2 данного документа, основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в учете организацией-заемщиком в сумме, указанной в договоре.

На эту норму стоит особо обратить внимание. Дело в том, что в связи с вступлением в силу ПБУ 15/2008 с 1 января 2009 года появились рекомендации делать на всю сумму займа, указанную в договоре, следующую запись в бухгалтерском учете:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Заимодавец»
КРЕДИТ 66 (67)

– отражена сумма займа, указанная в договоре.

А затем по мере получения денег:

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Заимодавец»

– получены денежные средства.По мнению автора, такой подход является неверным.

По мнению автора, такой подход является неверным.

Если предусмотренные договором деньги или вещи фактически не были получены заемщиком, договор займа считается незаключенным.

Если деньги или вещи получены заемщиком в меньшем количестве, чем указано в договоре займа, договор считается заключенным на это количество денег или вещей (п. 3 ст. 812 Гражданского кодекса РФ).

То есть речь в ПБУ 15/2008 идет все-таки о фактически полученном займе. И его фактическое получение отражается проводкой (если заем перечисляется деньгами на расчетный счет заемщика):

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66 (67)

– получен заем.

Отметим другие важные моменты, касающиеся учета займов:

– погашение основного обязательства производится путем уменьшения кредиторской задолженности;

– расходы по займам отражаются обособленно от основной суммы обязательств, то есть должен быть обеспечен раздельный учет основного долга и расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам;

– проценты по займам признаются расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам;

– расходы по займам признаются в том периоде, к которому они относятся, и являются прочими расходами (за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива).

В связи с ограничениями, установленными статьей 269 Налогового кодекса РФ, суммы превышения расходов над законодательно установленным лимитом в бухгалтерском учете формируются постоянные разницы.

В соответствии с положениями ПБУ18/02 бухгалтер организации должен рассчитать и отразить в регистрах бухгалтерского учета постоянное налоговое обязательство.

Пример 1.
У организации А недостаточно средств для вступления в СРО. Руководство компании принимает решение взять у организации Д целевой краткосрочный заем в сумме 270 000 руб., предназначенный для уплаты части взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Проценты по займу составили 15 процентов годовых. В учетной политике организации А определено, что величина процентов, признаваемых расходом, равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза. Сумма была перечислена с расчетного счета фирмы Д на расчетный счет саморегулируемой организации на основании договора займа.

Вступительный взнос – 5000 руб., оставшуюся часть взноса в компенсационный фонд – 30 000 руб. и членский взнос за октябрь 2010 г. – 5000 руб. организация А оплатила со своего расчетного счета. Таким образом, исходя из условий, сумма процентов, которые организация А уплатила организации Д за пользование заемными средствами в октябре 2010 г., составляет:

270 000 руб. × 15 % : 365 × 31 = 3439,73 руб.

При этом предел принимаемых расходов за пользование заемными средствами, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,75 процента, равен:

270 000 руб. × 7,75% × 1,8 : 365 × 31 =  3198,95 руб.

Постоянная разница составит:

3439,73 руб. – 3198,95 руб. = 240,78 руб.

Сумма постоянного налогового обязательства:

240,78 руб. × 20% = 48,16 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»
КРЕДИТ 66 субсчет «Фирма Д»

– 270 000 руб. – получен целевой заем (перечислен взнос в компенсационный фонд фирмой Д за организацию);

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с СРО»
КРЕДИТ 51

– 40 000 руб. – отражена уплата оставшейся части необходимой суммы в компенсационный фонд, а также вступительного и членского взносов;

ДЕБЕТ 91
КРЕДИТ 76 субсчет «Фирма Д»

– 3439,73 руб. – начислены проценты по договору;

ДЕБЕТ 99
КРЕДИТ 68 субсчет «Налог на прибыль»

– 48,16 руб. – отражено постоянное налоговое обязательство.

Как учитывать взносы в СРО

О порядке признании расходов на вступление в СРО было написано уже достаточно много. Однако вопросы все равно еще остаются. Следует отметить, что не все положения трактуются строго. И законодатель часто оставляет право выбора самой организации, как вести учет.  

В целях налогообложения прибыли…

В налоговом учете взносы, уплачиваемые некоммерческим организациям, – это прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, только в случае, если уплата таких взносов является для их плательщиков условием осуществления деятельности (подп. 29 п. 1 ст.264 Налогового кодекса РФ).

Свидетельство о членстве в СРО выдается без ограничения срока действия. В связи с этим, по мнению автора, организация вправе воспользоваться пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ и относить уплаченные вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд равномерно в состав прочих расходов в течение установленного организацией периода. Причем такой период должен быть обоснованным (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132).

Однако, по мнению специалистов Минфина России, расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд СРО для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно. Что соответствует нормам, установленным в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 27 октября 2010 г. № 03-03-06/1/667, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207). Таким образом, выбор варианта остается за налогоплательщиком.  

Бухгалтерский учет расходов

Взносы, подлежащие уплате в адрес СРО, являются расходами по обычным видам деятельности. Ведь уплата данных взносов – это необходимое условие получения допуска к выполнению работ, то есть связана с осуществлением основной деятельности организации (п. 5 ПБУ 10/99).

Так как свидетельство выдается на неопределенный срок, то правильнее будет отнести вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд на расходы будущих периодов. Такой порядок и период списания расходов необходимо закрепить в учетной политике организации.

Если учетной политикой для целей бухгалтерского учета установлено принимать такие платежи как расходы будущего периода, то возникнут временные разницы.

Для выполнения положений ПБУ18/02 бухгалтер должен будет сделать проводки по признанию отложенного налогового обязательства. И в дальнейшем необходимо будет производить списание отложенного налогового обязательства.

Пример 2.
Используя данные примера 1, предположим, что учетной политикой для целей бухгалтерского учета организацией А принято сумму вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд в течение пяти лет относить на формирование расходов основного производства.

Также предположим (для упрощения), что суммы, учтенные по дебету счета 20, в конце месяца полностью списываются на счет 90. В налоговом учете суммы взносов были учтены единовременно.

Сумма, принимаемая в качестве ежемесячного расхода в бухгалтерском учете, равна:
305 000 руб. : (5 лет × 12 мес.) = 5083,33 руб.

Отложенное налоговое обязательство составит:

(305 000 руб. – 5083,33 руб.) × 20% = 59 983,33 руб.

Хозяйственные операции будут отражены так:

ДЕБЕТ 97
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»

– 305 000 руб. – учтен в составе расходов будущих периодов вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд;

ДЕБЕТ 20
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с СРО»

– 5000 руб. – отнесен на формирование расходов основного производства членский взнос текущего периода;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 5083,33 руб. – списана на формирование расходов основного производства часть расходов будущих периодов, признаваемая в текущем периоде;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

– 59 983,33 руб. – отражено признание отложенного налогового обязательства.

Если организация примет решение относить в налоговом учете уплаченный вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд равномерно в состав прочих расходов, отложенных налоговых обязательств в данном примере можно будет избежать.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №1, январь 2011 г.

❄️ Зимняя акция! Прокачайте навыки для нового года ❄️

🔥 Профессия бухгалтер с нуля – Научись бухгалтерии с нуля и применяй знания на любом участке учета! 💰 Цена: 3 500 ₽

🔥 Восемь ФСБУ – Забудь о претензиях от налоговиков к учету, начни с легкостью применять федеральные стандарты! 💼 Цена: 3 500 ₽

🔥 НДС: расчет, декларация, 1С – Разберись с НДС раз и навсегда! От расчета до сдачи декларации – всё просто и понятно. Стань специалистом по НДС! 📊 Цена: 3 500 ₽

🌨️ Запишитесь на курс и получите готовые шаблоны отчетности!

Посмотреть каталог

Начать дискуссию


Бухгалтеры спорят о сведениях по стажу в ЕФС-1: сдавать их на всех сотрудников или только на «особенных».🤷‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1846

В соцсетях «Клерка» бухгалтеры обсуждают сведения о стаже — что с ними делать? По закону подавать их нужно только на сотрудников с особенностями стажа, например, работающих на Крайнем Севере или тех, кто находился в отпуске по уходу за ребенком и др. По факту СФР не торопится отражать стаж на ИЛС, поэтому бухгалтеры сдают сведения на всех работников.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чем реквизиты карты отличаются от реквизитов счета и что будет, если дать эти данные посторонним

Для отправки и получения переводов нужны банковские реквизиты. Это могут быть как реквизиты карты, так и реквизиты счета. Разбираемся, чем они отличаются друг от друга, какие реквизиты безопасно передавать другим людям, а какие данные строго конфиденциальны.

Чем реквизиты карты отличаются от реквизитов счета и что будет, если дать эти данные посторонним

Новые уроки по всем изменениям на УСН уже в обновленном онлайн-курсе «Главбух на УСН»

С 1 января 2025 года в силу вступили изменения налоговой реформы-2025, а так как многие из них касаются упрощенцев, то мы обновили программу онлайн-курса «Главбух на УСН: от учета и отчетности до 1С» в соответствии с новыми требованиями и задачами.

Новые уроки по всем изменениям на УСН уже в обновленном онлайн-курсе «Главбух на УСН»

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Право

Что запретят россиянам в 2025 году

С нового года, как обычно, вступают в силу новые запреты и ограничения, которые нам придется учитывать в своей повседневной жизни.

Что запретят россиянам в 2025 году
Маркетинг

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса

Сотрудничество с самозанятыми — удобный формат, в пользу которого делают выбор все большее число компаний и предпринимателей. Но далеко не все знают, что работа с такими исполнителями может быть максимально комфортной: в этом помогают специализированные онлайн-платформы.

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году

Геймдизайнер — это специалист, который придумывает игру: ее сюжет, структуру, персонажей и правила. Он предполагает, какие эмоции будет испытывать игрок, и выстраивает сценарии исходя из этого. Кроме того, геймдизайнер контролирует разработку игры на всех этапах, вплоть до ее выпуска.

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году
Наталья
Акцизы

Акццизы

Здравствуйте,подскажите пожалуйста в отчете по косвенным налогам когда заносим товар который пришел в декабре 2024 акцизы расчитываем(сахаросодержащие)по ставке...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Считаете по ставкам 2024 года, т.е. по 7 руб.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком...

Читать полностью
Налог на имущество

Налог на имущество: ВС РФ расширил критерии движимого имущества

Верховный Суд Российской Федерации рассматривал дело, в котором налогоплательщик классифицировал деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции как движимое имущество. Однако, налоговая инспекция, исходя из своих доводов, полагала, что данные объекты входят в единый имущественный комплекс и должны облагаться налогом.

Новости ФНС

Амнистия при дроблении бизнеса: ФНС запустила промостраницу

Федеральная налоговая служба создала специальный раздел на своем сайте, где представлена актуальная информация об амнистии. В этом разделе можно узнать, что такое налоговая амнистия, ее условия и способы применения.

Новости ФНС

Сервис оценки юридических лиц: ФНС уточнила методику

Федеральная налоговая служба России усовершенствовала методику оценки финансово-хозяйственного состояния юрлица.

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов

Во время внедрения электронных перевозочных документов (ЭПД) перевозчики нередко сталкиваются с трудностями. Чтобы упростить переход на транспортное ЭДО, компания Айтиком запустила тест-драйв сервиса Айтиком.Логистика. О том, какие задачи решит наше предложение, читайте в статье.

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

Рассказываю, чем рискует главный бухгалтер компании и какие виды ответственности несет. На что нужно обращать внимание, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

🎁Счет-фактуре на аванс предшествует прямое указание в договоре на авансирование поставки

Компания заключила с поставщиком договор поставки, по которому последний обязуется поставить и передать в собственность покупателя товар, а покупатель обязуется принять товар и оплачивать его в порядке и на условиях, определенных договором.

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Разбираем, как организовать бухгалтерский учет на предприятии с нуля: правила и способы ведения бухгалтерского учета, кто несет ответственность, штрафы за нарушение.

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

С нового года заработает прогрессивная шкала по налогу на доходу физических лиц. Рассказываем, как изменятся ставки НДФЛ с продажи квартир, госпошлины на недвижимость и налог на имущество в 2025 году.

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!

Врываемся в 2025-й! Собрали для вас анонсы вебинаров на январь. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ. Начните год с обучения на «Клерке»!

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!
Самозанятые

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Иногда компании используют незаконные схемы сотрудничества с физлицами. Они оформляют их по ГПХ, при этом создают условия, как для штатных сотрудников. Это называется подменой трудовых отношений гражданско-правовыми. 

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Обзор: налоги по иностранной банковской карте, налогообложение в 2025, новый глава Налоговой службы

Рассматриваются события в налоговой сфере.

Отчетность

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки

Совсем скоро бухгалтеров ждёт отчётная пора за 2024 год. Рассказываем о правилах, формах и сроках сдачи годовой отчётности для организаций.

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки
Интервью

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году 

Поговорили с основателем и руководителем УКЦ «Разобраться в налогах» — Беляевой Светланой об итогах налоговой реформы и как бизнесу законно снизить налоговую нагрузку в новых реалиях. Нужно ли упрощенцам бояться НДС, тренды налоговых проверок 2025 и примеры законной экономии на страховых взносах за работников.

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году 

Интересные материалы

Как использовать корпоративную карту: 5 главных правил

Корпоративная карта — удобный, выгодный и потому очень востребованный инструмент для бизнеса. Но процессе их использования нужно учитывать ряд нюансов.

Как использовать корпоративную карту: 5 главных правил