Поправок в первую часть Кодекса, вступающих в силу с нового года, всего три, и две из них позитивны для налогоплательщиков. Правда, одна из позитивных поправок работать начнет далеко не сразу.
Итак, с 01.01.2011 налоговики должны будут платить проценты за незаконную блокировку счета. Проценты будут начисляться на сумму, указанную в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам со дня получения банком этого решения и до дня получения решения об отмене блокировки. Процентная ставка - ставка рефинансирования, действующая в дни неправомерного приостановления операций.
Такие проценты - неплохая альтернатива взысканию с налоговых органов сумм убытков, возникших из-за неправомерного приостановления операций по счетам. Так как доказывание убытков - дело сложное и далеко не всегда возможное.
О незаконной блокировке можно говорить в нескольких случаях.
Во-первых, когда операции по счетам были приостановлены из-за пропуска срока представления декларации, а в итоге оказалось, что налогоплательщик этот срок не пропустил. Такое бывает, в частности, когда декларации представляются по почте.
Во-вторых, когда операции по счетам были приостановлены на основании незаконного решения о взыскании налога. Например, когда оно вынесено за пределами двухмесячного срока, отведенного на его принятие, или без выставления налогоплательщику требования на уплату налога.
В-третьих, если налоговый орган приостановил операции по счетам в качестве обеспечительной меры после вынесения решения по проверке, не наложив перед этим запрет на отчуждение имущества налогоплательщика.
И, наконец, даже при соблюдении порядка принятия обеспечительных мер или вынесения решения о взыскании решение о блокировке счета неправомерно, если в нем указана сумма бОльшая, чем:
- сумма налогов, пени и штрафов, указанных в решении о взыскании;
- сумма налогов, пени и штрафов, начисленных в решении по проверке;
- разница между общей суммой налоговой задолженности по решению по проверке и стоимостью имущества, в отношении которого применена обеспечительная мера в качестве запрета на его отчуждение.
В связи с этой поправкой возникает еще один вопрос. Будет ли блокировка счета признаваться неправомерной исключительно на том основании, что впоследствии само решение о начислении налогов, пени или штрафов признано незаконным? Думаю, нет. Если формальные основания для приостановления операций по счету были и процедура соблюдена, то решение о блокировке законно.
Следующая поправка интересна тем организациям и предпринимателям, которым часто приходится представлять документы налоговикам, в том числе и при проведении встречных проверок.
В пункте 5 статьи 93.1 появилась отсылка на пункт 5 статьи 93 Кодекса. Помните, этот пункт позволяет нам не представлять налоговикам документы, если мы их уже однажды представили при проведении камеральной или выездной проверки. В итоге у нас появилось право не тащить эти документы в свою инспекцию снова, если она прислала нам требование другой инспекции о представлении этих же документов, выставленное уже в порядке встречной проверки. Жаль, что работать это будет только в отношении тех бумажек, которые вы представите после 01.01.2011.
Еще один минус состоит в том, что законодатель не распространил правило о непредставлении одних и тех же документов дважды на бумажки, которые уже представлялись в свою инспекцию по требованиям других налоговых органов, выставленным при встречках. Хотя принцип документооборота должен быть тот же. Ведь с 2007 года большинство представляемых нами налоговикам документов пусть иногда и транзитом, но проходит через инспекцию, в которой мы состоим на учете. Однако в пункте 5 статьи 93 НК говорится только о тех документах, которые проверяемое лицо уже представляло в инспекцию, проводившую его налоговую проверку. А лицо, у которого истребуются документы при встречке, проверяемым лицом не является, проверяют-то какого-то другого парня.
Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 01
Начать дискуссию