НЕДОСТАЧА ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВЫЯВЛЕННАЯ ДО ОПЛАТЫ
Итак, принимая товарно-материальные ценности от поставщика, организация общественного питания выявила недостачу товарно-материальных ценностей.
Каким образом организация должна отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Для этого обратимся к Приказу Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (далее Приказ №119н). Согласно пункту 59 указанного бухгалтерского документа:
«Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.
Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.»
Практически данный пункт разъясняет, каким образом отражается недостача у покупателя ТМЦ до момента оплаты.
Полученные товарно-материальные ценности должны быть отражены в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, то есть в нее включаются, кроме стоимости самих ТМЦ, все затраты, которые понесла организация при приобретении данных запасов. Это и услуги посредников, проценты по кредитам и займам, таможенные пошлины и так далее.
Кроме того, если организация общественного питания расходы по доставке и заготовке товаров включает в стоимость товаров, то в стоимость товаров включаются и транспортно-заготовительные расходы. При этом необходимо обратить внимание на пункт 70 Приказа Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119:
«Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
Примечание.
Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и тому подобное, то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.»
Обратите внимание!
Данные правила установлены для бухгалтерского учета, в отношении же налогового учета нужно отметить следующее: в целях налогообложения прибыли в стоимость ТМЦ не будут включаться заработная плата, начисленные на нее налоги и взносы, проценты по кредитам. В налоговом учете данные затраты учитываются соответственно в составе расходов на оплату труда, в прочих и внереализационных расходах.
Пример.
В августе 2004 года комбинат общественного питания ООО «Богатырь» по договору купли-продажи приобрел 5 т картофеля по цене 4 400 рублей за тонну (в том числе НДС 10% = 400 рублей). Доставку картофеля осуществила сторонняя организация, при этом затраты составили 7 080 рублей (в том числе НДС 18% = 1080 рублей). При приемке была обнаружена недостача 700 килограмм картофеля.
На момент обнаружения недостачи ООО «Богатырь» не произвело оплату, поэтому, организация общепита оплатила поставщику сумму за фактически полученное количество картофеля 4,3 тонны.
Предположим, что ООО «Богатырь» ведет учет продуктов (сырья) на счете 41 «Товары», насколько правилен такой вариант отражения сырья в учете, мы поговорим далее).
Бухгалтер ООО «Богатырь» отразил это в учете организации следующим образом:
Таким образом, фактическая себестоимость одного килограмма картофеля составит
(17 200 рублей + 6 000 рублей)/4300 килограмм = 5,39 рублей за 1 килограмм.
НЕДОСТАЧА ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВЫЯВЛЕННАЯ ПОСЛЕ ОПЛАТЫ
В данной ситуации организация общественного питания, определяя недостачу, должна определить, соответствует ли данная недостача нормам естественной убыли или превышает их. От этого зависит, каким образом отражается данная недостача в бухгалтерском учете и правила ее списания.
Согласно пункту 58 Приказа №119н:
а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» и относятся на транспортно - заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.
Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;
б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость включаются:
- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
- сумма транспортно - заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);
- сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.»
НЕДОСТАЧА ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДЕЛАХ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Исходя из приведенных рекомендаций, чтобы определить размер недостачи, нужно количество недостающих материальных ценностей умножить на цену, которая указана в договоре с поставщиком. При этом НДС и транспортные расходы, относящиеся к недостающим ценностям, в расчет не берутся. Затем определить ее размер: соответствует ли недостача нормам естественной убыли или превышает их.
Если полученная величина соответствует нормам, то она должна быть отражена по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В последующем сумма недостачи списывается на транспортно-заготовительные расходы.
Такое списание предусмотрено для целей бухгалтерского учета.
Согласно статьи 254 НК РФ на сумму недостачи можно уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но только в пределах норм естественной убыли, причем, если эти нормы утверждены Правительством Российской Федерации. Однако, такие нормы до сих пор, не приняты. А существовавшие до сих пор нормы естественной убыли, утвержденные различными отраслевыми ведомствами, для целей налогообложения утратили силу с 1 января 2002 года, то есть если в целях бухгалтерского учета ими воспользоваться можно, то в целях исчисления прибыли любую недостачу придется считать сверхнормативной.
Из вышесказанного следует, что в целях налогообложения прибыли до принятия соответствующих норм, любая недостача будет считаться сверхнормативной. Следовательно, нельзя принять к вычету и «входной» НДС по недостающим ценностям. Так как согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ:
«В случае если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.»
Таким образом, до принятия норм, «входной» НДС по недостающим ценностям, следует относить на расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Данной логикой руководствуются налоговые органы при проверке организаций. Однако некоторые фирмы не согласны с налоговиками. Посудите сами, НК РФ разрешает списывать недостачи в пределах норм естественной убыли, и не вина предприятий, что министерства и ведомства не торопятся утверждать эти нормы. Поэтому некоторые используют ранее действовавшие (до 1 января 2002 года) нормы.
Понятно, что налоговые органы считают это неправильным и при проверке доначисляют организациям налоги и штрафы. Но арбитражные суды далеко не всегда согласны с таким подходом, и все чаще встают на сторону налогоплательщиков. Примером тому является постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 года №Ф04/1731-330/А46-2004 (Приложение №63).
Пример.
Комбинат питания ООО «Богатырь» заключило договор с ООО «Мясокомбинат» на поставку 5000 килограмм вареной колбасы по цене 88 рублей за 1 килограмм (в том числе НДС 10% = 8 рублей). 5 мая 2004 года по данному договору ООО «Богатырь» перечислило 100% предоплату в сумме 440 000 рублей.
12 мая 2004 года ООО «Мясокомбинат» осуществил поставку по договору. При приемке была установлена недостача 6 килограммов колбасы.
Нормы естественной убыли при транспортировке продовольственных товаров утверждены Письмом Минторга РСФСР от 21 мая 1987 года №085 (Приложение №44). Согласно данному документу нормы естественной убыли по вареным колбасам при перевозке автомобильным транспортом на расстояние до 50 км составляет 0,12 процента от массы перевозимого груза.
В данном случае недостача в пределах норм естественной убыли составит 5 000 килограммов х 0,12% = 6 килограммов.
Сумма выявленной при приемке недостачи составит:
6 килограммов х (88 рублей – 8 рублей) = 480 рублей.
В бухгалтерском учете предприятия бухгалтер ООО «Богатырь» отразит это следующим образом:
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции |
|
Дебет |
Кредит |
||
5 мая 2004 года |
|||
60 «Авансы выданные» |
51 «Расчетный счет» |
440 000 |
Перечислена предоплата по договору поставки |
12 мая 2004 года |
|||
41 «Товары» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
399 520 |
Отражена стоимость полученного товара (по факту) |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками” |
40 000 |
Учтен НДС по принятым на учет товарам и по недостаче в пределах норм естественной убыли |
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
480 |
Списана недостача в пределах норм |
44 “Расходы на продажу” субсчет “Транспортные расходы” |
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» |
480 |
Сумма недостачи учтена в расходах на продажу в пределах норм естественной убыли |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
60 субсчет «Авансы выданные» |
440 000 |
Зачтена предоплата |
91.2 «Прочие расходы» |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
48 |
НДС по недостающим ценностям отнесен на расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль |
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
39 952 |
Принят к вычету НДС |
При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ООО «Богатырь» решило не учитывать сумму 528 рублей (480 рублей + 48 рублей).
НЕДОСТАЧА ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СВЕРХ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Если организация при приемке выявила недостачу, размер которой превышает нормы естественной убыли, то в такой ситуации, выставляется претензия поставщику. Фактически претензия это документ, на основании которого стороны могут урегулировать отношения по договору в досудебном порядке. В данном документе (составляется в произвольной форме) необходимо указать:
- количество ТМЦ, предусмотренное договором;
- количество ТМЦ, полученное фактически;
- требования, предъявляемые покупателем-организацией общественного питания;
- сроки, в течение которых поставщик должен рассмотреть выставленную претензию и ответить на нее.
Как правило, данный срок оговаривается сторонами в договоре. Если договор между контрагентами не содержит такого пункта, то в этом случае необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом. Согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации; (далее ГК РФ):
«1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.»
Вместе с претензией поставщику направляются копии счетов-фактур, копии накладных и так далее.
О том, как отражаются в бухгалтерском учете недостачи при приемке ТМЦ сверх норм указано в пункте 59 Приказа №119н:
«Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.
Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.»
Сумма выявленной недостачи сверх норм естественной убыли учитывается по фактической себестоимости, включающей в себя стоимость недостающих ТМЦ, транспортные расходы, относящиеся к недостающим ТМЦ, НДС по недостающим ТМЦ и транспортным расходам, относящимся к этим материальным ценностям.
Транспортные расходы, относящиеся к недостающим ТМЦ рассчитываются следующим образом:
ТР н=СТ н х ТР о / СТ о , где
ТР н – транспортные расходы по недостающим ТМЦ;
СТ н – стоимость недостающих ТМЦ;
ТР о – общая стоимость транспортных расходов (без НДС);
СТ о – общая стоимость ТМЦ (без НДС).
Обратите внимание!
Организации общественного питания достаточно часто по роду своей деятельности закупают продовольственные товары у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то есть осуществляют закуп у населения. В данном случае основанием для отражения продуктов (сырья) в учете будет служить акт закупки товарно-материальных ценностей, в котором обязательно указываются паспортные данные физического лица.
Не забудьте, осуществив выплату, организация общественного питания обязана предоставить в налоговые органы информацию о размере полученного дохода данным физическим лицом.
Форма №ОП-5 данного закупочного акта утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132.
Начать дискуссию