Учет в торговле

Премии при продаже непродовольственных товаров

Финансисты разъяснили порядок определения налоговой базы по НДС в случае, если оптовый поставщик непродовольственных товаров предоставляет покупателю скидку или денежную премию. Он принципиально отличается от правил, которые действуют при реализации продуктов питания. Но обо всем по порядку…

Финансисты разъяснили порядок определения налоговой базы по НДС в случае, если оптовый поставщик непродовольственных товаров предоставляет покупателю скидку или денежную премию. Он принципиально отличается от правил, которые действуют при реализации продуктов питания. Но обо всем по порядку…

Ограничений нет
Итак, стороны договора поставки непродовольственных товаров могут предусмотреть вознаграждение (денежную премию или скидку, уменьшающую цену уже отгруженных товаров), которое оптовый поставщик выплатит розничной фирме за приобретение определенного количества продукции.

Необходимо отметить, что в данной ситуации не действуют ограничения, введенные Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (поскольку они применяются лишь в отношении продовольственных товаров). Так, в частности, поощрить покупателя можно не только за превышение объема закупок, но и за иные действия (скажем, за досрочную оплату). Причем премирование возможно в любой форме (а не только в виде денежного вознаграждения, как в случае с продуктами питания).

Иными словами, поощрение может быть предоставлено, например:

– в виде скидки, уменьшающей цену уже отгруженных товаров (ретро скидка);

– путем перечисления денежной премии на расчетный счет покупателя;

– путем уменьшения общей суммы задолженности покупателя перед поставщиком, то есть списания части долга (без изменения цены за единицу товара).

Кроме того, размер вознаграждения за превышение объема закупок непродовольственных товаров не ограничен. То есть договором может быть установлена любая согласованная сторонами сумма поощрения. Напомним, что при поставках продовольствия размер премии не может превышать 10 процентов от стоимости купленной продукции.

Налог на добавленную стоимость
Рассмотрим особенности исчисления налоговой базы в данной ситуации.

Порядок действий поставщика

Скидки, предоставленные покупателю за превышение объема закупок путем уменьшения цены ранее отгруженных товаров (ретро скидки), уменьшают сумму выручки оптового продавца. То есть выручка должна быть скорректирована на сумму скидок. Следовательно, снижается и облагаемая база по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим бухгалтеру придется делать ряд исправлений (см. письмо ФНС России от 1 апреля 2010 г. № 3-0-06/63).

Во-первых, в бухгалтерском учете следует сделать исправительные (сторнировочные) проводки, уменьшающие выручку от реализации товаров на сумму предоставленной скидки (сторнирующую запись по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90). Соответственно корректировкам подвергнутся и записи по начислению налога на добавленную стоимость.

>|Все исправления в бухучете нужно делать в том периоде, когда ретроскидка была предоставлена.|<

Во-вторых, придется исправить и счета-фактуры (в порядке, который установлен п. 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914; далее– Правила). А именно уменьшить в этих документах цену отгруженного товара на сумму скидки, откорректировать стоимость товаров и сумму налога.

В-третьих, нужно внести изменения в книгу продаж (п. 16 Правил). Для этого в дополнительном листе книги продаж за тот период, в котором был зарегистрирован первичный счет-фактура, делаются записи по аннулированию первоначального документа и регистрации исправленного варианта.

В-четвертых, по мнению налоговиков, в подобной ситуации (если отгрузка товаров и предоставление скидки приходятся на разные отчетные периоды) в инспекцию необходимо сдать уточненную декларацию. В ней по сравнению с первоначальным отчетом будет уменьшена налоговая база и соответственно сумма налога (см. письмо № 3-0-06/63).

Причем из разъяснений Минфина России, приведенных в письме от 13 ноября 2010 г. № 03-07-11/436, следует такой вывод. Изложенный порядок применяется и в том случае, если речь идет об иных видах поощрений, например о денежном вознаграждении, бонусах, премиях и т. п. Специалисты главного финансового ведомства указали, что бонусы (премии, вознаграждения) при поставках непродовольственных товаров надо рассматривать в качестве форм скидок. И это должно иметь соответствующие режиму изменения цены налоговые последствия. То есть получается, например, что на сумму предоставленной покупателю денежной премии оптовая компания может уменьшить облагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (выручку от реализации).

К аналогичному выводу пришли и судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09. Они отметили: независимо от того, какую систему поощрения выбрали стороны сделки (в виде предоставления скидки, уменьшающей базисную цену товара, либо в виде дополнительного вознаграждения, перечисляемого на расчетный счет), сумма выручки подлежит корректировке.

Следует отметить, что в этом и состоит принципиальное отличие двух систем премирования покупателей – при поставках непродовольственных товаров и при реализации товаров продовольственных. Дело в том, что договорную цену продуктов питания изменять запрещено. Поэтому вознаграждение за закупку продовольствия на цену товаров (и соответственно на выручку от реализации и величину налоговой базы по НДС) не влияет (письмо № 03-07-11/436).

Пример 1.
Оптовая фирма ООО «Бим Бом» реализует детскую одежду. Отпускная цена одной упаковки с комбинезонами установлена в размере 22 000 руб., включая НДС (10%) – 2000 руб. Себестоимость упаковки – 12 000 руб. Договор с покупателем (универмагом ООО «Мир детства») предусматривает следующее.

В случае если стоимость закупок за квартал превысит 500 000 руб., покупателю предоставляется денежная премия в размере 7 процентов от отпускной стоимости отгруженных за этот период товаров. Вознаграждение по итогам квартала определяется и перечисляется в следующем налоговом периоде.

Допустим, в феврале 2011 года универмаг приобрел у ООО «Бим Бом» 10 упаковок с комбинезонами на сумму 220 000 руб. (10 уп. Ч 22 000 руб/уп.). В марте 2011 года этот же контрагент закупил еще 20 упаковок (на 440 000 руб.). Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2011 года общая стоимость закупок превысила 500 000 руб., она составила 660 000 руб. (30 уп. Ч 22 000 руб/уп.). Поэтому в апреле 2011 года покупателю была предоставлена премия в размере 46 200 руб. (660 000 руб. Ч  7%). Получается, отпускная цена одной упаковки должна быть уменьшена на 1540 руб. (46 200 руб. : 30 уп.), в том числе НДС – 140 руб. Проводки будут такими.

В феврале 2011 года:

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 220 000 руб. – отражена выручка;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 20 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41

– 120 000 руб. (10 уп.  x 12 000 руб/уп.) – списана себестоимость товаров.

В марте 2011 года:

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 440 000 руб. – отражена выручка;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 40 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41

– 240 000 руб. (20 уп. x 12 000 руб/уп.) – списана себестоимость товаров;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 660 000 руб. – поступила оплата от покупателя.

В апреле 2011 года:

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

46 200 руб.– сторнирована выручка от реализации товаров в I квартале; >|В договоре можно установить следующее: если суммарный объем покупок контрагента достигнет определенной величины, цена реализации при последующих (а не прошлых) поставках будет снижена. Тогда корректировок задним числом делать не придется.|<

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

4200 руб.– скорректирован (сторнирован) НДС, ранее начисленный с выручки от реализации;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 51

– 46 200 руб. – перечислена денежная премия на расчетный счет покупателя.

Соответствующие исправления бухгалтер ООО «Бим Бом» внес в счета-фактуры, выставленные универмагу в феврале и марте 2011 года. Корректировки были сделаны и в книге продаж.

Налоговые последствия у покупателя
В том случае, когда скидки (премии, бонусы) по непродовольственным товарам уменьшают их цену, сумма «входного» НДС, относящаяся к этим товарам, также уменьшается.

В письмах № 03-07-11/436 и № 3-0-06/63 приведены следующие разъяснения.

Получив от продавца исправленный счет-фактуру, покупатель должен внести изменения в книгу покупок (конечно, если поступивший ранее счет-фактура уже был в ней зарегистрирован). Для этого нужно оформить дополнительный лист книги покупок за тот период, в котором был зарегистрирован первоначальный счет-фактура (без учета скидки или премии). В дополнительном листе следует аннулировать этот документ. Исправленный же счет-фактуру нужно зафиксировать в книге покупок в том квартале, когда покупатель фактически получил его от поставщика.

Если налоговый период оприходования товаров не совпадает с кварталом, в котором была уменьшена его цена путем предоставления скидки или премии (а декларация к этому моменту уже сдана в налоговую инспекцию), то придется направить «уточненку». В ней сумма вычетов будет уменьшена на сумму аннулированного счета-фактуры.

В бухучете надо сделать соответствующие сторнирующие записи. То есть, получив от продавца исправленные экземпляры отгрузочных документов, покупатель вынужден будет внести изменения в бухгалтерский учет, скорректировав стоимость ранее оприходованных товаров.

Так, в частности, если товары, по которым получена скидка (премия), еще не реализованы покупателям, то делается сторнирующая запись по дебету счета 41 в корреспонденции с кредитом счета 60.

Если же на момент получения вознаграждения соответствующие товары уже проданы, то, помимо предыдущей записи, сторнируется еще и проводка по дебету счета 90 в корреспонденции с кредитом счета 41.

Обратите внимание на следующий момент. По общему правилу фактическая себестоимость товаров, по которой они приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. >|Пункт 12 ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н) запрещает корректировать фактическую себестоимость товаров.|<

Однако, по нашему мнению, данная ситуация и есть случай, установленный гражданским законодательством. Ведь речь идет об уменьшении цены договора, а такая возможность прямо оговорена пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ.

Пример 2.
Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Предположим, что к моменту предоставления премии все детские комбинезоны из партии, полученной в феврале 2011 года, были проданы. А товары, оприходованные в марте, реализованы не были.

Бухгалтер универмага ООО «Мир детства» делает следующие записи.

В феврале 2011 года:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (220 000 – 20 000) – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 20 000 руб. – учтен НДС по полученным товарам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 20 000 руб. – принят к вычету НДС.

В марте 2011 года:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 400 000 руб. (440 000 – 40 000) – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 40 000 руб. – учтен НДС по полученным товарам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 40 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 660 000 руб. – перечислена оплата поставщику.

В апреле 2010 года:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41

14 000 руб. ((1540 руб. – 140 руб.) x 10 уп.)  – уменьшена (сторнирована) себестоимость реализованных товаров, оприходованных в феврале; 

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

14 000 руб.– скорректирована себестоимость товаров, оприходованных в феврале;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

28 000 руб. ((1540 руб. – 140 руб.) x 20 уп.) – уменьшена (сторнирована) себестоимость товаров, оприходованных в марте;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

4200 руб.– сторнирован «входной» НДС по ранее полученным товарам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

60 000 руб. (20 000 + 40 000) – сторнирован НДС по аннулированным счетам-фактурам, ранее принятый к вычету;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 55 800 руб. (60 000 – 4200) – принят к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам.

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60

– 46 200 руб. – поступила на расчетный счет денежная премия от поставщика.

Важно запомнить
Скидки и премии, предоставленные покупателям, уменьшают цену ранее отгруженных непродовольственных товаров. Поэтому стороны договора поставки должны сделать соответствующие корректировки в бухучете и книгах покупок и продаж – такова позиция финансистов и судей. Исправлений можно избежать, если прописать в договоре, что покупателю предоставляется поощрение в виде снижения цены товаров в будущем.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №2, февраль 2011 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию