Главная ценность современной цивилизации заключается в том, что любой человек имеет право позволить себе роскошь не платить по долгам, не рискуя быть повешенным за ноги.
Джек Лондон, “Мартин Иден”.
Не далее как в конце января в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что руководство российской налоговой службы намерено передать на откуп коллекторским компаниям дела по взысканию с предприятий долгов налогам и сборам.
Этой новостью с общественностью поделился председатель комитета коллекторских агентств “Деловой России”, председатель совета директоров агентства “Центр ЮСБ” Александр Федоров, рассказавший о том, что сейчас детали расширения полномочий коллекторов активно обсуждаются с Федеральной налоговой службой и Министерством юстиции РФ.
Одним из важнейших мотивов, который подвигнул налоговых чиновников рассматривать спорные во многих отношениях предложения коллекторов, является недостаточная собираемость налогов и большая затратность этого самого процесса. Со слов руководства ФНС, сейчас налоговое ведомство тратит огромное количество времени и бюджетных средств на судебные процессы, а эффект от этого всего весьма невелик. Однако тот же Федоров авторитетно обещает, что после того, как коллекторские агентства начнут работать с налоговой задолженностью, споры будут решаться быстрее и, в основном, в досудебном порядке.
“Мы претендуем в первую очередь на работу с теми долгами, до которых не доходят руки у государства - старыми и сложными, - подчеркнул Федоров. - Коллекторское агентство, конечно, не имеет права арестовывать счета должника, но может взыскать конкретный долг весьма эффективно Федеральная служба судебных приставов, по сути своей, занимается тем же, но президент Медведев не поддержал планировавшееся на 2011 год увеличение штатов ФССП – с 80 до 92 000 сотрудников. Государство ищет качественно иные методы работы в этой сфере”.
Сейчас специально под формирующийся новый рынок готовится создание Ассоциации коллекторских агентств. Позднее же ФНС объявит тендер, и победившее на нем коллекторское агентство получит право выступать в качестве агента налоговой службы. Ожидается, что конкретное соглашение будет разработано уже к марту. При этом, как заявляют сами коллекторы и налоговики, нововведение не потребует совершенно никаких изменений в законодательстве, поскольку агентства просто станут своеобразными подрядчиками налоговой службы.
Между тем, надо полагать, что коллекторы лукавят, а данная инициатива оставляет множество вопросов как правового, так и финансового плана. Дело в том, что взыскать с налогоплательщиков недоимки во внесудебном порядке без нарушения множества федеральных норм коллекторам попросту не удастся.
Качественно иные методы работы
Первым делом в целях повышения собираемости налоговых платежей коллекторам придется распрощаться с законной процедурой взыскания этих самых платежей. Понятно, что долги можно собирать по-разному, и эффективность законных способов взыскания всегда будет существенно ниже тех способов, которые с законом, за исключением, разве что, уголовного, не имеют ничего общего. Сейчас легальное взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
Также взыскание возможно и за счет имущества должника. В соответствии со статьей 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится исключительно по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Далее налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, процесс взыскания недоимок по налогам и сборам детально регламентирован и поэтапно расписан императивными нормами налогового законодательства, которое уже в силу своей специфики не допускает никаких вольных интерпретаций и неоднозначности в толковании. Как видно из вышеуказанных положений, взыскание начинается с соответствующего решения уполномоченного государственного органа и, при особом нежелании налогоплательщика платить по счетам, заканчивается в суде. При этом нормы о взыскании налогов служат интересам, прежде всего, самих же налогоплательщиков, так как исключают, или, по крайней мере, минимизируют возможность злоупотреблений со стороны налоговых органов. Во всяком случае, гарантией прав налогоплательщика являются процессуальные сроки, в рамках которых действуют налоговики на досудебном этапе взыскания, а также сама стадия судебного разбирательства, призванная в правовом поле разрешить конфликт публичных и частных интересов.
Немаловажной гарантией является и ограниченность методов налоговых органов по взысканию недоимок, которые, по сути, исчерпываются направлением налогового требования, приостановлением операций по счетам и обращением в суд. Как известно, ни требовать уплаты налогов, ни арестовывать банковские счета коллекторы не вправе в силу требований налогового и банковского законодательства. Следовательно, если даже допустить, что налоговики вправе передавать дела о взыскании долгов по налоговым платежам третьим лицам, коллекторы будут ограниченны в своих действиях ровно настолько, насколько в них ограничены в соответствии с НК РФ сотрудники налоговой службы, а их правоспособность будет гораздо уже правоспособности налоговиков.
Действительно, при таких законодательных ограничениях говорить о высокой собираемости недоимок не приходится. Должников нельзя преследовать, им нельзя угрожать, надоедать своим навязчивым присутствием, портить их имущество и деловую репутацию, более того, нормами законодательства категорически запрещены и повторные требования об уплате налогов. Несмотря на это, коллекторы обещают государству в разы повысить собираемость старых и сложных недоимок, применяя при этом инновационные подходы, не распространенные в практике налоговых органов. Нетрудно догадаться, что под инновационными подходами здесь следует понимать подходы незаконные, поэтому иначе как попыткой обойти правовые запреты сотрудничество налоговиков с коллекторами назвать нельзя.
Телефонные звонки, рассылка писем с претензиями, визиты в офис должников и их деловых партнеров, ведение “черных списков” и “досок позора”– это лишь самые безобидные методы злоупотреблений из арсенала коллекторских агентств. Однако даже они способны привести к прекращению партнерских отношений между предприятиями, утрате делового имиджа на рынке и возможности получать кредиты.
Налоговая и банковская тайна
Другим непреодолимым правовым барьером для передачи третьим лицам долгов по налогам, через который коллекторам непременно придется переступить, является такая правовая категория, как “налоговая тайна”. Ей в НК РФ посвящена отдельная статья. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений разглашенных налогоплательщиком самостоятельно, об ИНН и о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Что касается доступности данных сведений, то налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Ни о каких других субъектах, а уж тем более о коллекторах здесь, само собой, речи не ведется.
При этом уже сама утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет дисциплинарную ответственность, предусмотренную федеральными законами. Целенаправленная же передача сведений о налогоплательщике посторонним лицам влечет уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена по службе.
Наконец, эффективное взыскание недоимок по налогам в законных пределах маловероятно без налаженного взаимодействия с кредитными организациями, ведущими денежные счета налогоплательщиков. Между тем, эффективно и, что самое главное, законно взаимодействовать с банками коллекторам не удастся, так как существующий сегодня институт банковской тайны, практически исключает возможность передачи банками сведений о финансовом состоянии их клиентов лицам, не являющимся уполномоченными работниками государственных органов.
Сейчас все кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Справки по операциям и счетам юридических лиц выдаются судам, налоговым и таможенным органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов.
Также справки по операциям и счетам выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Кроме того, информация по операциям юридических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Опять же, коллекторы не включены в перечень субъектов, имеющих право доступа к сведениям, составляющим охраняемую законом банковскую тайну и, следовательно, не вправе получать от банков информацию о счетах и операциях налогоплательщиков.
При этом за разглашение банковской тайны кредитные организации несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законодательством. Что же касается самих коллекторов, вступивших в сговор с работниками банковских учреждений, то их действия можно квалифицировать по статье 183 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну.
Как бы то ни было, переступить через нормы о банковской и налоговой тайне коллекторам не составит особого труда. Тем более что на сегодняшний день у сборщиков долгов уже имеется довольно успешный опыт сотрудничества с банковскими учреждениями в части “выбивания” кредитов с населения, а все запреты, разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора и Федеральной службы судебных приставов продолжают оставаться без внимания судов и правоохранителей.
Главное – это тендер
Таким образом, с точки зрения отечественного законодательства, практика передачи дел по взысканию налоговой задолженности частным компаниям представляется, по меньшей мере, весьма сомнительным мероприятием. Помимо этого, большие сомнения вызывает и экономическая эффективность данной инициативы.
Вообще, деньги на коллекторские гонорары могут быть получены как с кредитора, так и (при умелом подходе) с должника. Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ, коллекторы не вправе будут увеличивать сумму долга налогоплательщика в счет оплаты своих услуг.
Таким образом, учитывая постоянную озабоченность российских чиновников проблемами размещения госзаказов, можно предположить, что уже в этом году государство, которое не пожелало в целях экономии бюджетных средств пойти на увеличение штата судебных приставов и судей, возьмет на себя дополнительные обязанности по содержанию многотысячной толпы людей непонятной профессии, именуемых коллекторами.
Платить им придется много, и, что самое важное, расходы на содержание не будут иметь строго фиксированного характера. Так, по словам главы комитета коллекторских агентств “Деловой России”, коллекторы будут взыскивать в бюджет просроченные налоговые платежи, оставляя себе вознаграждение от 5 до 10 процентов от суммы долга в зависимости от сложности долга. Причем на взыскании налогов с юридических лиц коллекторы останавливаться отнюдь не собираются.
Отсюда можно предположить, что единственно разумным обоснованием сотрудничества ФНС и “специалистов” по сбору долгов является именно сам способ делегирования коллекторам полномочий налоговых органов. Понятно, что похвастаться правом на взыскание налоговых недоимок сможет далеко не каждый, а откаты и завышенные стоимости лотов с лихвой компенсируют чиновникам и многочисленные правонарушения со стороны коллекторов и огромные бюджетные затраты по их содержанию.
Если это будет сделано, а по настроениям самих коллекторов и позиции представителей ФНС так оно и будет, в стране сложится весьма неоднозначная ситуация, при которой сами же налогоплательщики будут платить третьим людям за бесконечные ночные звонки, навязчивые преследования и угрозы.В конечном счете, пройдет год-два-три и придуманный отечественными коррупционерами концепт “инспекция-коллекторы-бюджет” либо будет упразднен, либо, что более вероятно, на федеральном уровне будет принят вожделенный сборщиками долгов закон о коллекторской деятельности, который позволит частникам не только “трясти” должников, но и в значительной степени оказывать влияние на формирование и распределение казенных доходов.
Начать дискуссию