Экономика России

Большая алкогольная реформа: борьба с алкоголизмом или новый передел денег

Валяние в грязи образа представителей русской нации, впрочем, как и любой другой, практически во все времена преследовало исключительно конкретные, коммерческие цели. Сейчас под лубочной вывеской государственной борьбы с пороками якобы извечно спивающегося русского народа и беспрецедентной алкоголизацией подрастающего поколения в стране готовится крупная реформа рынка алкогольной продукции.
Большая алкогольная реформа: борьба с алкоголизмом или новый передел денег

Купцы, бояре и государев двор за свою корысть всегда норовили держать русского мужика за беспросветного пьяницу, бездельника и преступника. В некоторых местностях этой сказки стали придерживаться и сами мужики.

Иван Прыжов, “История кабаков в России в связи с историей русского народа”.

Валяние в грязи образа представителей русской нации, впрочем, как и любой другой, практически во все времена преследовало исключительно конкретные, коммерческие цели. Сейчас под лубочной вывеской государственной борьбы с пороками якобы извечно спивающегося русского народа и беспрецедентной алкоголизацией подрастающего поколения в стране готовится крупная реформа рынка алкогольной продукции.

Основные мысли по реформированию системы российского рынка алкогольной продукции были выражены в поручении Дмитрия Медведева Правительству РФ от 10 сентября 2009 года и прошлогоднем послании к Федеральному Собранию РФ, где президент настоятельно рекомендовал принять срочные меры по ужесточению контроля за производством и оборотом спиртосодержащей продукции и снижению масштабов ее потребления. Идеологическим обоснованием реформы являются данные статистики, которые, во-первых, свидетельствуют о фактическом вырождении и деградации российского народонаселения, а во-вторых, о катастрофических бюджетных потерях, провоцируемых ростом нелегального рынка спиртного.  

Ужасающая статистика

Сейчас в России от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек в год, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 80 тысяч человек в год. Если сюда отнести различные несчастные случаи и преступления, происходящие вследствие употребления спиртного, число жертв “зеленого змия” превысит 700 тысяч человек в год. Причем данные цифры имеют тенденцию к прогрессивному росту.

Как сообщают инициаторы алкогольной реформы, по данным Росстата, объем употребления алкоголя в РФ на одного человека в год в пересчете на абсолютный спирт составил в 2005 году 9,31 литров. Дальше – больше: в 2006 году - 9,47 литров, в 2007 - 9,76 литров, в 2008 - 9, 6  литров. При этом с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и самогона фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения сейчас составляет около 18  литров в год.

Это значит, что в переводе на пиво, каждый гражданин РФ, включая детей и немощных стариков, выпивает порядка 750 бутылок пива за год. Если из общей массы населения исключить детей до 10 лет, стариков, убежденных трезвенников, завязанных алкоголиков, инвалидов и хронических язвенников, получится, что стандартный налогоплательщик выпивает за год порядка 5 тысяч бутылок пива. Приблизительно это 14 бутылок пива в день. И это только официальная статистика, которая, как всем известно, изрядно врет в сторону уменьшения и с реальностью не имеет ничего общего.

Если взять цифры статистики неофициальной, получится, что каждый дееспособный россиянин выпивает за день порядка 40 бутылок пива, правда, при этом непонятно, как этот самый россиянин умеет оставаться дееспособным, но все же. Несмотря на очевидную нелепость вышеуказанных цифр, именно они и дают ход мероприятиям отечественных законотворцев  по “совершенствованию” алкогольного рынка.

Итак, какие же меры предлагают законодатели по исправлению откровенно плачевной ситуации в рассматриваемой сфере?

Борьба с теневым рынком

Основной набор инструментов по реформированию существующего рынка алкогольной продукции содержится в пакете поправок к закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", направленных на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Важнейшие законодательные изменения, готовящиеся к принятию парламентариями, касаются определения порядка ведения единого государственного реестра мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта. В соответствии с нормами рассматриваемого законопроекта не допускается производство алкогольной продукции ниже норм минимального использования мощностей по ее производству, установленных Правительством РФ.

В случае невозможности соблюдения норм минимального использования этих мощностей, организация вправе подать в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования в письменной форме с указанием даты такого приостановления. Для возобновления использования оборудования организация направляет в лицензирующий орган уведомление о возобновлении использования оборудования в письменной форме с указанием даты такого возобновления.

Для обеспечения контроля за использованием производственной мощности предлагается введение государственного реестра мощностей по производству этилового спирта и алкогольной  продукции, произведенной с использованием этилового спирта. Для формирования реестра в лицензирующий орган организациями будут представляться расчет производственной мощности и схема оснащения основного технологического оборудования средствами измерения, а также предлагается ввести учет и декларирование указанных мощностей.

Здесь стоит отметить, что исключить возможность производства предприятиями неучтенной продукции возможно лишь при установлении жестких нормативов выхода спирта и готовой алкогольной продукции, рассчитанных на основании максимальных возможностей производственных мощностей на каждом отдельном предприятии. Установление же норм минимального использования мощностей само по себе не способно на это. На уменьшение доли “левого” спирта в общем объеме готовой продукции – возможно, но не на упразднение “теневого” рынка. В конечном счете, предприятиям никто не запрещает производить больше установленного минимума.

Таким образом, предложенная законодателями мера имеет смысл лишь в той части, в которой она позволяет предъявить к производителям дополнительные требования, касающиеся технического оснащения предприятий, вытеснив с рынка тех субъектов, чьи производственные средства будут не в состоянии обеспечить соблюдения норм минимального использования мощностей. Учитывая стоимость нового оборудования для производства, переработки продукции и утилизации отходов производства, которое в силу новых законодательных требований будут обязаны приобретать производители алкоголя, таких субъектов окажется подавляющее большинство. Иными словами, рынок возглавит и поделит между своими участниками очередная “большая тройка” монополистов.

Другой блок важных поправок призван усугубить ситуацию с конкуренцией на рынке спирта установлением целого комплекса дополнительных административных барьеров, якобы с целью упорядочения отношений между производителями, продавцами, контролерами и потребителями. В частности, законопроектом предусматривается, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет устанавливать оптовые и розничные цены на этиловый спирт и алкогольную продукцию, производимую с использованием этилового спирта,  ниже которых их реализация на территории РФ будет запрещена.

Реализация указанной продукции по цене ниже установленной будет являться основанием для аннулирования уполномоченным органом лицензии. Законодателями отмечается, что введение внесудебного порядка аннулирования лицензии не нарушает установленное Конституцией РФ право на судебную защиту, так как не исключается возможность судебного обжалования решения уполномоченного органа об аннулировании лицензии. Также новыми нормами предусмотрено внесение изменений в правила приобретения федеральных специальных марок – теперь в перечень документов, представляемых организацией для приобретения федеральных специальных марок, будет включен расчет потребности организаций в федеральных специальных марках.

Надо полагать, что при таком подходе единственное, что может серьезно вырасти, так это цены. При этом заверения самих законодателей относительно того, что реализация новых стандартов не приведет к значительному подорожанию алкогольной продукции, не имеют под собой вообще никаких вразумительных оснований, поскольку все дополнительные расходы и издержки производители постараются компенсировать именно за счет рядовых потребителей.

Ужесточение правил оборота слабоалкогольной продукции

Данная задача представляется нормотворцами в качестве первоосновы для снижения в нашей стране уровня употребления алкоголя на душу населения и эффективной борьбы с набирающим обороты темпом алкоголизации подрастающего поколения. Действительно, по данным Росстата, в России с конца двадцатого века наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво. Так, производство водки, ликероводочных изделий и коньяков за период с 2000 года по 2009 год составило всего лишь порядка 125 миллионов декалитров в год (1 декалитр или дал = 10 литрам), при этом производство пива в 2000 году составило 515 миллионов дал, а в 2009 году - 1085 миллионов дал.

Такие цифры объясняются большой популярностью и востребованностью пива в народной среде. Пиво и его суррогаты любят больше, нежели водку и вино. Особенно подростки. Так, продажа на душу населения алкогольной продукции за период с 2000 по 2009 годы составляла около 18,7 литров в год. В свою очередь продажа на душу населения пива за 10 лет выросла более чем в 2 раза, с 35 литров до 76,9 литров на человека.

При этом на фоне практически неизменного уровня потребления основной алкогольной продукции  (водки, коньяки и ликеры) в стране происходит ежегодное увеличение потребления пива. Причем преимущественно за счет молодежи и подростков. В связи с этим медики бьют тревогу, поскольку раннее приобщение детей и молодежи, прежде всего к слабоалкогольной продукции и пиву, в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма.

Ситуацию в значительной степени смогло бы исправить постепенное вытеснение с рынка слабоалкогольных напитков, в том числе и пива, путем ужесточения требований к их производителям, увеличения цен на них с одновременным снижением стоимости крепкого алкоголя и полного запрета соответствующей рекламы, как на телевидении, так и в печати. Между тем, предлагаемые реформаторами меры выглядят таким образом, как будто их подготавливали никто иные, как производители пива.

В соответствии с будущим законом не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5% и менее, с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением продажи, осуществляемой в организациях или пунктах общественного питания. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Поставки и розничная продажа алкогольной продукции, по мнению авторов реформы, должна осуществляться только организациями при наличии соответствующих лицензий. В свою очередь розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, будет осуществляться организациями и индивидуальными предпринимателями без лицензий. Перевозки этилового спирта, в том числе денатурированного, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции станут  осуществляться исключительно организациями, которые имеют соответствующую лицензию. В свою очередь перевозки и отгрузки пива и разного рода суррогатов будут производиться совершенно свободно.

Далее, производство и оборот алкогольной продукции, опять же за исключением пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта не более 7%, станет осуществляться в потребительской таре объемом не более 330 миллилитров. По словам законотворцев, ограничения объемов потребительской тары для слабоалкогольной продукции будет способствовать снижению разовой дозы потребления этой продукции, а розлив в потребительскую тару меньшего объема увеличит себестоимость продукции, что также будет являться дополнительным ограничением приобретения данных напитков. При этом пиво, в том числе и крепкое, как и прежде, можно будет продавать даже в ведрах.  

Следующей новеллой является то обстоятельство, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 7%, подлежит обязательной маркировке. Однако и эти правила коснутся лишь всевозможных отверток, ягуаров, вертолетов и прочих непивных одеколонов, и совсем не затронут пиво.

Такое привилегированное положение пива обусловлено уже самим легальным определением данного продукта, которое содержится в законопроекте. Согласно новым нормам, пиво – это алкогольная продукция, которая произведена из солода, хмеля и хмелепродуктов, дрожжей и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок, с содержанием образовавшегося в процессе брожения сусла этилового спирта.  

Исходя из легального определения, пиво, являющееся таким же алкогольным продуктом, как и водка, представляет собой более благородный напиток, поскольку спирт в нем формируется самостоятельно в процессе изготовления, а не домешивается к ароматизаторам алчным производителем, экномящим на технологии производства. По сути указанное определение ставит жирую точку в споре о том, из чего же готовится отечественное пиво, а также дает законодателям все основания применять к обороту пива более мягкие требования, нежели ко всей прочей алкогольной продукции. В конце-концов, на вопрос о том, кто и как будет проверять добросовестность пивных производителей авторы алкогольной реформы не отвечают.

Более того, как видно из вышеуказанных положений, пивные лоббисты подстраховали себя и на тот случай, если со временем на пивзаводах будет установлен жесткий контроль качества, призванный проверять технологию изготовления напитка на соответствие установленным стандартам. В частности, законопроект по сути приравнивает пиво к напиткам, изготавливаемые на основе пива. В соответствии с новыми нормами такие напитки - это алкогольная продукция, которая произведена из солода, зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, продуктов их переработки, хмеля и хмелепродуктов, с добавлением или без добавления ароматических и вкусовых добавок, а также с добавлением или без добавления этилового спирта. Буквально это означает, что любая жидкость, изготовленная путем перемешивания спирта, красителей и ароматизаторов, может быть приравнена к пиву и реализовываться на льготных основаниях.

Что в результате

В результате получается, что разработанная на основании благих намерений реформа не решит своих главных задач и, с этой точки зрения, по традиции снова провалится. Так, с одной стороны, нововведения повлекут за собой ряд неблагоприятных последствий для производителей нелегальной и полулегальной алкогольной продукции, что, с точки зрения госбюджета, является несомненным плюсом. С другой стороны, предлагаемые меры приведут к укрупнению, концентрации и монополизации рынка, что в условиях отсутствия государственной монополии на производство спирта самым негативным образом скажется на многих участниках алкогольного рынка и, как следствие, на конечном потребителе спиртной продукции.

Что касается борьбы с “левым” рынком, то в этой части министерский законопроект не достигает поставленных целей, так как легальные производители “левой” водки, не способные соответствовать повышенным требованиям, попросту уйдут в тень, пополнив ряды подпольных цехов. При этом для эффективной  борьбы с нелегальным производством спирта законопроект не предлагает совершенно никаких мер.

То же самое относится и к повышению качества алкогольной продукции, которое, принимая во внимание аппетиты отечественных монополистов и их стремление к постоянному увеличению своих сверхприбылей, в будущем станет только ухудшаться. Ни о каком контроле качества, а уж тем более об адекватной ответственности за нарушение государственных стандартов в этой сфере, в планах реформаторов речи не идет. Более того, новыми правилами предусматривается исключение из полномочий органов местного самоуправления осуществления контроля за качеством  алкогольной продукции. В свою очередь ликвидация контроля на местах повлечет ликвидацию контроля как такового.

Далее нетрудно догадаться, что при такой патерналистской политике государства по отношению к пивным производителям в стране не будет решена и проблема алкоголизма. Между тем, если верить данным официальной статистики, уже через сорок лет львиную доли российского населения составят пивные алкоголики и их отпрыски – инвалиды детства.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Роман

    Автору спасибо за анализ!

    Иными словами изменения можно охарактеризовать как: "Продолжаем геноцид русского народа, дамы и господа..... немного поменяли буквы в законе, но смысл остался прежний..." Уж если об этом говорят с такой высокой трибуны как "Меры по борьбе...", а на практике получается как "Корректировка мер по борьбе с народонаселением" значит бороться уже (или "еще" - для оптимистов) вообще не кому.....