Учет в строительстве

Заполняем годовую декларацию по «упрощенке»

Строительные компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют декларацию только по итогам налогового периода. Сдать ее нужно не позднее 31 марта 2011 года. О том, какие особенности необходимо учитывать при составлении отчетности, – в нашей статье.
Строительные компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют декларацию только по итогам налогового периода. Сдать ее нужно не позднее 31 марта 2011 года. О том, какие особенности необходимо учитывать при составлении отчетности, – в нашей статье.
 
Действующие правила

Итак, фирмы, работающие по упрощенной системе, с 2009 года сдают только годовую декларацию. При этом за ними сохранена обязанность по ежеквартальной уплате авансовых платежей по окончании каждого отчетного периода (п. 3, 4 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).

Напомним, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Так что взносы в 2010 году (и в наступившем 2011 году) организации платили (и должны платить) в прежнем порядке – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Такие правила установлены в статьях 346.19 (п. 2) и 346.21 (п. 7) Налогового кодекса РФ. 

Форма декларации

Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н. Каких-либо поправок в нее пока не вносилось. Однако, видимо, в ближайшее время она будет переутверждена (из-за уточнений, внесенных в п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ, связанных с порядком представления деклараций в электронном виде, и необходимости замены формулировок, касающихся взносов). Но вряд ли форма отчета поменяется кардинально (ведь каких-то существенных изменений в кодекс по порядку налогообложения в рамках данного спецрежима не принималось). 

Порядок заполнения

Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту учета организации на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. 

Состав декларации

Декларация по «упрощенке» состоит из:

– титульного листа;

– раздела 1 «Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;

– раздела 2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога».

Сначала следует заполнить титульный лист, затем раздел 2, а показатели раздела 1 формируются на основании показателей раздела 2.

Чаще строительные компании работают на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы». Приведем порядок составления декларации для таких налогоплательщиков. 

Раздел 1

При объекте «доходы минус расходы» в строке 001 ставят цифру 2. В строке 010 указывают код по ОКАТО по местонахождению организации.

По строке 020 должен быть отражен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 05 01022 01 1000 110. В случае же если организация уплачивает минимальный налог, то по строке 080 вписывают КБК 182 1 05 01030 01 1000 110 (п. 4.3, 4.9 Порядка заполнения декларации). >|Порядок заполнения декларации утвержден приказом Минфина России № 58н.|<

С 2011 года используются новые КБК в отношении как единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы» или «доходы минус расходы», так и минимального налога. Они утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 190н, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.

Для доходов за периоды до 2011 года приказ № 190н также вводит новые коды, они отличаются от действовавших в 2010 году (см. таблицу 1). Но старые коды в декларации за 2010 год нужно проставить, если декларация сдана до момента регистрации приказа № 190н в Минюсте. После этой даты в отчетности надо указывать новые коды независимо от того, что за период платежи перечисляли по другим реквизитам. Тем не менее даже сейчас на местах декларацию со старыми кодами уже не принимают, поэтому перед отправкой отчетности лучше уточнить требования у своего инспектора.

Сравнительная таблица кодов бюджетной классификации 

Коды
Налог при объекте
«доходы минус расходы»
Налог при объекте
«доходы»
Минимальный
налог
Старые коды
182 1 05 01020 01 1000 110
182 1 05 01010 01 1000 110
182 1 05 01030 01 1000 110
Новые коды за период до 2011 года
182 1 05 01022 01 1000 110
182 1 05 01012 01 1000 110
182 1 05 01030 01 1000 110
Новые коды с 2011 года
182 1 05 01021 01 1000 110
182 1 05 01011 01 1000 110
182 1 05 01050 01 1000 110

Компании, которые в течение года по итогам отчетных периодов вносили авансовые платежи по налогу, а по итогам года обязаны заплатить минимальный налог, в декларации должны заполнять и строку 020, и строку 080. Это связано с тем, что, согласно пункту 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ, авансы, перечисленные в течение года, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (в годовой декларации эти авансовые платежи будут учтены в расчете суммы налога к уменьшению).

По строкам 030, 040 и 050 отражаются суммы авансовых платежей по налогу к уплате за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Эти суммы исчисляют исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов. Платежи определяют нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия и 9 месяцев. Рассчитывать их надо по данным книги учета доходов и расходов в прежнем порядке. После сдачи декларации в инспекцию суммы авансовых платежей из нее будут перенесены в карточку расчетов с бюджетом по «упрощенному» налогу. И если в течение 2010 года компания платила авансовые платежи не вовремя, то инспекция начислит пени на основании статей 58, 75 Налогового кодекса РФ. Поставить в строках 030, 040, 050 раздела 1 прочерки (не указывать суммы авансовых платежей) можно, только если по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев получены убытки.

По строке 060 отражают сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Ее определяют как разность значений строк 260 и 050. Показатель записывают при соблюдении двух условий:

– сумма налога по строке 260 больше или равна сумме авансовых платежей по строке 050;

– сумма налога за налоговый период больше или равна сумме исчисленного минимального налога.

По строке 070 отражают сумму налога к уменьшению за налоговый период.

Порядок ее расчета для наглядности покажем в таблице 2.

Расчет суммы налога к уменьшению

 

Формула расчета
Условие для расчета
Стр. 050 – стр. 260
Если стр. 050 > стр. 260 и стр. 270 ≤ стр. 260
Стр. 050
Если стр. 260 < стр. 270


Компаниям, у которых объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», также необходимо указать сумму минимального налога, но только если возникает обязанность по его уплате (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, п. 4.10 Порядка заполнения декларации). Сумму минимального налога, которую нужно заплатить за налоговый период, записывают по строке 090.

Минимальный налог уплачивают лишь в том случае, если сумма налога, рассчитанная с разницы между доходами и расходами, будет меньше величины минимального налога.

Соответственно показатель по строке 090 приводят, когда по итогам налогового периода в разделе 2 значение по строке 270 превышает значение по строке 260. Сумма по строке 090 идентична сумме строки 270 раздела 2. 

Раздел 2

В строке 201 проставляют ставку налога, установленную для объекта налогообложения «доходы минус расходы», – 15 процентов либо пониженную ставку налога в пределах от 5 до 15 процентов, если она утверждена региональным законом на территории субъекта РФ (п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ).

По строке 210 отражают сумму доходов, полученных за налоговый период, а по строке 220 – сумму произведенных за налоговый период расходов.

В строке 230 приводится сумма убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), уменьшающая налоговую базу за 2010 год.

При этом надо иметь в виду, что налоговую базу по «упрощенке» нельзя уменьшить на убытки, полученные при применении других режимов налогообложения (общего или ЕНВД). А также на убытки, полученные в прошлом периоде применения «упрощенки», если компания изменила объект налогообложения (письмо Минфина России от 9 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/237). Данные убытки не влияют на суммы авансовых платежей, поскольку, согласно пункту 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ, на сумму убытка уменьшают только налог за год.

По строке 240 компания фиксирует налоговую базу для исчисления налога. По нормам статьи 346.18 Налогового кодекса РФ налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и на сумму убытков, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов. Поэтому значение показателя по данной строке определяется как разность значений строк 210, 220 и 230, если разница больше нуля.

По строке 250 нужно записать сумму убытка, полученного за текущий налоговый период (если сумма доходов в текущем периоде меньше суммы расходов, то есть стр. 210 <стр. 220).

В строку 260 вписывают сумму исчисленного налога. Ее рассчитывают исходя из ставки налога и налоговой базы (стр. 240 × стр. 201 : 100). При получении по итогам налогового периода убытков по данной строке ставят прочерки.

По строке 270 показывают сумму исчисленного за год минимального налога – 1 процент от доходов. Значение этого показателя отражают в декларации в обязательном порядке все компании, получившие по итогам налогового периода доходы (в отличие от стр. 90, которую, как указывалось, заполняют только компании, у которых возникает обязанность по уплате минимального налога). Таким образом, если сумма исчисленного налога будет нулевая (в стр. 260 поставлены прочерки) либо меньше минимального налога по строке 270, то показатель строки 270 отражают и по строке 090.

Пример.
ООО «Монтажник» применяет упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы» (налоговая ставка – 15%). В прошлых годах убытка не было. Сумма облагаемых доходов за 2010 год – 10 000 000 руб., а учитываемых расходов – 11 000 000 руб. В течение года были исчислены авансы: за I квартал – 5000 руб., за полугодие – 10 000 руб., за 9 месяцев – 14 000 руб. (авансы указываются нарастающим итогом с начала года, то есть всего их – 14 000 руб.). Заполним декларацию за 2010 год (титульный лист не рассматриваем).

В строке 201 укажем 15 процентов (ставка налога).

В разделе 2 по строкам 210 и 220 впишем приведенные величины доходов и расходов соответственно.

Строку 230 прочеркиваем (так как убытков за прошлые годы не было).

В строке 240 также ставим прочерки, поскольку разница между строками 210, 220, 230 – отрицательная величина.

Строка 250 заполняется, если показатель строки 210 меньше показателя строки 220. У нас как раз такая ситуация. Значит, в строке 250 запишем сумму убытка в размере 1 000 000 руб. (11 000 000 – 10 000 000).

Налоговая база отсутствует, следовательно, налог за налоговый период не начисляем, то есть строку 260 прочеркиваем.

В строку 270 внесем сумму минимального налога – 100 000 руб. (10 000 000 руб. × 1%). Ее же отразим в разделе 1 по строке 090.

Строку 280 при объекте налогообложения «доходы минус расходы» не заполняют. Ставим прочерки.

В разделе 1 по строкам 030–050 записываем суммы авансовых платежей.

В строке 060 ставятся прочерки.

Так как по итогам года компания обязана уплатить минимальный налог, то сумма авансовых платежей подлежит возврату организации (или зачету в счет будущих платежей). Поэтому по строке 070 указывается разница между суммой авансового платежа за 9 месяцев и суммой налога.

Поскольку сумма налога у нас равна нулю, то строка 070 равна строке 050. Записываем в ней сумму 14 000 руб.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №3, март 2011 г.

Начать дискуссию