Ведение бизнеса

Чартерное обострение

В чартерном сегменте авиаперевозок становится все меньше рынка и все больше непредсказуемости. Очередной приступ гениальности в отношении чартеров посетил чиновников из Министерства транспорта.
Чартерное обострение
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

В чартерном сегменте авиаперевозок становится все меньше рынка и все больше непредсказуемости. Очередной приступ гениальности в отношении чартеров недавно посетил чиновников из Министерства транспорта.

На протяжении почти двух лет меня мучает вопрос: сколько еще интересных идей будет рождено для того, чтобы совсем прикрыть чартерные полеты российских авиакомпаний, искоренив чартеры как класс?

В начале года чиновники решили волевым решением изгнать все немосковские авиакомпании из чартерного рынка Москвы. А 31 января, теперь уже в связи с усилением безопасности в аэропортах и регулярности воздушных перевозок, министр транспорта РФ Игорь Левитин подписал Распоряжение «О мерах по обеспечению безопасности и регулярности воздушных перевозок, качества обслуживания пассажиров в сезон расписания «Лето-2011».

Документ предписывает Росавиации при рассмотрении заявлений перевозчиков и принятии решений о допуске к выполнению международных чартерных перевозок пассажиров, осуществляемых по программе перевозок в сезон расписания «Лето-2011», считать основным критерием суточную и почасовую пропускную способность российских аэропортов по проведению сплошного досмотра на входе в аэровокзалы. А пропускная способность аэропорта по проведению досмотра должна быть подтверждена расчетами-обоснованиями, исходя из наличия технических средств и персонала, утвержденными руководителем службы авиационной безопасности конкретного аэропорта по согласованию с начальником линейного отдела внутренних дел в аэропорту. Правда, на сайте Минтранса полного текста документа найти не удалось, что само по себе странно.

Но и анонса хватило, чтобы в очередной раз поразиться «оригинальности» идеи. Следуя логике регулятора, теперь основным критерием Росавиации при выдаче разрешений на чартерные перевозки авиакомпаниям будет считаться «пропускная способность» входных групп аэропортов, а не пресловутый Приказ 92, который требует согласования назначенного перевозчика.

Получается, что теперь авиакомпаниям не нужно будет подолгу ждать «скорее нет, чем да» от назначенного на маршруте перевозчика, и томиться в долгом ожидании подвоха со стороны конкурента. Теперь наших перевозчиков гонят в аэропорты и ЛОВД получать тактико-техническое обоснование возможности осуществления чартерного рейса в определенные дни и часы из отдельно взятого аэропорта. И тут, как говорится, хрен редьки не слаще. По собственному опыту и опыту своих коллег получения разрешений на видео- или фотосъемку в аэропорту "Внуково" могу сказать, что процесс получения согласований или разрешения, что от Службы безопасности, что от Линейного отдела внутренних дел (ЛОВД), абсолютно непредсказуемый. Потратить можно неделю и в итоге вам могут отказать в проведении мероприятия под любым неблаговидным предлогом. Такая же судьба ждет и согласование чартерных рейсов.

Чем же так не угодили чартеры Минтрансу? А как же быть с пиками сезонности на регулярных маршрутах? Напомню, что в России и других странах традициннный сезонный рост пассажиропотока на новогодние даты с 20 по 31 декабря, на майские праздники, пики перевозок в летние месяцы, когда, например, пассажиропоток в Сочи из Москвы возрастает в три-четыре (!!!) раза. Может быть, тогда есть смысл даже регулярное сообщение, а именно весенне-летнюю навигацию, согласовывать с начальниками ЛОВД аэропорта? И тогда никакого коллапса не будет. Рейсов будет мало, потому что «господа полицейские» запретят массовое скопление пассажиров в аэропортах под видом обеспечения безопасности.

Отмечу, что количеством рамок и сотрудников милиции и охраны аэропортов не решить вопрос террористической угрозы. Эта проблема решается не в аэропортах непосредственно. Мировой опыт показал бесперспективность превращения аэропортов или других общественных мест в «неприступные» крепости. Так и с общественной опасностью, уровень (по цвету, как в других странах) которой должен определяться службами безопасности государства и транслироваться в службы безопасности объектов массового скопления населения.

Так куда же толкает перевозчиков собственное транспортное ведомство? В руки произвола, бюрократии и коррупции сотрудников МВД, которые должны заниматься своим делом - предотвращать и раскрывать преступления, а не согласовывать чартерные рейсы! Телевидение и интернет пестрят рассказами о случаях «честности» сотрудников милиции. И кто даст гарантию, что почуяв финансовый интерес, руководители линейных отделов могут просто не согласовывать рейсы, прикрываясь безопасностью? И тут уже обухом не перешибешь, потому как нет процедуры обжалования решения местечкового начальника линейного отдела. Но что самое главное, пока нет и новых стандартов, на которые можно было бы ссылаться при определении пропускной способности аэропортов: собственно терминала (пункты пропуска через границу, стойки регистрации), входных групп (входы в аэропорт). А те, что есть, безнадежно устарели.

Радует одно в этой ситуации: аэропорты крайне заинтересованы в увеличении пассажиропотока, а службы безопасности будут и должны соответствовать росту пассажиропотока. Следовательно, в аэропортах будут оптимизированы входные группы, как это уже сделано во "Внуково", увеличится количество рамок металлоискателей и интроскопов для проверки багажа, наберут дополнительный штат охраны. И только такой путь наиболее оптимальный при росте пассажиропотока и усилении мер безопасности. А искусственные меры типа «выгнать чартерные перевозки из Москвы» и «ограничить рост пассажиропотока заботой о безопасности» просто путь в никуда.

Начать дискуссию