Учет в торговле

Товарный учет: два в одном

Многие определяют стоимость товаров отдельно в налоговых и бухгалтерских регистрах. И делают лишнюю работу. Можно ограничиться лишь данными бухучета.

М. Гриня, эксперт ПБ

Многие определяют стоимость товаров отдельно в налоговых и бухгалтерских регистрах. И делают лишнюю работу. Можно ограничиться лишь данными бухучета.

Налоговый учет товаров отличается от бухгалтерского. Поэтому их покупка сулит бухгалтеру двойную работу: рассчитывать стоимость товаров и расходы на них придется дважды. Тем не менее отказаться от ведения дополнительных регистров налогового учета вполне реально. Данные для расчета налога на прибыль можно брать из бухгалтерского. Нужно лишь правильно его организовать.

Суть да дело

В бухучете покупные товары отражаются по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Она включает все затраты, связанные с их приобретением. В том числе расходы на доставку и погрузку (п. 6 ПБУ 5/01).

В налоговом учете стоимость формируется несколько иначе. Кодекс требует учитывать только те суммы, которые непосредственно перечислены поставщику. Остальные расходы должны отражаться отдельно. Исключение составляют случаи, когда затраты на доставку включены в цену товара (ст. 320 НК РФ).

Покажем на примере, как отражаются в учете приобретение и продажа ценностей.

Пример 1

ЗАО «Актив» занимается оптово-розничной торговлей. 12 января 2005 года фирма приобрела партию картриджей для принтера (200 шт.). Согласно условиям договора, расходы на доставку включены в цену партии. Цена одного картриджа без НДС – 120 руб. Стоимость партии равна 24 000 руб. (120 руб. x 200 шт.), НДС – 4320 руб. Расходы на погрузочно-разгрузочные работы составили 5192 руб., в том числе НДС – 792 руб.

Бухгалтер «Актива» сделает следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 60

– 24 000 руб. – оприходованы картриджи;

Дебет 19 Кредит 60

– 4320 руб. – учтен НДС по картриджам;

Дебет 41 Кредит 60

– 4400 руб. – расходы на разгрузку включены в стоимость партии;

Дебет 19 Кредит 60

– 792 руб. – учтен НДС по разгрузочным работам.

20 января фирма продала 110 картриджей. Продажная цена одного картриджа без НДС составляет 200 руб. Выручка от реализации равна 25 960 руб. ((200 руб. + 18%) x 110 шт.), в том числе НДС – 3960 руб.

В бухучете «Актива» сделаны проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 25 960 руб. – отражена выручка от реализации;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 3960 руб. – начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 15 620 руб. (110 шт. x 142 руб./шт.) – списаны проданные картриджи по покупной стоимости.

Налоговый учет будет выглядеть так:

– доход от реализации – 22 000 руб. (25 960 – 3960);

– прямые расходы (стоимость реализованных товаров) – 13 200 руб. (110 шт. x 120 руб./шт.);

– косвенные расходы (погрузочные работы) – 4400 руб.

Из примера видно, что значительную часть времени бухгалтер потратит на ведение двух учетов.

Оптимальным выходом из подобной ситуации станет построение такой системы, при которой данные налогового учета можно будет брать из бухгалтерского. Сделать это нетрудно. Для этого, во-первых, выберите одинаковые методы оценки товаров при их списании в налоговом и бухгалтерском учете. Напомним, их существует четыре: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по методу ФИФО или ЛИФО (п. 58 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, п. 8 ст. 254 НК РФ). А во-вторых, бухучет товаров ведите с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и 41 «Товары». Аналитический учет по каждому счету лучше вести по видам ценностей.

По дебету счета 15 будут собираться все расходы, связанные с покупкой товаров. На счете 41 вы отразите стоимость ценностей для налогового учета. А на 16-м покажете расходы, которые в налоговом учете не входят в стоимость товаров. То есть суммарные обороты по счетам 41 и 16 дадут фактическую стоимость товаров для бухгалтерского учета. Покажем это на примере.

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1. Но учет покупных товаров «Актив» ведет с использованием счетов 15 и 16.

Приобретение картриджей бухгалтер «Актива» отразит так:

Дебет 15 субсчет «Канцтовары» Кредит 60

– 24 000 руб. – оприходованы картриджи;

Дебет 19 Кредит 60

– 4320 руб. – учтен НДС по картриджам;

Дебет 41 Кредит 15 субсчет «Канцтовары»

– 24 000 руб. – учтена покупная стоимость картриджей;

Дебет 15 субсчет «Погрузочные работы» Кредит 60

– 4400 руб. – отражены расходы на разгрузку товаров;

Дебет 19 Кредит 60

– 792 руб. – учтен НДС по погрузочно-разгрузочным работам;

Дебет 16 субсчет «Погрузочные работы» Кредит 15 субсчет «Погрузочные работы»

– 4400 руб. – учтены расходы на разгрузку товаров.

Продав часть картриджей, бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 25 960 руб. – отражена выручка от реализации;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 3960 руб. – начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 13 200 руб. (110 шт. x 120 руб./шт.) – списаны товары по покупной стоимости;

Дебет 90-2 Кредит 16 субсчет «Погрузочные работы»

– 4400 руб. – списаны затраты на разгрузку.

В налоговом учете суммы будут отражены так:

– доход от реализации – 22 000 руб. (25 960 – 3960);

– прямые расходы (стоимость реализованных товаров) – 13 200 руб. (оборот по кредиту счета 41);

– косвенные расходы (погрузочные работы) – 4400 руб. (оборот по дебету счета 16).

Как видите, общий объем работы увеличится незначительно. Зато данные по приобретенным товарам у вас будут под рукой.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию