Председатель «Деловой России», владелец шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов – один из предводителей «крестового похода» частного бизнеса, теснимого новыми ставками налогов и социальных взносов. О перипетиях борьбы за выживание он рассказал корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву.
Какие новости с фронта, Борис Юрьевич?
24 декабря прошлого года мы – представители «Деловой России» и ОПОРЫ РОССИИ - встречались с Путиным. Говорили о наступающем повышении социальных взносов, и как раз в день своего пятидесятилетия я вроде бы получил от премьера подарок – обещание рассмотреть возможное их снижение. Мы представили правительству четкие варианты, где можно взять недостающие деньги , и вроде бы нашли понимание. По крайней мере, главы Минфина и Минэкономразвития встали за нас горой.
Больше всего сомнений у власти вызывает повышение акцизов на табак, хотя лично мне это непонятно. У нас самая курящая страна в мире, мы даже Китай обогнали по числу курильщиков на душу населения. А акцизы на сигареты у нас самые низкие в Европе. Если бы мы довели их хотя бы до уровня Латвии, три четверти дефицита Пенсионного фонда было бы закрыто. Вот на Украине за последние несколько лет подняли акцизы на табак в четыре раза, и контрабанда возросла, как они считают, незначительно.
Вроде как боятся инфляции. Но ведь после увеличения соцвзносов все цены поползут вверх. Мне, как владельцу "Абрау-Дюрсо", уже все поставщики заявили, что повышают цены примерно на четверть. Ну и конечно, социальной нестабильности опасается правительство: понятно, что сделав курево и алкоголь менее доступными, легко получить народные волнения.
Или другая статья наших предложений - налог на недвижимость физических лиц. Сейчас со всей страны такого налога собирается всего на 25 миллиардов рублей. Глупость это невероятная. Вот чем надо Пенсионный фонд пополнять. Нужно сделать так, чтобы когда я, бизнесмен, решал, как мне потратить деньги - купить новый дом или вложиться в производство, мне выгоднее было бы второе.
Уже сейчас ясно, что статистика в скором времени покажет падение сбора НДФЛ, поскольку зарплаты переводятся в тень. За счет того, что ставки взносов были значительно повышены, по этой статье, возможно, поначалу даже будет некоторый плюс.
Думаю, Путин, собирая нас, в душе понимал, что со взносами перегибают палку, и пора снизить накал, показать бизнесу, что правительство о нем думает.
Вы прежде были одним из руководителей «Правого дела». Теперь, насколько я понимаю, политики сторонитесь?
«Деловая Россия» всегда подчеркивает, что политических вопросов не касается, наше дело – экономика. Но если порассуждать, то должна в стране быть партия, которая представляла бы интересы именно бизнеса, а не чиновников. Она будет заведомо антисоциальной. Сегодня главная политика государства - левая, социал-демократическая. А мы должны считать деньги и говорить правду: нужно меньше тратить из бюджета, нужно повышать пенсионный возраст. Но если ты сегодня хочешь выиграть выборы, ты должен угодить бабушкам, военным и бюрократам.
Страны Европы за последние десятилетия набрали на себя столько социальных обязательств, что теперь пытаются избавиться от них. Франция, к примеру, наиболее «социалистичная» европейская страна, и действия Саркози объясняются именно этим. А у нас уникальное состояние, мы еще не успели набрать столько социальных обязательств, сколько они, и могли бы развиваться по-другому, не повторяя их ошибок. Но мы прямо идем тем же путем.
Мы хотим доказать власти одну очень важную вещь. Мы подсчитали, сколько "весят" все программы, которые государство проводит в социальной сфере – стимулирование деторождения, помощь пенсионерам, военным - по отношению к фонду зарплаты частного бизнеса. Оказалось, не больше 2%. Так что важнее - новые частные рабочие места или эти подачки? Ответ однозначный. Обама его знает, и Саркози знает. И неважно, для кого рабочие места. Иностранцы, приезжая сюда, тоже создают прибавочный продукт, тоже частично оставляют здесь свою зарплату.
Ваши коллеги из ОПОРЫ РОССИИ ратуют за упрощенное получение гражданства для гастарбайтеров. Работать, говорят, попросту некому. А какова позиция «Деловой России» на этот счет?
Мы не занимаемся вопросами гражданства гастарбайтеров. Нас волнует есть у них разрешение на работу или нет, и как его можно получить. А сегодня сделать это очень сложно. Мы уже несколько лет предлагаем отказаться от квотного принципа завоза иностранной рабочей силы а вместо него ввести систему денежного залога. Предприниматель, нуждающийся в гастарбайтерах, вносит залог пропорционально количеству работников. Но каждый из них имеет право въехать в Россию только на основании трудового контракта. Когда контракт истекает, работник должен покинуть страну. Если он этого не делает, с работодателя высчитывается соответствующая сумма залога. Это проблема работодателя - работает у него человек или убежал от него.
Могу из своего винодельческого бизнеса иллюстрацию привести. Основными работниками на сборе винограда всегда были дагестанцы: эта республика вывозит огромное количество бригад на сбор винограда по России. Но сейчас их перестали устраивать условия оплаты, и качество работы резко упало.
В последнее время все слышнее голоса, что модернизация проваливается. Я недавно вместе с вами слушал на круглом столе в «Комсомолке» спор вашего коллеги-бизнесмена с главой думского комитета по экономике Евгением Федоровым. Бизнесмен почти матом рассказывает: достали меня чиновники, треть оборота на взятки уходит, а Федоров ему в ответ: вы, бизнесмены, давайте вырастайте из коротких штанишек и привыкайте к ситуации. Лучше бы, мол, на научные и инженерные разработки больше тратили. Что же получается, власть признает, что коррупция непобедима?
Федоров, на самом деле, пытался оправдываться. Инновационный бизнес с миллиардными оборотами – его любимая тема, но это не так. Если вы слышали последние выступления Обамы, то там содержится полное признание того, что монетаризм ушел в прошлое, что создание новых рабочих мест - это главное решение проблем Америки. А нам до инновационного бизнеса еще очень далеко, мы на 38 месте в мире по этой категории. Евгений Федоров призывал, по сути, к постиндустриальному обществу, а нам бы с индустриальным разобраться. Тарифы естественных монополий надо снижать, а не поднимать, как сейчас, на 20% в год. Это наше преимущество, наша энергетика. И не надо ничего диктовать, достаточно снять внутренний акциз на газ и нефть и, наоборот, увеличить экспортные пошлины. Черный металл у нас экспортными пошлинами вообще не облагается. У нас на черный металл цены для внутреннего потребителя выше, чем для зарубежного.
Так что же делать с коррупцией, неужели действительно смириться?
Ну конечно, нет. «Деловая Россия» в ближайшие дни объявит о создании центра по разрешению конфликтов между чиновниками и бизнесменами. В прошлом году, как известно, в России появился инвестиционный омбудсмен – вице-премьер Игорь Шувалов. Предполагается, что именно он будет «ходатаем» по делам, разбираемым в центре. Но, прежде чем Шувалов напишет письмо генпрокурору с просьбой защитить того или иного предпринимателя, он должен быть уверен, что жалобщик прав. Поэтому и нужен общественный совет из людей, к репутации которых не может быть претензий.
Чем, на ваш взгляд, вызвано внезапное прекращение уголовного преследования Евгения Чичваркина?
Дело Чичваркина с самого начала было инициировано снизу, а не сверху - теми ребятами, которые хотели с него денег стрясти, которых он когда-то сажал. Потом развитие дела не могли остановить, хотя никто, собственно, особо и не хотел. Ни один начальник не брал на себя такую ответственность.
У «Единой России» есть проекты «Гражданская платформа» и «Гражданский контроль», призванные вроде бы решать те же вопросы защиты от чиновников. Что вы можете о них сказать?
«Гражданская платформа» и «Гражданский контроль» - это социальные проекты, которые в целом в «ЕР» очень неплохо поставлены. К бизнесу они отношения не имеют. А вообще, «Единая Россия», как правило, соглашается с нашими инициативами. Вот Борис Грызлов у нас выступал на форуме (в 2008 году) – тоже говорил про то, что надо сокращать соцвзносы.
Так кто же тогда против этого, если даже Путин, по вашим словам, «за»?
Путину надо наполнять Пенсионный фонд, чтобы все было стабильно. Но как это сделать, он не понимает и сам чувствует это, иначе бы нас к себе не позвал. Министр здравсоцразвития Голикова ему написала, что основной источник – это поднятие ЕСН, и он с ней согласился. Путин хорошо чувствует нефтяной бизнес, те сектора, с которыми он близко и постоянно работает. А про нас, перерабатывающий сектор, он думает, что мы тоже жируем, все у нас сладко и хорошо. А это устаревшая информация. Надеемся, что скоро статистика по налогам и сборам поможет нашему премьеру увидеть объективную картину.
Комментарии
5Не надо Путину показывать другие сектора экономики, кроме сырьевых !!! А то и туда придут всякие тымченко, ковальчукоффы, вротенберги
Да до звезды ему другие сектора - ДТ -28руб за 1 литр! Это для него нормально! А другие сектора как выкарячитесь, им по барабану. Это вообще опыт какой то - выживут или не выживут?! Просто пилят не сук на котором сидят, а всё дерево. Кто будет им пенсионную хвалёную реформу создавать, и прочие "хвалёные" нац.проекты..??
Можно говорить о налогах долго, но факт налицо: 80% предприятий малого бизнеса ушли в тень с выдачей зарплаты. Если директор малого предпритяия придет к своему покупателю и скажет, что увеличивает на 10-15% стоимость своих товаров (услуг,работ), то его пошлют с этим повышением очень далеко и он останется ни с чем. Поэтому в связи с увеличением размера страховых взносов у предпринимателя два выхода: уходить в тень или прикрывать свою лавочку. Во втором случае - прощай малый бизнес , в первом - здравствуйте, налоговый инспектор.
Никто сейчас ничего уменьшать не будет .Все останется как есть. Никто не будет признавать, что палку перегнул. Разве что накануне самих выборов. Да и то вряд ли. Жаль, что мы , предприниматели, работаем, создаем рабочие места, платим хорошую зарплату, а нам вместо поддержки перекрывают кислород. Жаль...Очень жаль... И бесполезно тут о чем-то говорить.