Бюджетный учет

Финансовую деятельность учреждения проверят по-новому

Росфиннадзор проверяет учреждения по правилам, зафиксированным в специальном регламенте. В него были внесены значительные изменения, которые в первую очередь коснулись процедуры проверок использования бюджетных средств. О том, чего теперь ждать от ревизоров, читайте в статье.

Росфиннадзор проверяет учреждения по правилам, зафиксированным в специальном регламенте. В него были внесены значительные изменения, которые в первую очередь коснулись процедуры проверок использования бюджетных средств. О том, чего теперь ждать от ревизоров, читайте в статье.

Что могут проверить контролеры
Регламент утвержден приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н. Изменения внесены приказом Минфина России от 4 октября 2010 г. № 120н. Новшества вступили в силу 10 декабря 2010 года. Как правило, во время ревизии специалисты Росфиннадзора изучают документацию учреждения, определяют, эффективно ли оно расходует средства федерального бюджета. Раньше чиновники могли проверить расчеты сметных назначений учреждения. Теперь же полномочия контролеров в этой части расширены. Им позволено проверять обоснования (расчетов) плановых сметных показателей и исполнение бюджетных смет. Кроме того, контролеры теперь могут оценивать то, как учреждение устранило нарушения, которые были выявлены во время предыдущей ревизии.

Разрешены повторные проверки
Регламент в прежней редакции запрещал повторные проверки бюджетного учреждения по одним и тем же периодам и обстоятельствам.

Было лишь одно исключение. Такая ревизия назначалась, если в Росфиннадзор поступала информация в письменном виде о нарушениях в деятельности проверяемой организации. Иными словами, могла быть назначена дополнительная проверка по вновь открывшимся обстоятельствам.

Теперь же учреждение могут проверить повторно, если вышестоящие ведомства захотят проконтролировать деятельность территориальных подразделений Росфиннадзора. Иначе говоря, повторные проверки могут проводиться теперь без каких - либо ограничений.

Основанием для повторной ревизии является поручение министра финансов или главы Росфиннадзора. Причем результаты такой проверки могут быть основанием для отмены решения по предыдущей ревизии.

Для «встречки» программа не нужна
Территориальные подразделения Росфиннадзора проводят контрольные мероприятия в строгом соответствии с планом контрольной работы. В нем установлены перечень проверок, наименования проверяемых организаций, темы ревизий и сроки их проведения. По новым правилам этот план чиновники должны направить в центральный аппарат Росфиннадзора.

Делается это не позднее трех рабочих дней с момента, когда план утвердит руководитель территориального подразделения.

Напомним, что деятельность учреждения проверяется в соответствии с программой ревизии. По новым правилам программа проверки должна быть согласована с правоохранительными органами. Но при условии, что именно они выступили инициаторами ревизии. А вот для встречных проверок программа теперь не требуется.

Продление проверки должно быть согласовано
Общий срок проверки по-прежнему составляет 45 рабочих дней. Он может быть продлен еще на 30 рабочих дней. Основание для этого – решение лица, уполномоченного назначать проверку. Оно выносится на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы.

Теперь такое представление проверяющие должны согласовать с руководством Росфиннадзора или его территориального подразделения (в зависимости от того, кто проводит ревизию).

О продлении проверки контролеры должны уведомить учреждение в срок не позднее трех рабочих дней. Он отсчитывается со дня продления срока проведения ревизии.

В состав ревизионной группы при необходимости могут включаться работники правового подразделения Росфиннадзора или его территориального органа. Более того, в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, могут привлекаться специалисты научных и иных организаций.

Проверка кассы в рамках контроля теперь не обязательна
В соответствии с новой редакцией регламента контролеры могут запрашивать от должностных, материально ответственных лиц учреждения не только заверенные копии документов, но и их оригиналы. А также объяснения как в письменной, так и в иной форме. При этом проверять во время ревизии кассовые и расчетные операции, а также операции с материальными ценностями, согласно новым правилам, контролеры не обязаны.

Отметим, что раньше без этого не обходилась ни одна проверка.

Акт проверки могут направить почтой
Согласно старой версии регламента, проверка считалась оконченной в день, когда руководитель учреждения подписывал соответствующий акт.

Сейчас окончание проверки связано с днем вручения акта ревизии.

Если руководитель откажется принять документ, то его ревизоры могут выслать по почте.

В этом случае днем окончания ревизии считается дата направления акта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Важно запомнить
Контролеры теперь могут проверить то, как учреждение устранило нарушения, выявленные во время предыдущей ревизии. При этом новые правила фактически узаконили повторные проверки без каких-либо ограничений. По-прежнему деятельность учреждения контролируется в соответствии с графиком ревизии и по индивидуальной программе. Правда, в отношении встречной проверки отдельная программа теперь не требуется. Любая ревизия может быть продлена на 30 рабочих дней, при этом днем ее окончания считается дата вручения акта руководителю учреждения. В некоторых случаях акт может быть отправлен по почте.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №1, январь 2011 г.

Начать дискуссию