Страховые взносы

Изменения в правила уплаты страховых взносов

В 2011 году компаниям предстоит постигать очередные новшества, внесенные в порядок уплаты и исчисления страховых взносов. Большинство из них уточняют действующие нормы и направлены на решение проблем, выявленных в процессе применения Федерального закона от 24.07.10 № 212-ФЗ.

В 2011 году компаниям предстоит постигать очередные новшества, внесенные в порядок уплаты и исчисления страховых взносов. Большинство из них уточняют действующие нормы и направлены на решение проблем, выявленных в процессе применения Федерального закона от 24.07.10 № 212-ФЗ. («О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ).) (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.10 № 339-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

 Скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.10 № 339-ФЗ

ЧТО НОВОГО
Поправки в правила исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды внесены Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ (далее – Закон № 339-ФЗ). Изменения коснулись почти всех сторон правоотношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Законом установлены новые права и обязанности для местных администраций и органов федеральной почтовой связи, банков, контролирующих органов и, конечно же, для самих плательщиков страховых взносов. Мы обратим внимание на те изменения, которые важны для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения гражданам.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАТЕЛЬЩИКА
В Закон № 212-ФЗ введена специальная статья 5.1, которая устанавливает права законных и уполномоченных представителей плательщика.

Стоит отметить, что и до 2011 года законодательство предусматривало возможность для плательщиков страховых взносов решать вопросы с контролирующими органами через представителя. Например, в пункте 4 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ говорится, что плательщики страховых взносов имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, лично либо через своего представителя.

Новая статья более подробно регламентирует эти вопросы. Причем ее содержание фактически повторяет положения законодательства РФ о налогах и сборах по вопросам представительства (глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» НК РФ).

По аналогии с налоговым законодательством законными представителями организации считаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ).

Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов могут быть как граждане, так и организации (ч. 7 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ). Свои полномочия он осуществляет на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (ч. 8 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ). В силу пункта 5 статьи 145 Гражданского кодекса РФ такая доверенность должна быть подписана руководителем организации и заверена ее печатью.

Уполномоченные представители индивидуальных предпринимателей обязаны иметь нотариально удостоверенную доверенность или приравненную к ней доверенность (ч. 9 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ).

ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ
Подкорректирован порядок определения объекта обложения страховыми взносами, установленный в части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ. Слова «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам» заменены словами «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров».

До внесения указанных изменений у плательщиков страховых взносов возникали некоторые сомнения в том, следует ли облагать взносами выплаты, производимые работникам, прямо не поименованные в трудовых или гражданско-правовых договорах.

Минздравсоцразвития России в своих письмах не раз отмечало, что «к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, производимые в рамках трудовых правоотношений с ними, независимо от того, предусмотрены эти выплаты трудовыми, коллективными договорами с работниками, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя или нет» (например, письмо от 26.05.10 № 1343-19).

Теперь данный вопрос урегулирован и на законодательном уровне.

ВЗНОСАМИ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ
Внесены изменения и в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, содержащийся в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Прежде всего законодатели уточнили, что компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работника, не относятся к компенсациям, не облагаемым страховыми взносами. Такое правило закреплено в подпункте «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, где перечислены освобождаемые от обложения виды компенсационных выплат, предусмотренных законодательством РФ (в пределах норм, принятых в соответствии с законодательством РФ), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, законодательно закреплено, что компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, должны облагаться взносами в общеустановленном порядке.

Ранее этот вопрос вызывал разногласия, в том числе и при исчислении до 2010 года единого социального налога (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.09 № 2590/09).

Расширен перечень семейных (родовых) общин, которые вправе не облагать страховыми взносами доходы, выплачиваемые своим членам от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. Поправки, внесенные в пункт 4 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, освобождают от уплаты страховых взносов не только общины малочисленных народов Севера, но и Сибири и Дальнего Востока. Данная категория плательщиков страховых взносов в силу новой редакции статьи 58 Закона № 212-ФЗ с 2011 года вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

ВНИМАНИЕ! СРОКИ УПЛАТЫ
Важные поправки внесены в статью 15 Закона № 212-ФЗ, определяющую порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты.

С 2011 года изменились сроки сдачи в территориальные органы ПФР расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Расчеты необходимо представить в территориальный орган ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в 2010 году – до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом). Следовательно, за 2010 год расчеты нужно подать не позднее 15 февраля 2011 года.

Вместе с расчетами ежеквартально в территориальные органы ПФР необходимо будет представить сведения о каждом работающем у плательщика застрахованном лице, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Перечень сведений, которые требуется направить вместе с расчетами, приведен в пункте 2 статьи 11 данного закона. При сдаче отчетности за 2010 год сведения персонифицированного учета подавать не надо.

Незначительно изменился срок подачи отчетности в территориальные органы ФСС России. Их нужно будет представить не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ранее – до 15-го числа). Таким образом, последним сроком подачи годовой отчетности за 2010 год по страховым взносам на обязательное социальное страхование является 15 января 2011 года.

Согласно новым положениям, плательщики взносов получили право в пределах календарного года зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Иными словами, новые положения Закона № 212-ФЗ предусматривают возможность зачета (в пределах года) превышенных расходов в счет начисленных взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

УПЛАТА ВЗНОСОВ
С 2011 года плательщики страховых взносов получили возможность в случае обнаружения ошибки уточнить данные платежного поручения. Порядок подачи заявления о таком уточнении приведен в частях 8 и 11 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.

Плательщик вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой, если она не повлекла неперечисления страховых взносов (пеней и штрафов) в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. К данному заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату страховых взносов.

Решение об уточнении платежа соответствующий контролирующий орган принимает на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении плательщика известят в течение пяти дней после принятия данного решения. При этом пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет до дня принятия контролирующим органом решения о его уточнении осуществляется на день фактической уплаты страховых взносов.

ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ
Изменения коснулись и порядка осуществления зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов. Теперь такой зачет контролируемые органы могут произвести самостоятельно (без заявления плательщика). Это предусматривает новая редакция части 6 статьи 26 Закона № 212-ФЗ. Решение о зачете территориальный орган фонда вправе принять в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов (ч. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

НОВЫЕ ТАРИФЫ
Некоторые изменения претерпела статья 58 Закона № 212-ФЗ, определяющая пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период.

В перечень привилегированных плательщиков включены российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Пониженные тарифы страховых взносов для указанных плательщиков будут действовать в течение 2011–2014 годов (см. таблицу).

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ СМИ
 

наименование
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
ПФР
20%
20,8%
21,6%
23,2%
ФСС России
2,9%
2,9%
2,9%
2,9%
ФФОМС
1,1%
3,3%
3,5%
3,9%
ТФОМС
2%

 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №1, январь 2011 г.

 

Комментарии

5
  • Ирина Н.

    По поводу тарифов - есть более свежий закон № 432-ФЗ от 28.12.10, где расширен список "льготников" и тарифы для них.

     

  • Лилия

    А в этом списке льготников, на сколько я поняла, приведены названия разделов ОКВЭД? Т.е. мы с видом деятельности 45.21.3 (Раздел F Строительство) подпадаем под льготу?

  • Ян

    >ВНИМАНИЕ! СРОКИ УПЛАТЫ
    >При сдаче отчетности за 2010 год сведения персонифицированного учета подавать не надо.

      а это как понять?