Уходящий год уже с самого своего начала грозил налогоплательщикам многочисленными законодательными нововведениями, способными существенно изменить их правовое положение, причем далеко не в лучшую сторону. Надо отдать должное законодателям, реализоваться удалось лишь некоторым планам по ухудшению финансового положения налогоплательщиков. Из не вышедших в тираж инициатив – введение прогрессивной шкалы НДФЛ, повышение пенсионного возраста, увеличение количества рабочих часов и принятие закона о налоге на так называемую “роскошь”. Между тем, сидеть сложа руки отечественные законотворцы не привыкли, и перечень правовых поправок, затрагивающих права и обязанности налогоплательщиков, оказался достаточно объемным.
Бухучет и аудит
В текущем году государством утверждены очередные поправки в закон о бухгалтерском учете. В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 27.07.2010 открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Изменен порядок уведомления банками налоговиков о счетах налогоплательщиков. В соответствии с Законом № 287-ФЗ от 03.11.2010 с одного до трех дней увеличивается срок, в течение которого банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах, операции по которым приостановлены. В то же время с пяти до трех дней сокращается срок, в течение которого банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, а также представить в налоговый орган справки о наличии счетов в банке и выписки по операциям на счетах организаций.
Подписан закон о консолидированной отчетности. В частности, Федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Также предусматривается применение МСФО и Разъяснений МСФО, принимаемых Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанным в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ с учетом позиции Центрального банка РФ. Положения закона станут применяться не ранее чем с отчетности за 2015 год.
ВАС РФ изменил порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, признав недействующими ряд содержащихся в нем норм. В Решении № ВАС-9939/10 от 08.10.2010 отмечается, что положения об обязательности применения индивидуальными предпринимателями исключительно кассового метода учета доходов и расходов не соответствует нормам налогового законодательства РФ. Кроме того, подпункты 1-3 пункта 15 Порядка, устанавливающие, что затраты включаются в расходы только в том налоговом периоде, в котором были получены доходы от реализации товаров также противоречат положениям Налогового кодекса РФ и исключаются из документа.
Скорректирован порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам. В соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ от 27.07.2010 по обязательствам, возникшим с 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается с 1 января по 31 декабря 2010 года равной ставке процента, не превышающей ставку рефинансирования, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по обязательствам в иностранной валюте.
Одновременно с этим были внесены коррективы в порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам. С текущего года признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание может производиться при принятии судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Внесены значительные изменения в законодательство об аудиторской деятельности. В частности, Федеральный закон № 136-ФЗ от 1 июля 2010 года значительно сужает круг аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства. Из числа таких аудиторских организаций исключаются те, которые проводят аудит бухгалтерской отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одновременно с этим предусматривается передача ряда функций по регулированию аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов, в частности утверждение правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Указанные правила каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности.
Страховые взносы и выплаты
В 2010 году была отменена система уплаты единого социального налога. В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом размер страховых взносов в 2010 году в фонды был сохранен на уровне ранее действующей ставки ЕСН, равной 26%: в ПФР - 20%, в Фонд соцстрахования - 2,9%, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,1%.
Также был сохранен порядок уплаты страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и остались прежними размеры этих тарифов. Так, Федеральный закон № 297-ФЗ сохранил 32 страховых тарифа, дифференцированных по видам экономической деятельности, в зависимости от класса профессионального риска. Согласно закону, организации любых организационно-правовых форм уплачивают страховые взносы в размере 60 процентов работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
В уходящем году были приняты меры по дополнительному социальному обеспечению отдельных категорий работников организаций угольной промышленности. В частности, Закон № 84-ФЗ от 10 мая 2010 г. установил специальную доплату к пенсии работникам организаций угольной промышленности, определяет круг лиц, имеющих право на доплату к пенсии, условия ее назначения, исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, а также порядок выплаты доплаты. Помимо этого, документ определил для плательщиков взносов тариф взносов в размере 6,7% выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах.
Внесены изменения в законодательство об обязательном соцстраховании от несчастных случаев. Федеральный закон № 90-ФЗ от 19.05.2010 года определяет порядок учета заработка для исчисления размера сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, и устанавливает соответствующие коэффициенты, позволяющие осовременить заработок за определенные периоды времени. Поправки распространяются на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, что позволит осуществить перерасчет размера ежемесячной страховой выплаты, предусмотренной законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гражданам, которым такая выплата была назначена за этот период времени.
Снижение административных барьеров
Изменено правовое положение государственных и муниципальных учреждений. В частности, Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 года корректирует механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переводя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Также поправки предоставляют право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом устраняется субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав.
Внесены поправки в законодательство о правовом положении иностранных работников. В соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ от 19.05.2010 устанавливается упрощенный порядок допуска к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, предполагающих осуществлять такую деятельность в целях удовлетворения личных, бытовых и иных нужд граждан РФ, при условии, что эти нужды не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Для указанной категории иностранных граждан устанавливается возможность получения специального документа – патента, удостоверяющего наличие у них соответствующих прав. Кроме того, документом предусмотрен специальный упрощенный порядок уплаты указанными иностранными гражданами налога на доходы физических лиц.
Из НК РФ исключено требование об обязательном письменном сообщении в налоговые органы сведений об открытии и закрытии счетов, участии в других организациях, создании обособленных подразделений, реорганизации или ликвидации организаций. Согласно Федеральному закону № 229-ФЗ от 27.07.2010, указанные сведения могут быть переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, теперь и налоговое уведомление может отправляться организации по телекоммуникационным каналам связи.
Государство дало старт развитию в РФ микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций. В этих целях Федеральный закон № 151-ФЗ от 02.07.2010 устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок приобретения статуса микрофинансовой организации, порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности. В свою очередь под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовых организаций, по предоставлению займов в сумме, не превышающей одного миллиона рублей.
Опубликованы поправки в законодательство, направленные на дальнейшее снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. Так, Федеральный закон № 66-ФЗ от 24.04.2010 предусматривает обязательное согласование проведения выездных внеплановых проверок органами государственного контроля и муниципального контроля с органами прокуратуры в отношении всех хозяйствующих субъектов без исключения.
Пошлины и штрафы
Подписан федеральный закон, предусматривающий повышение штрафов за нарушение налогового законодательства. В частности, Федеральный закон № 229-ФЗ от 27.07.2010 устанавливает двух и трех кратное увеличение действующих штрафов за нарушение налогового законодательства. Также документ предусматривает введение штрафа за не сдачу отчета в электронном виде, если организация обязана ее представлять, введение штрафов за отсутствие налоговых регистров, а также повышение с 50 до 200 рублей штрафа за непредставление документов по требованию налоговой. При этом штраф за непредставление налоговой декларации составляет 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 рублей. Грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета, если они совершены в течение более одного налогового периода, влечет наложение штрафа в 30 000 рублей.
Кроме того, устанавливается административная ответственность за препятствование деятельности налогового органа по проверке налогоплательщика. Незаконный отказ в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере 10 000 рублей.
Определены размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов. В соответствии с Федеральным Законом № 41-ФЗ от 5 апреля 2010 г. за проведение экспертизы документов для получения разрешений на проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения и этической экспертизы при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата пошлина составляет 75 000 рублей. За подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения и за внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата для медицинского применения пошлина составляет 50 000 рублей.
Правительство РФ утвердило правила удержания и выплаты вознаграждения авторам за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Так, Постановлением № 829 от 14.10.2010 был утвержден перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, а также положение о сборе средств для выплаты вознаграждения, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Налог на добавленную стоимость
Усовершенствован порядок применения ставки 0% по НДС при осуществлении российскими перевозчиками международных перевозок на железнодорожном транспорте. Согласно новому Закону № 50-ФЗ от 05.04.2010, применение указанной налоговой ставки возможно при условии, что в перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов, а также указана стоимость работ и услуг, связанных с перевозкой или транспортировкой, если такие работы и услуги выполнялись.
Изменен порядок налогообложения НДС выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, открывших собственное дело. Согласно Федеральному закону № 41-ФЗ от 5 апреля 2010 г., выполнение работ в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда не признается объектом налогообложения НДС. Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в течение трех налоговых периодов будут учитываться в составе доходов и расходов в размерах фактических осуществленных расходов каждого налогового периода. Если в течение трех налоговых периодов указанные средства не будут использованы полностью, то оставшаяся сумма в полном объеме должна показываться в составе доходов.
Скорректирован порядок подтверждения нулевой ставки по НДС в рамках Таможенного союза. В Решении Комиссии Таможенного союза № 293 от 18.06.2010 отмечается, что экспортер товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС представляет в налоговый орган вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.
Изменились требования к форме и содержанию предъявляемого в целях вычета НДС счета-фактуры. Так, перечень обязательных реквизитов отгрузочных и авансовых счетов-фактур, приведенный в НК РФ, в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ от 27.07.2010 был дополнен таким реквизитом, как "наименование валюты". В свою очередь в Минфине разъяснили, что до внесения соответствующих изменений в форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства РФ, отказ в праве на вычет сумм НДС только по причине неуказания наименования валюты не правомерен. При этом во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами финансовое ведомство порекомендовало налогоплательщикам указывать наименование валюты в тех графах счета-фактуры, в которых указываются стоимостные показатели.
Что касается самих счетов-фактур, то их разрешили составлять в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур. Новый порядок гласит, что счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом по организации или доверенностью от имени организации. При этом порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде устанавливается Министерством финансов РФ.
Физическим лицам
Усовершенствованы нормы о налоговых вычетах, предоставляемых физическим лицам. В соответствии с Законом № 202-ФЗ теперь вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья и земельных участков, а также на погашение процентов по целевым займам, полученным от организаций и фактически израсходованным на новое строительство. При приобретении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.
Кроме того, закон устанавливает, что социальный налоговый вычет, в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом с 1 января 2010 года, может быть также предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения.
Расширены льготы по налогу на доходы физических лиц. Новый Федеральный закон № 207-ФЗ от 27.07.2010 направлен на обеспечение единого подхода при налогообложении доходов граждан, получаемых в виде процентов от размещения личных сбережений как в банках, так и в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, а также доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива.
В свою очередь перечень доходов, не подлежащих налогообложению, дополняется доходами в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива, а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов.
Начать дискуссию