Экономика России

Эта вера дорогого стоит

Что такое модернизация, дорогие читатели? Скажете, Сколково, Чубайс и ГЛОНАСС? А вот и нет. Настоящая модернизация - это возврат к Православию, Самодержавию и Народности (в новом варианте - Вере, Родине и Свободе). Так считает святейший патриарх Кирилл, и похоже, что неприятие этой точки зрения вскоре серьезно повредит вашему бизнесу.
Эта вера дорогого стоит
Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру"

Что такое модернизация, дорогие читатели? Скажете, Сколково, Чубайс и ГЛОНАСС? А вот и нет. Настоящая модернизация - это возврат к Православию, Самодержавию и Народности (в новом варианте - Вере, Родине и Свободе). Так считает святейший патриарх Кирилл, и похоже, что неприятие этой точки зрения вскоре серьезно повредит вашему бизнесу.

Относительно "новый" патриарх Кирилл за два года успел заметно приблизить Дом божий к делам земным (впрочем, не выходя из русла своей предыдущей карьеры в стенах РПЦ). Под его личным кураторством создан экспертный совет "Экономика и этика" – своеобразный мозговой центр, призванный формировать стандарты «православного предпринимательства». В 2009 году, стараниями Кирилла, православные бизнесмены обрели своего небесного куратора – преподобного Иосифа Волоцкого. Тот в XV веке снискал известность, как обличитель ереси "жидовствующих", и слыл ревностным защитником права монастырей владеть как сотнями гектаров земель, так и прочим движимым и недвижимым имуществом. «Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным, - прокомментировал Кирилл выбор талисмана. - А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения».

Ожидается, что очередной Всемирный русский народный собор в мае примет «стратегию преображения России», разработанную советом «Экономика и этика» и одобренную патриархом. «В интересах кого проводится модернизация? – задаются вопросом ее авторы. – Народа, национального капитала и в конечном счете государства либо неолиберальной части элит, зарубежных транснациональных корпораций и коррумпированной части бюрократии?».

Кирилл призвал вернуть в общество те ценности, на которых оно базировалось до октября 1917 года. Не столько модернизировать страну, сколько развивать ее в противопоставление Западу, основываясь на единственно возможной традиции. А в этом деле, конечно, без пастырей никуда. «Власть, отвечающая глубинным ценностям народа, должна быть явно и неявно сакральной», - говорится в одной научной работе, которая легла в основу патриаршей стратегии. В «Иосифлянском манифесте» (так сказать, ее кратком курсе) эта мысль доводится до логического завершения. «Деятельность В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла сегодня во многом олицетворяет этот процесс, - пишет автор манифеста, ответственный секретарь совета «Экономика и этика" Павел Шашкин. – Идея симфонии светской и духовной власти обретает второе дыхание».

Мне вспоминается один неполиткорректный украинский анекдот, который заканчивается словами «лозунг гарнiй, а цiль погана». Только в нашем случае скорее наоборот. Цель правильная – социальный мир, сокращение разрыва между богатыми и бедными, ясные опоры для национального самосознания. А методы сомнительные.

Главная ценность общества – Вера, утверждает манифест. Так и вижу, как разросшаяся при «симфонии» армия чиновников дружно отказывается от материального в пользу духовного - «при безусловном уважении неотъемлемых прав и свобод человека». Второй по значимости у стратегов идет тема Родины: должен, дескать, неуклонно соблюдаться приоритет общественного интереса над личным. А вот тут и фантазировать не надо – для того, чтобы почувствовать этот приоритет, достаточно вступить в контакт с любой госструктурой. Другое дело, что авторы, наверное, под государством подразумевают неких бескорыстных князей-ратников со светлым взором. А может, и не подразумевают ничего, просто усиленно визуализируют для нас этот фантом.

Третий важнейший постулат стратегии - Свобода, но тут и говорить, наверное, ничего не надо. Нам давно было известно, что любой советский человек имеет право выйти на Красную площадь, крикнуть «Долой Рейгана!», и ничего ему за это не будет. Вряд ли в условиях «симфонии» свобода получит более широкие пределы. «Есть часть общества, которая не разделяет названные ценности, но по всем опросам, это меньшая часть, - многозначительно заметил прессе Павел Шашкин. – И я думаю, что общество имеет право считать эту часть экстремистской».

На фоне разговоров о вечном у приближенных к патриаршему престолу бизнесменов фигурируют вполне реальные, осязаемые вещи. Например, «православный банкинг» - система финансовых отношений для правильных людей – носителей высокой нравственности. «Участие религиозных организаций в финансовой деятельности как объективный пример ответственного и честного хозяйствования сегодня актуальны как никогда и востребованы обществом», — сообщил журналистам Павел Шашкин после того, как в конце января представители РПЦ за круглым столом пообщались с руководством обеих крупнейших банковских ассоциаций страны. «Деловое сообщество соглашается, что безнравственность в экономике, погоня за прибылью любой ценой, решение конъюнктурных проблем в ущерб стратегическим долгосрочным проектам тормозят дальнейшее развитие страны», - заявил ответсек совета «Экономика и этика".

А еще Клуб православных предпринимателей формирует свой резерв наподобие «президентской тысячи» – «обоснованный список руководящих кадров и специалистов, которым доверяет Патриарх Московский и Всея Руси». И не токмо ради благого дела жертвования – как говорится на сайте Клуба, покровительство патриарха поможет резервистам и в бизнесе, и в продвижении на госслужбе.

Я поинтересовался у президента Клуба православных предпринимателей, профессора экономики Александра Агеева – как же так, бизнес просто кричит о том, что власть его давит, а вы призываете это государство возвести в священный статус? «Кричит, - согласился со мной господин Агеев. – Вот и надо срочно что-то делать, пока не полыхнуло».

Видимо, делать что-то – означает выстроить правильные отношения с властью. А потом ждать снисхождения духа святого.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

90
  • Евгений

    Модернизация - это возврат общества к жесткому разделению церкви и государства. Образованный человек НЕ может быть верующим.

  • imak

    FA, реплика неудачная и непонятная. "Образованный человек" означает, что человек научен и старается сохранить в себе образ Божий. Поэтому образованные люди - все верующие в Бога. У меня два высших образования, по первому я физик. Многие физики (а также другие ученые) уверовали в Творца как раз благодаря глубокому познанию "законов природы". Некоторые даже стали священниками. Есть, конечно, отдельные очень умные ученые, которые воспитаны бесчувственными и просто не замечают красоты и одухотворенности в окружающем мире. Но они тоже ведь верующие, но только они верят, что Бога нет и с них после смерти не спросят. А если о законах природы судить поверхностно, то верующим в Бога стать еще сложнее. Гораздо проще верить в инопланетян, гороскопы, "энергии", карму, сглаз, фэншуй и прочая...

  • imak

    Я что-то не понял, а собственно из-за чего так ерничает автор статьи Сергей Васильев. И что Вы предлагаете-то сами? Насколько я себе представляю проблему, с начала 90-х в школах детей не воспитывают. Родители многие тоже были дезориентированы. Зато реклама многочисленая конкретно так воспитывала будущих бизнесменов, типа "бери от жизни все". Ну они и берут все. Просто им никто не объяснял, что хорошо, а что плохо в бизнесе. И что плохого, если объяснить это пытается руководство нашей Православной церкви?