История первая.
Начну, пожалуй, с нашумевшей истории с закупкой Роспотребнадзором новой версии своего сайта.
Роспотребнадзором был объявлен конкурс на создание новой версии интернет-сайта со стартовой ценой 5 миллионов рублей и сроком исполнения 9 дней. Штрафные санкции за нарушение сроков исполнения госконтракта составляли 5% за каждый день просрочки исполнения госконтракта, что составляет более 1800% годовых. Понятно, что сделать подобный интернет-ресурс за столь короткие сроки невозможно. Если учитывать сроки исполнения госконтракта и штрафные санкции в совокупности, то однозначно возникает ощущение, что условия конкурса могут привести к ограничению конкуренции.
Об этом я говорил на заседании комиссии ФАС России при рассмотрении жалобы на условия конкурса, поданной одним из потенциальных участников. К сожалению, на тот момент комиссия ФАС России не смогла разрешить эту ситуацию и просто зафиксировала нарушения порядка подсчета баллов, установленного в конкурсной документации, и выделила материалы на предмет исследования возможного ограничения конкуренции в отдельное производство (решение по этим материалам до сих пор не вынесено).
Далее по этому конкурсу произошло следующее: из нескольких компаний - участников конкурса победителем была признана организация, предложившая максимальную цену 4 950 000 рублей со сроком исполнения госконтракта 5 дней. Удивительно, что госконтракт должен был быть выполнен не позднее 8 декабря 2010г., однако и на 29 декабря 2010г. новый сайт Роспотребнадзора размещен еще не был. Таким образом, победитель конкурса должен уплатить Роспотребнадзору, исходя из штрафных санкций по госконтракту, около 5 миллионов рублей (начальная стоимость госзакупки).
Интересной оказалась реакция Министерства связи РФ на нашу просьбу провести экспертизу на предмет возможности создать новый сайт Роспотребнадзора за 9 или 5 дней. В своем ответе министерство сообщило, что по результатам проведенного исследования оно пришло к выводу, что такой сайт можно создать в сжатые сроки, но не дало конкретного ответа на поставленные нами вопросы. В результате, как наверное многим стало известно, интернет-общественность выяснила, что сайт Роспотребнадзора скорее всего сделан с помощью бесплатных приложений, не выдерживает нагрузки большого числа посещений и, кроме того, обычным посетителям предоставляет возможности администратора сайта.
На мой взгляд, эта история - яркий пример неэффективного расходования госсредств. Этой историей в ближайшее время по нашей просьбе займется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
История вторая.
В ней я хотел бы рассказать о проведении конкурса Минздравом на закупку социальной сети о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru. Цель – проинформировать общественность о здоровом образе жизни. Задачи для участников конкурса - обеспечить не менее 25 000 уникальных посетителей портала ежедневно. Начальная цена контракта - 40 миллионов рублей.
Победителем конкурса была признана компания, предложившая наиболее высокую цену из всех участников конкурса - порядка 39 миллионов рублей. Интересно, что при выборе победителя члены конкурсной комиссии ставили абсолютно одинаковые оценки конкурсных заявок участников, как если бы они многократно выбрасывали на кубиках одно и то же число. Техническое задание конкурса его победитель не выполнил, интернет-трафик посетителей портала www.takzdorovo.ru, скорее всего, был накручен с помощью дочерней компании-победителя, что нам подтвердили эксперты в своем заключении. После сдачи работ исполнителем заказчику посещаемость портала резко упала, кроме того, есть подозрения, что заявленная в конкурсной документации посещаемость так и не была достигнута. То есть, цель госзакупки не выполнена, а средства израсходованы впустую.
Нами была подана жалоба в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которая поручила Министерству связи и массовых коммуникаций РФ провести экспертизу целесообразности создания портала www.takzdorovo.ru. В результате проведенной министерством экспертизы было установлено, что расходы на создание данного интернет-портала завышены.
Фактически, госсредства на создание портала были израсходованы неэффективно. Чтобы окончательно убедиться в этом, мы запросили у Минздрава данные об интернет-статистике посещаемости портала www.takzdorovo.ru и копии заявок участников конкурса на создание портала. Минздрав дважды отказывал в предоставлении этой информации, считая ее коммерческой тайной.
В результате действия Минздрава по отказу в предоставления информации являются предметом проверки Генеральной прокуратуры РФ, а также обжалуются в судебном порядке.
История третья.
Закупка Пенсионным фондом РФ услуг по информированию населения Российской Федерации об услугах ПФР и вопросах пенсионного законодательства через сеть Интернет с помощью баннерной рекламы. Начальная стоимость - 30 миллионов рублей. Баннеры предполагалось размещать, в том числе, и в социальной сети "Одноклассники".
Фактически, услуги Пенсионного фонда необходимо было рекламировать одним из самых неэффективных способов рекламы в сети Интернет - с помощью баннерной рекламы. Кроме того, даже если предположить, что эта реклама могла возыметь хоть какой-то эффект, то явно значительная часть будущих и настоящих пенсионеров не пользуются интернетом и не являются целевой аудиторией для такой рекламы.
Как и следовало ожидать, из двух участников конкурса победила компания, предложившая максимальную цену – 29 950 000 рублей.
История четвертая - поучительная.
Компанией - разработчиком корпоративных интернет-сайтов был выигран конкурс на создание интернет-сайта для нужд Фонда социального страхования РФ. Победитель предложил заказчику выполнить заказ безвозмездно, то есть даром, что и было сделано, но по каким-то необъяснимым причинам заказчик уже длительное время не размещает результат работы исполнителя в сети Интернет. Такой подход наводит на мысли, что заказчику просто не выгодно размещать разработанный безвозмездно сайт, и он намерен провести конкурс заново, чтобы освоить средства, выделенные первоначально на конкурс. Фактически, госструктура отказалась от эффективно размещенного госзаказа - бесплатно выполненной качественной работы.
На заметку: именно за выполнение этого госконтракта исполнитель в 2010 году получил Гран-При Первой Всероссийской ежегодной премии в области государственных закупок «ГОСконтракТ» (успешно выполненные госконтракты за 2009год).
Эти и не только истории позволяют говорить о следующих проблемах. Государство не понимает целей и задач, для которых оно размещает заказы на создание различных интернет-ресурсов или проведение рекламных компаний в сети Интернет. Как следствие, госсресдва расходуются неэффективно и государственные заказчики приобретают ненужные и нефункциональные интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети Интернет. Государство, как заказчик, не следит за фактическим исполнением госконтрактов, т.е. слабо контролирует эффективность расходования бюджетных средств.
Комментарии
2Весьма поучительно, спасибо.
такого "добра" хватает везде в системе что госторгов что по ФЗ-223, все делают вид что все ок, кого то расшевелить (ФАС,Прокуратура, про СК ваще молчу) очень трудно, устанешь писать жалобы, в арбитраже нереальные сроки рассмотрения жалоб на торги...