Права потребителей

Наглый ОПСОС vs беззащитный абонент

22 февраля 2011 года состоялось очередное судебное заседание Ленинского районного суда города Владимира по иску сотового оператора «Мегафон» к жительнице города Владимира о взыскании суммы задолженности за оказание услуг сотовой связи на сумму, превышающую один миллион рублей.
Наглый ОПСОС vs беззащитный абонент
Фото AOL.com

22 февраля 2011 года состоялось очередное судебное заседание Ленинского районного суда города Владимира по иску сотового оператора «Мегафон» к жительнице города Владимира о взыскании суммы задолженности за оказание услуг сотовой связи на сумму, превышающую один миллион рублей.

Напомним, данный долг образовался благодаря действиям зятя женщины, блогера ЖЖ из Владимира с ником romafrost, скачавшего из сети через 3G-модем два выпуска сериала "Интерны", находясь на отдыхе в Греции. Впоследствии Роман получил письмо с предложением в течение 10 дней оплатить услуги связи в размере 1 055 712,87 рублей - под угрозой взыскании неустойки в размере 1% от суммы долга за каждый день просрочки, вплоть до погашения задолженности. Т.е. примерно 10 000 рублей в день. По итогам слушаний по делу было вынесено решение, которым ООО «Мегафон» в удовлетворении иска отказано.

Принимая данное решение, суд согласился с доводами ответчика о том, что при заключении договора на оказание услуг связи ему ненадлежащим образом была предоставлена информация о тарифах на оказание услуги. Буквально оператор ввел потребителя в заблуждение и сознательно позволил ему уйти в глубокий минус.

Решение владимирского суда было встречено абонентами с нескрываемым восторгом и даже позволило говорить о грядущем изменении политики ОПСОСов в части уведомления клиентов о стоимости оказываемых услуг и упразднения практики устройства всевозможных технических уловок и долговых ловушек. Между тем, с точки зрения объема обязанностей операторов сотовой связи, данное решение абсолютно ничего не значит, поскольку судебным прецедентом оно станет лишь в случае его одобрения верховным судом, что маловероятно. Более того, не повлияет оно и на практику взаимоотношений между операторами и абонентами, обман которых может быть продолжен с использованием любых других новых средств.

Вообще, защита потребительских прав в нашей стране проходит довольно скучно, шаблонно и непримечательно. Без помпы, скандалов и сенсационных разоблачений. Впрочем, это и неудивительно, учитывая то обстоятельство, что права потребителей у нас защищают чиновники. А что же сами потребители? Их роль незначительна и исчерпывается уплатой денег в кассу заведомо нечистых на руку предпринимателей. Причем пополнение рядов “обманутых дольщиков”, “кинутых вкладчиков” и “лоханувшихся инвесторов” по большей части провоцируют действия самих потребителей, которым, как кажется, совершенно безразлично то, насколько и каким образом их опустят в следующий раз.

Пример с владимирским блоггером и его тещей ярко демонстрирует сущность политики оператора связи и его отношения к своим клиентам. Политики, отправными пунктами которой являются спекуляция воздухом и развод клиента на штрафы. Он же формирует весьма точное представление и  о том, что из себя представляют сами потребители. Так, несмотря на откровенно необоснованные претензии оператора и его, мягко говоря, неспортивное поведение, количество абонентов ОАО “Мегафон” продолжило стремительно расти. Даже в то время, когда юристы корпорации на глазах у широкой общественности пытались практически вышвырнуть бедную женщину на улицу, отобрав у нее квартиру.

Вероятно, ситуацию не изменило бы даже известие о том, что в офисах ОПСОСа по воскресеньям поджаривают на гриле девственниц. Просто потому, что таков у российского потребителя менталитет: чем больше на него плюют, тем меньше у него желание плюнуть в ответ. Представляется, что мало плюют. Надо больше, чаще и повсеместно. Только так в потребительских головах и можно сформировать адекватное отношение к продавцам товаров и услуг. 

Доподлинно известно, что культура потребления, впрочем, как и любая другая культура, насаждается в широких массах исключительно репрессивными методами. Вереницы штрафов, судебных тяжб и выселение с занимаемой жилплощади способно привести в чувства даже российского потребителя. С другой стороны эти же меры могут сформировать в нем единственно верный алгоритм действий в подобных ситуациях. Алгоритм, строящийся по принципу – спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а лучшая защита – это нападение.

Кто бы что ни говорил, но сутяжничество и доносительство в нашей стране  – святое дело. Уже только потому, что и судебный иск, и кляуза, тиснутая в СМИ, милицию, ФАС  или прокуратуру во многом уравнивают положение субъектов в правовом поле. Во всяком случае, расценивать отечественных бизнесменов в качестве деловых партнеров категорически неприемлемо, поскольку они то уж точно застучат и засудят вас при первой же возможности. Вне зависимости от суммы долга и длительности вашего сотрудничества.

Дело в том, что в России ни бизнеса, ни бизнесменов никогда не было, нет и не будет. Есть лишь спекулянты, торгующие никому ненужным барахлом, причем втридорога и с многократным обвешиванием. Разумеется, ни о каком имидже и деловой репутации в этой среде не может быть и речи. Отсюда логичным образом следует, что по-хорошему с ними нельзя. Идеальный вариант развития событий – обходить конторы местных спекулянтов за четыре квартала и строго – настрого наказать своим детям поступать точно так же. Если этому правилу следовать не получается, то каждый заключенный со спекулянтами контракт должен сопровождаться, как минимум, жалобой в Роспотребнадзор и заявлением в суд. Тем более что защита прав потребителя здесь вообще ничего не стоит.

Комментарии

3
  • Алексей

    При чем здесь GPRS? Разговор вроде шел про 3G - модем ...

  • Eduard S.

    Обходить стороной, этого я и придерживаюсь, три ОТСОСА России у меня ни копья не получат!!! Теле2 рулит по честности, ну и по ценам.

  • X-pert

    Сначала подумал, что аффтар - недоделаный коммунист-неудачник... но нет, такие типажи встречаются иногда - это морально неполногценный человек, патологически ненавидящий свою страну и своих же сограждан. ЭТО нечто типа Новодворской в прямом эфире ТВ рассуждающей о том, как было бы хорошо, если б нас поработил гитлер ибо все равно мы отстойная и никчемная нация. :)

     

    Странно, что на страницах  клерка выскакиевает подобная статья, аки гнойный прыщ, оскверняющая светлый лик столь уважаемого ресурса. :)

    На всякий случай скажу, что видимо в отличие от аффтора сего опуса, у нас наоборот НЕ ПРИНЯТО доносительство итп. Те кому доводилось бывать, например в Финляндии и тем более Германии, наверняка знают, что вот там "настучать куда следует" на ближнего своего - это национальный вид спорта. :)