Бюджетный учет

Налоговый учет: действуют новые правила

Поправки в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу 1 января 2011 года, коснулись и бюджетных учреждений. Теперь при налогообложении прибыли они должны руководствоваться иными нормами…
Поправки в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу 1 января 2011 года, коснулись и бюджетных учреждений. Теперь при налогообложении прибыли они должны руководствоваться иными нормами…
 
Особый порядок утратил силу
 
С нового года статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» Налогового кодекса РФ утратила силу. Такие поправки в кодекс внес Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. И теперь бюджетные и казенные учреждения, которые получают доходы от предпринимательской деятельности, должны вести налоговый учет доходов и расходов в общем порядке в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Хотя справедливости ради отметим: глобальных изменений при налогообложении бюджетных учреждений в связи с этим нет.

При этом учтите, что бюджетные учреждения вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Это прописано в пункте 3 статьи 286 Налогового кодекса РФ. Перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль они не могут.
 
Субсидии в доход не включаются
 
Бюджетные учреждения не включают в доходы субсидии, предоставленные им вышестоящей организацией, так как эти суммы признаются средствами целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Следовательно, затраты, произведенные за счет таких средств, также не признаются для целей налогообложения прибыли. Дополнительно отметим, что к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налога на прибыль, относятся и лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования), доведенные до казенных учреждений. Не облагаются налогом на прибыль средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Но в этом случае и расходы учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций в налоговом учете не признаются.
 
Ведение раздельного учета
 
Конкретной методики ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, в законодательстве нет. Поэтому учреждение может вести раздельный учет в любом порядке, который позволяет разграничить разные доходы и расходы. При этом выбранный вариант учета закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. >|Составить этот важный документ поможет сервис «Учетная политика 2011».|<

Например, за основу распределения затрат для целей налогообложения можно взять алгоритм, предусмотренный для плательщиков, совмещающих разные налоговые режимы – общую систему налогообложения и ЕВНД.

Напомним, что организации, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по «вмененной» деятельности и деятельности, облагаемой налогом на прибыль. При этом расходы, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, распределяются между ними пропорционально доле доходов организации от деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой налогом на прибыль, в общем доходе организации (п. 9 ст. 274 Налогового кодекса РФ).
 
Применять спецрежимы нельзя
 
Бюджетные учреждения (так же как и казенные) не вправе применять специальные налоговые режимы, то есть уплачивать единый сельскохозяйственный налог или работать на «упрощенке».
 
Важно запомнить
Бюджетные учреждения, которые помимо денег из казны получают средства от ведения предпринимательской деятельности, должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов. При этом с нового года такой учет ведется по общим правилам. Специальные нормы, которые действовали для бюджетников, утратили силу.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №1, январь 2011 г.

Начать дискуссию