22 февраля 2011 года состоялось очередное судебное заседание Ленинского районного суда города Владимира по иску сотового оператора «Мегафон» к жительнице города Владимира о взыскании суммы задолженности за оказание услуг сотовой связи на сумму, превышающую один миллион рублей.
Напомним, данный долг образовался благодаря действиям зятя женщины, блогера ЖЖ из Владимира с ником romafrost, скачавшего из сети через 3G-модем два выпуска сериала "Интерны", находясь на отдыхе в Греции. Впоследствии Роман получил письмо с предложением в течение 10 дней оплатить услуги связи в размере 1 055 712,87 рублей - под угрозой взыскании неустойки в размере 1% от суммы долга за каждый день просрочки, вплоть до погашения задолженности. Т.е. примерно 10 000 рублей в день. По итогам слушаний по делу было вынесено решение, которым ООО «Мегафон» в удовлетворении иска отказано.
Принимая данное решение, суд согласился с доводами ответчика о том, что при заключении договора на оказание услуг связи ему ненадлежащим образом была предоставлена информация о тарифах на оказание услуги. Буквально оператор ввел потребителя в заблуждение и сознательно позволил ему уйти в глубокий минус.
Решение владимирского суда было встречено абонентами с нескрываемым восторгом и даже позволило говорить о грядущем изменении политики ОПСОСов в части уведомления клиентов о стоимости оказываемых услуг и упразднения практики устройства всевозможных технических уловок и долговых ловушек. Между тем, с точки зрения объема обязанностей операторов сотовой связи, данное решение абсолютно ничего не значит, поскольку судебным прецедентом оно станет лишь в случае его одобрения верховным судом, что маловероятно. Более того, не повлияет оно и на практику взаимоотношений между операторами и абонентами, обман которых может быть продолжен с использованием любых других новых средств.
Вообще, защита потребительских прав в нашей стране проходит довольно скучно, шаблонно и непримечательно. Без помпы, скандалов и сенсационных разоблачений. Впрочем, это и неудивительно, учитывая то обстоятельство, что права потребителей у нас защищают чиновники. А что же сами потребители? Их роль незначительна и исчерпывается уплатой денег в кассу заведомо нечистых на руку предпринимателей. Причем пополнение рядов “обманутых дольщиков”, “кинутых вкладчиков” и “лоханувшихся инвесторов” по большей части провоцируют действия самих потребителей, которым, как кажется, совершенно безразлично то, насколько и каким образом их опустят в следующий раз.
Пример с владимирским блоггером и его тещей ярко демонстрирует сущность политики оператора связи и его отношения к своим клиентам. Политики, отправными пунктами которой являются спекуляция воздухом и развод клиента на штрафы. Он же формирует весьма точное представление и о том, что из себя представляют сами потребители. Так, несмотря на откровенно необоснованные претензии оператора и его, мягко говоря, неспортивное поведение, количество абонентов ОАО “Мегафон” продолжило стремительно расти. Даже в то время, когда юристы корпорации на глазах у широкой общественности пытались практически вышвырнуть бедную женщину на улицу, отобрав у нее квартиру.
Вероятно, ситуацию не изменило бы даже известие о том, что в офисах ОПСОСа по воскресеньям поджаривают на гриле девственниц. Просто потому, что таков у российского потребителя менталитет: чем больше на него плюют, тем меньше у него желание плюнуть в ответ. Представляется, что мало плюют. Надо больше, чаще и повсеместно. Только так в потребительских головах и можно сформировать адекватное отношение к продавцам товаров и услуг.
Доподлинно известно, что культура потребления, впрочем, как и любая другая культура, насаждается в широких массах исключительно репрессивными методами. Вереницы штрафов, судебных тяжб и выселение с занимаемой жилплощади способно привести в чувства даже российского потребителя. С другой стороны эти же меры могут сформировать в нем единственно верный алгоритм действий в подобных ситуациях. Алгоритм, строящийся по принципу – спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а лучшая защита – это нападение.
Кто бы что ни говорил, но сутяжничество и доносительство в нашей стране – святое дело. Уже только потому, что и судебный иск, и кляуза, тиснутая в СМИ, милицию, ФАС или прокуратуру во многом уравнивают положение субъектов в правовом поле. Во всяком случае, расценивать отечественных бизнесменов в качестве деловых партнеров категорически неприемлемо, поскольку они то уж точно застучат и засудят вас при первой же возможности. Вне зависимости от суммы долга и длительности вашего сотрудничества.
Дело в том, что в России ни бизнеса, ни бизнесменов никогда не было, нет и не будет. Есть лишь спекулянты, торгующие никому ненужным барахлом, причем втридорога и с многократным обвешиванием. Разумеется, ни о каком имидже и деловой репутации в этой среде не может быть и речи. Отсюда логичным образом следует, что по-хорошему с ними нельзя. Идеальный вариант развития событий – обходить конторы местных спекулянтов за четыре квартала и строго – настрого наказать своим детям поступать точно так же. Если этому правилу следовать не получается, то каждый заключенный со спекулянтами контракт должен сопровождаться, как минимум, жалобой в Роспотребнадзор и заявлением в суд. Тем более что защита прав потребителя здесь вообще ничего не стоит.
Комментарии
3При чем здесь GPRS? Разговор вроде шел про 3G - модем ...
Обходить стороной, этого я и придерживаюсь, три ОТСОСА России у меня ни копья не получат!!! Теле2 рулит по честности, ну и по ценам.
Сначала подумал, что аффтар - недоделаный коммунист-неудачник... но нет, такие типажи встречаются иногда - это морально неполногценный человек, патологически ненавидящий свою страну и своих же сограждан. ЭТО нечто типа Новодворской в прямом эфире ТВ рассуждающей о том, как было бы хорошо, если б нас поработил гитлер ибо все равно мы отстойная и никчемная нация. :)
Странно, что на страницах клерка выскакиевает подобная статья, аки гнойный прыщ, оскверняющая светлый лик столь уважаемого ресурса. :)
На всякий случай скажу, что видимо в отличие от аффтора сего опуса, у нас наоборот НЕ ПРИНЯТО доносительство итп. Те кому доводилось бывать, например в Финляндии и тем более Германии, наверняка знают, что вот там "настучать куда следует" на ближнего своего - это национальный вид спорта. :)