Налоги, взносы, пошлины

Коллеги нашли четыре способа удобного учета канцтоваров

Практически все компании сталкиваются с такой малоприятной вещью, как оприходование и списание канцелярских товаров. Это кропотливая работа, которая требует особого терпения. Читательница нашего журнала главный бухгалтер Оксана Костылева рассказала, какие способы могут помочь коллегам учитывать «канцелярку» без лишних проблем.

Практически все компании сталкиваются с такой малоприятной вещью, как оприходование и списание канцелярских товаров. Это кропотливая работа, которая требует особого терпения. Читательница нашего журнала главный бухгалтер Оксана Костылева рассказала, какие способы могут помочь коллегам учитывать «канцелярку» без лишних проблем.

Учет канцтоваров – это отдельная история для бухгалтерии. Мало того, что приходится тратить на это немало времени, да и конечный результат особо не впечатляет. Все-таки это не отстаивание многомиллионного вычета по НДС. Упростить бухгалтерскую работу с «канцеляркой» можно воспользовавшись одним из четырех способов. Я опишу, в чем удобства и возможные последствия каждого из них.

СПОСОБ № 1. Однородные группы.

При небольших партиях канцелярских товаров бухгалтер, как правило, ведет учет по каждой единице товара. Но этот способ является громоздким и трудоемким, хотя и обеспечивает полную и достоверную информацию о запасах и контроль за наличием и движением.

Наиболее правильным и оптимальным решением проблемы учета «канцелярки» мне видится их разделение на однородные группы. На счете 10 «Материалы» отдельно формируется группа «Канцтовары». В программе 1С я сформировываю на счете 10.6 группу «Канцтовары». Элементами подгруппы служат уже однородные товары. Например, «Ручка шариковая», «Блок для записей», «Бумага А-4», «Скоросшиватель», «Тетрадь общая» и так далее.

Этот способ удобно применять и в случае, когда канцелярские товары списываются не в день принятия на учет, а по мере потребностей у сотрудников. Еженедельно секретарь в бумажном виде формирует требование-накладную по форме № М-11, по которой выдается «канцелярка». Накладная передается в бухгалтерию, где производится списание (о правилах работы с различными видами накладных можно прочитать на стр. 47).

Таким образом, будет обеспечена полная и достоверная информация о запасах канцтоваров и контроль за их наличием и движением, как того требует ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

Для руководителя компании все наглядно и прозрачно: выросло количество отгрузок и, соответственно, возросли расходы на бумагу и краску для принтера. Предположим, увеличилось число выписываемых документов или начался отчетный период в бухгалтерии. Значит, выросли потребности на определенные группы канцтоваров. Да и с проверяющими при использовании такого метода не возникает лишнего повода для конфликта.

СПОСОБ № 2. Вся партия – как единица.

Можно издать специальный приказ, который закрепит положение о том, что купленные канцтовары сразу передаются в эксплуатацию. При этом вся «канцелярка» приходуется как одна единица и списывается, соответственно, так же.

Чтобы было ясно, из чего сформирована эта единица, к приходному ордеру формы № М-4 прикрепляется копия товарной накладной поставщика. При списании к требованию-накладной формы № М-11 подшиваются заявки сотрудников на обеспечение канцтоварами. Способ действительно простой и быстрый. Но в то же время чреватый нареканиями со стороны налоговых инспекторов.

СПОСОБ № 3. Оприходование по штукам.

Можно оприходовать все канцелярские товары по штукам, а не по наименованиям. То есть в накладной будет видно общее количество штук по всем наименованиям. К примеру, там будет прописано «Канцелярские товары – 255 штук».

Нельзя сказать, что компания предоставляет в документах недостоверные сведения: все-таки общее количество «канцелярки» действительно 255 единиц. Но номенклатура канцелярии довольно-таки широка. И предположить, что такой способ вызовет вопросы у налоговиков, просто. Они могут заявить, что штука – достаточно расплывчатая вещь в этом случае. Шкаф тоже штука, только его цена явно отличается от цены ручки.

У руководства компании могут возникнуть к бухгалтерии вопросы. Огромное количество штук канцтоваров может вызвать недоумение и привести к долгому и утомительному пояснению со стороны бухгалтеров. И в итоге не исключено, что все равно придется формировать группы канцелярских товаров и выводить по ним стоимость.

СПОСОБ № 4. Без использования счета 10.

От коллег я слышала, что кто-то использует метод, в котором вообще не фигурирует счет 10 «Материалы». Подобный способ учета выбирают тогда, когда канцелярские товары сразу передают нуждающимся в них сотрудникам компании. Номенклатура закупленной канцелярской продукции не перечисляется, они списываются как услуги. Или же, если нет запасов канцтоваров, они сразу списываются на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Но учет канцелярских товаров в обход счета 10 я считаю крайне рискованным. Это приводит к нарушению методологии бухгалтерского учета. А если при этом данные затраты имеют большой объем и носят постоянный характер, то ошибка может быть существенной. Для управленческого анализа способ, который используют некоторые из моих коллег, тоже, по моему мнению, совершенно неприемлем.  

Еще советы.

Когда могут возникнуть арифметические ошибки и проблемы с вычетом по НДС

Виктория ЦИРУЛЬНИКОВА, главный бухгалтер ООО «Ниса»:

— Соглашусь, что можно приобретаемые канцтовары оприходовать в общем количестве и в общей сумме. Тем более что в документах при приобретении, например в № ТОРГ-12, так и пишется. Если же канцелярские товары приобретаются в том количестве, которое необходимо, то считаю вполне допустимым учитывать эти материалы как единицу по всей накладной. Количество и сумма сразу будут списаны в расходы, а материалы переданы в эксплуатацию.

А вот учет канцтоваров по группам, как мне видится, достаточно трудоемок. Бухгалтеру необходимо разделить по группам материалы, определить общее количество в каждой группе, рассчитать среднюю цену единицы в каждой группе. В данном случае могут возникнуть арифметические ошибки.

Тамара СУДАРЕВА, лектор, старший финансовый консультант юридической компании «Налоговик»:

– Мне ближе всего метод с обхождением счета 10. Способ позволяет списать в расходы канцелярские товары одной проводкой ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 60 (71). Это действительно максимально упрощает учет расходов на канцелярские товары. Так, не нужно ничего перегруппировывать. В то же время могут возникнуть проблемы с вычетом по НДС в отношении приобретенной и списанной в расходы «канцелярки». Ведь одно из условий применения вычета – принятие к учету – не будет соблюдено.

Могут возникнуть сложности при нормировании расходов на канцелярские товары. Проанализировать ежемесячный расход того или иного вида канцелярских товаров будет невозможно. Это окажется трудозатратно, как и контроль за соблюдением установленной нормы. Ведь порядок списания в производство ручек и бумаги предполагает, что каждая единица МПЗ учитывается по месту ее эксплуатации.  

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 2, 2011

69%

Старт обучения 15 марта 2025

Учет НДС — 2025

Разберитесь во всех изменениях в НДС 2025 года. Научитесь работать с НДС в любых ситуациях. Удостоверение о повышении квалификации на 120 ак.ч.

Записаться

Комментарии

11
  • не совсем понятно, зачем предлагать публике способы учета МПЗ, не предусмотренные действующим законодательством. Какой-нибудь начинающий специалист может поверить что так можно и будет использовать в своей работе некорректные методы.

    способы указанные как №№2-4 не соответствуют требованиям п.3 ПБУ 5/01, так как не обеспечивают "формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением".

    (ИМХО)

  • Алексей

    И, что ж тут ораторы предлагают каждую ручку, каждый ластик отдельно оприходовать?! Да ещё и списывать по требованию секретаря (или кто там заведует этой мелочёвкой).

    Я понимаю, что есть компании с большим штатом бух.отдела. Им, возможно, кроме этого и заняться нечем, они себе могут позволить кропеть над каждой единицей. Но не думаю, что большинство компаний смогут осуществлять подобное.

  • Евгений

    +100 предыдущему оратору!

    Только способ № 4 - остальные не стоят потраченного на них времени.


Похожие материалы

Роспатент: за шесть лет российский бизнес удвоил аренду успешных отечественных брендов

За 12 месяцев 2024 года зарегистрировал более 8,2 тыс. распоряжений правом по договорам коммерческой концессии в отношении товарных знаков. Количество сделок франчайзинга таким образом увеличилось на 18%. Их инициаторами стали отечественные предприниматели, которые тиражируют эффективные бизнес-проекты.

МВД: «сдача аккаунта в аренду – билет в мир киберпреступности». Полиция придет к его формальному владельцу

Сегодня в сети можно встретить многочисленные предложения сдать свой аккаунт в мессенджерах в аренду за вознаграждение. Это очередной способ «легкого» заработка, который может привести к серьезным последствиям, предупреждает киберполиция МВД.

Росреестр опроверг введение нового налога на хозпостройки

Недавно в ряде СМИ появились сообщения о том, что с 1 марта 2025 года в России якобы ввели обязательный налог на отдельные капитальные строения, расположенные на территории дачных участков (дома, бани, гаражи и т.д.).

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

О первичных учетных документах, обязательных реквизитах и оптимальной схеме документооборота

Уж сколько раз твердили миру…

Яндекс Еда зафиксировала абсолютный рекорд заказов 8 Марта

В Международный женский день Яндекс Еда впервые выполнила более 1 млн заказов за день. Это самый высокий показатель за всю историю сервиса в России.

Счетная палата установила рекордный экономический эффект от своей деятельности в прошлом году

Счетная палата приступила к подведению итогов своей деятельности в 2024 году. 13 марта годовой отчет о работе ведомства был представлен председателем СП Борисом Ковальчуком на комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Здравствуйте, в 2022 году необоснованно была списана дебиторская задолженность контрагента.

В 2022 году необоснованно была списана дебиторская задолженность контрагента. В расходы списанная задолженность не была включена. При проведении инвентаризации расчетов...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

В какие расходы списанная задолженность не была включена? В налоговые?

Тогда в 2022 году у вас было:

Д91.02 К62 (60, 76);

Д99 К68.04...

Читать полностью

⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл? Когда же он устанет расти?

Пока Китай, Ближний Восток и Латинская Америка загружают резервы золотом, аналитики предрекают $3000 за унцию. Но что произойдет, если крупнейшие покупатели просто исчезнут?

⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл?  Когда же он устанет расти?
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в марте. Что купил? Часть 1

Вот и середина марта, значит четверть плана на год выполнена, ведь в марте снова удалось пополнить портфель на 200 000 рублей. Рынок находится в ожидании позитивных новостей, а покупки ждут, когда я про них расскажу. Время настало. Кроме пополнения также пришли купоны и вычет по ИИС, удалось неплохо пошопиться.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в марте. Что купил? Часть 1

Иностранцами, попавшим на контроль, запретили создавать юрлица и ИП

С 5 февраля 2025 года иностранные граждане и лица без гражданства, внесенные в реестр контролируемых лиц, не могут зарегистрировать ИП или стать учредителями юридических лиц.

Для налоговых льгот по имуществу участники СВО и члены их семей не обязаны подавать заявление

Налоговики детализировали механизм предоставления налоговых льгот участникам СВО и их близким. Освобождение распространяется на имущество, транспорт и землю.

❌ Росреестр опроверг введение нового налога на хозпостройки

Недавно в ряде СМИ появились сообщения о том, что с 1 марта 2025 года в России якобы ввели обязательный налог на отдельные капитальные строения, расположенные на территории дачных участков (дома, бани, гаражи и т. д.).

Кредитование

Лимиты микрозаймов для ИП и самозанятых остаются в силе

МФО обязаны придерживаться установленных законом ограничений при выдаче микрозаймов ИП и самозанятым. Для ИП максимальная сумма основного долга не может превышать 5 млн руб., для физических лиц, включая самозанятых, — 500 тыс. рублей.

ИП на спецрежимах могут получить льготу по имущественному налогу, но есть нюанс

Освобождение от налога на имущество физических лиц для ИП возможно при соблюдении требования к использованию объектов недвижимости. Заявления налоговики принимают до начала мая года, следующего за отчетным периодом.

На Сахалине, Курилах и в Магаданской области продлят срок действия особых экономических зон

Инвесторы ОЭЗ смогут пользоваться льготами до 31 декабря 2046 года, но в Магаданской области их отменят из-за того, что создадут территорию опережающего развития.

Обучение для бухгалтеров

Три весомых аргумента: как убедить работодателя повысить вас до главбуха

Если в компании освободилось вакантное место главного бухгалтера, то работодатель встанет перед непростым выбором — кто из штата смог бы справиться с обязанностями главного специалиста. Претендентов может быть несколько, рассказываем, какие навыки станут вашим преимуществом и помогут в карьерном росте.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Интернет и IT

Число заявок на регистрацию отечественного ПО выросло на 13%

На регистрацию российских программ создатели софта подали свыше 40 тысяч заявок.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: домохозяйкам хотят платить зарплату, iPhone 15 рекордно подешевел, а больше тысячи россиян выиграли в лотерею миллион

Подготовили обзор главных событий дня — 14 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Арбитражный суд встал на сторону компании в споре об уточненке по налогу на имущество с ошибкой в ОКТМО

Арбитражный суд отменил решение УФНС, отказавшего компании в приеме уточненных деклараций по налогу на имущество из-за ошибки в коде ОКТМО. Поводом для спора стали изменения в структуре УФНС после реорганизации региональных налоговых органов.

Районные коэффициенты в составе отпускных будут без НДФЛ-особенностей. ❄«Ночной бухгалтер» № 1891

Бухгалтеры сетуют, что им приходится выделять из отпускных учтенные при расчете районные коэффициенты, чтобы потом высчитать НДФЛ с этой части. Есть надежда, что Минфин упростит этот процесс.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

НДФЛ

Новый налоговый тренд. Индивидуальный предприниматель доплати НДФЛ

О неправомерных требованиях налоговиков.