В рамках праздничных распродаж (Новый год и Рождество, 23 февраля, 8 Марта) универмаг распространяет среди покупателей дисконтные карты, дающие право на скидку при последующих покупках. Бухгалтеру необходимо правильно отразить расходы на изготовление карт и операции, связанные с передачей и использованием таких карт клиентами. Об этом – в нашей статье.
Стоимость товаров – сумма расходов на их изготовление или приобретение – списывается в уменьшение доходов от их продажи по мере реализации (перехода права собственности к покупателям). Это предусмотрено в подпункте 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Причем стоимость приобретения товаров квалифицируется как прямые расходы согласно статье 320 Налогового кодекса РФ.
Ведь они тоже вправе учитывать в составе налоговых затрат стоимость приобретенных товаров – на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Списывать эти расходы можно только по мере реализации дисконтных карт. Кроме того, по общему правилу расходы при «упрощенке» признаются кассовым методом. То есть списать стоимость реализованных карт на затраты можно лишь при условии, что расходы на их изготовление (приобретение) оплачены. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 316.17 Налогового кодекса РФ.
Если магазин платит «вмененный» налог, то розничная реализация дисконтных карт считается деятельностью в рамках «вмененки». Такой вывод следует из письма Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/211.
А вот если карты продает розничная фирма, подпадающая под ЕНВД, операции по торговле картами облагать налогом на добавленную стоимость не надо. То же самое касается и фирм на «упрощенке». Ведь компании на спецрежимах не признаются плательщиками НДС.
В случае если учетной политикой магазина предусмотрено применение счетов 15 и 16, бухгалтер должен учесть этот факт и при отражении операций, связанных с изготовлением дисконтных карт.
Передача карт клиентам за плату отражается в порядке, установленном для учета торговых операций: по кредиту счета 90 «Продажи» признается выручка, и одновременно покупная стоимость (или стоимость изготовления) проданных карт списывается в дебет счета 90 «Продажи» (с кредита счета 41 «Товары»).
По итогам каждого месяца в общем порядке выявляется финансовый результат от торговых операций, включая и операции по розничной торговле дисконтными картами.
Пример 1.
Универмаг ООО «Радуга» (общая система налогообложения) выпустил 1000 дисконтных карт. На их изготовление потрачено 11 800 руб., в том числе НДС – 1180 руб. Допустим, что карты фирма распространяет за плату по цене 59 руб. (в том числе НДС – 9 руб.). Всего было продано 300 карт.
Бухгалтер универмага записал:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – оприходованы изготовленные дисконтные карты;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 1800 руб. – учтен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 1800 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 17 700 руб. (300 шт. х 59 руб/шт.) – отражена выручка от реализации карт;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 2700 руб. (9 руб. х 300 шт.) – начислен НДС;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
– 3000 руб. (10 000 руб. : 1000 шт. х 300 шт.) – списана себестоимость карт.
Обратим внимание на ряд сложностей, которые возникают, когда карты не продают, а передают покупателям безвозмездно.
При передаче дисконтной карты, как правило, подразумевается, что получатель становится ее собственником. А раз имеет место передача права собственности, значит, надо начислять НДС.
Но есть способ не платить налог со стоимости бесплатных дисконтных карт. А именно: выдавая карты покупателям, магазин может оставить их у себя в собственности. Для этого на карте делают надпись примерно следующего содержания: «Дисконтная карта является собственностью компании. При утере не возобновляется».
А как быть, если дисконтные карты уже выпущены, но на них ничего не написано про право собственности? Можно просто внести специальное положение в маркетинговую политику компании. Ведь особенности перехода права собственности могут быть закреплены не только на самих дисконтных картах, но и во внутренних документах организации. Причем, предусматривая соответствующий пункт в маркетинговой политике, следует обратить внимание на формулировки. Необходимо как можно подробнее изложить, в какой момент и при каких условиях покупатели должны вернуть дисконтные карты собственнику. Чем подробнее будет изложена маркетинговая политика, тем больше шансов убедить инспекторов, что карты не переходят в собственность покупателей. Например, можно указать: «Дисконтные карты выпускаются сроком на один год. Просроченные карты обмениваются на новые при первой покупке».
Положение о праве собственности можно предусмотреть и в анкете, которую торговые компании часто предлагают заполнить получателям дисконтных карт. В анкете достаточно написать, что «дисконтная карта является собственностью компании и должна быть возвращена по первому требованию».
«Входной» налог по расходам на изготовление (приобретение) карт магазин вправе принять к вычету. Причем как в том случае, если карты передаются покупателям безвозмездно, так и при условии, что «пластик» остается в собственности компании.
Так, если карты дарят клиентам, то речь идет об облагаемой налогом операции (безвозмездная передача). Следовательно, и зачет «входного» налога правомерен. >|Использование товаров (работ, услуг) в облагаемых НДС операциях – одно из условий вычета «входного» налога. Соответственно по ценностям, используемым в необлагаемых операциях, зачет «входного» НДС невозможен.|<
Но даже если «пластик» остается в собственности торговой фирмы, то и это не означает, что карта в облагаемых НДС операциях не используется.
Ведь дисконтная карта, по сути, маркетинговый инструмент по расширению рынка сбыта и привлечению клиентов. Соответственно расходы на ее изготовление (приобретение) – это затраты на маркетинг. То есть опять же получается, что карты используются в деятельности, облагаемой НДС (реализация товаров в рамках общего режима налогообложения). А значит, и в данной ситуации вычет возможен.
Подобные издержки обоснованны, поскольку они направлены на увеличение сбыта товаров, а следовательно, и на получение дохода.
Справедливости ради отметим, что в письме Минфина России рассматривается ситуация, когда покупатель становится владельцем дисконтной карты, то есть когда «пластик» передается ему в собственность.
Но аналогичный подход, по нашему мнению, должен применяться и в случае, если карта остается в собственности торговой компании. Ведь речь идет все о тех же экономически обоснованных и направленных на получение дохода маркетинговых издержках.
Таким образом, при «упрощенке» все зависит от выбранного объекта налогообложения. Так, если применяется объект «доходы минус расходы», целесообразнее продавать дисконтные карты. Ведь тогда можно будет принимать расходы на их изготовление в уменьшение полученных доходов, причем цену на дисконтные карты следует установить минимальную (можно даже убыточную).
Если же выбран объект «доходы», то лучше вручать карты бесплатно в рамках маркетинговой политики фирмы. Поскольку не придется увеличивать доходы на сумму выручки от продажи дисконтных карт, а размер понесенных расходов в целях налогообложения значения не имеет.
При передаче карт их стоимость списывается на увеличение коммерческих расходов фирмы – с кредита счета 10 в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Если же стоимость изготовления (приобретения) дисконтных карт несущественна, возможен и другой вариант: сразу относить расходы, связанные с их изготовлением или приобретением, в дебет счета 44, не приходуя в качестве материалов на счете 10. >|Для контроля за сохранностью и движением карт можно предусмотреть их забалансовый учет.|<
Пример 2.
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Но предположим, что карты бесплатно передают клиентам, совершившим покупку на сумму более 500 руб. Всего было роздано 400 карт (право собственности на них переходит к покупателям).
Бухгалтер отразит операции так:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – оприходованы дисконтные карты;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 1800 руб. – учтен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 1800 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 4000 руб. (10 000 руб. : 1000 шт. х 400 шт.) – списана стоимость карт;
ДЕБЕТ 91
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 720 руб. (4000 руб. х 18%) – начислен налог на добавленную стоимость при безвозмездной передаче карт покупателям.
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №2, февраль 2011 г.
Начать дискуссию