Борьба курицы с яйцом

Очень может быть, что следующий год российский бизнес встретит с совсем другим уставом - в обоих смыслах слова. Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте не оставляет усилий по изменению Гражданского кодекса. Законотворцы (а именно почтенным господам из Совета принадлежит авторство всех четырех частей действующего ГК) намерены твердой рукой ввести предпринимателей в цивилизованное русло. То есть заставить отвечать за любое слово и дело живыми деньгами.
Борьба курицы с яйцом
Фото ИА "Клерк.Ру"

Очень может быть, что следующий год российский бизнес встретит с совсем другим уставом - в обоих смыслах слова. Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте не оставляет усилий по изменению Гражданского кодекса. Законотворцы (а именно почтенным господам из Совета принадлежит авторство всех четырех частей действующего ГК) намерены твердой рукой ввести предпринимателей в цивилизованное русло. То есть заставить отвечать за любое слово и дело живыми деньгами.

О готовящихся поправках, вообще-то, стало известно не вчера. Свести их смысл можно к двум вещам: зарегистрировать юрлицо должно быть непросто, а уж если оно зарегистрировано, то государство должно знать о нем всю подноготную. То есть владельцем должен числиться не оффшорный RogaKopytaTrustFoundation, а реальный Иван Иваныч или Марк Соломоныч. Еще Совет по кодификации считает, что каждое здание, каждый кусок земли в стране должны иметь свою принадлежность  – федеральную, муниципальную или частную. В последнем случае, опять же, государство должно трижды проверить, кто настоящий хозяин.

В прошлом октябре концепция изменений была представлена президенту, и с тех пор она успела попасть под огонь жесткой критики. «Когда в начале 1990-х мы готовили первую частью ГК, то чувствовали сопротивление лишь со стороны левой оппозиции, - рассказал корреспонденту Клерк.Ру глава Совета, бывший председатель ВАС Вениамин Яковлев. – Сегодня ощущаем сильное противодействие бизнеса и некоторых госведомств. Это и понятно: раньше на передний план выходила свобода, теперь – безопасность в экономической сфере».

Например, Минэкономразвития настаивает на том, что такие поправки распугают и без того немногочисленных инвесторов. «По статистике, главные наши инвесторы – это добрые киприоты, - иронизирует заместитель Яковлева по Совету, завкафедрой гражданского права юрфака МГУ Евгений Суханов. – Ну а вторая страна, которая в нас больше всего вкладывает, - это, пожалуй, Белиз, бывший Британский Гондурас». Юристы Совета уверены – настоящим зарубежным инвесторам предельная ясность только на руку. «Серьезные инвесторы к нам придут, когда у нас будет стабильное и понятное для них гражданское законодательство, ориентированное на Европейский союз, континентальную Европу», - настаивает Суханов.

Выявление хозяина – одна сторона вопроса. Другая – это обстоятельства оформления бизнеса. Нынешняя простота регистрации юрлица хуже воровства, считают члены Совета по кодификации.

«У нас выхолостили смысл регистрации, - считает Вениамин Яковлев. - Когда она проводится без проверки законности, то превращается в инструмент правонарушения. Ее надо сделать публично достоверной. А сейчас в России из 3,5-4 миллионов зарегистрированных юрлиц как минимум полтора миллиона – фиктивные, созданные для одной операции».

«Мы часто слышим крики о том, что наши предложения повысить размер уставного капитала или усложнить процедуру регистрации ударяют по несчастному малому бизнесу, - говорит Евгений Суханов. -  Но тут возникает вопрос – а для чего вообще «малому бизнесмену» юридическое лицо? Почему он не может быть индивидуальным предпринимателем или членом кооператива? Между тем суть юрлица наши предприниматели поняли очень давно. Для учредителей это средство ухода от ответственности. Если ИП отвечает перед кредиторами всем имуществом, то учредители ООО - практически ничем. У нас разрешено в уставной капитал вносить все, что угодно, вплоть до поношенных трусов, которые сам хозяин оценит в 10 тысяч рублей».

«Англо-американский вариант регистрации позволяет внести в УК буквально 1 фунт (сумма расходов на регистрацию, конечно, будет несколько больше), - продолжает Суханов. - Но зато потом - жесткий контроль, ежегодный отчет, за фальсификацию которого бизнесмена ждет уголовная ответственность. Немецкий вариант обратный – жесткий контроль при создании, но потом относительная свобода. А нам в Минэкономразвития в открытую сказали – мы хотим, чтобы и создать ООО было легко, и работать легко».

«В уставном капитале должно быть та минимальная сумма, которая способна хотя бы частично удовлетворить кредиторов, - считает Вениамин Яковлев. – В Германии, например, это 25 000 евро, в Нидерландах – 17 000 евро. При этом документы не в налоговую службу, а в Торговую палату, но та отсылает их в Минюст на проверку, поэтому по паспорту бомжа фирму не зарегистрируешь. А нам говорят: давайте лучше сдадим бумажки в налоговую за 15 минут – и побежали делать деньги. Но этот этап был пройден еще в XIXвеке, мы в силу политических катаклизмов просто отстали».

Какой минимум уставной капитал предлагает установить Совет по кодификации, пока не сообщается. Но буквально на днях Совет направил в правительство поправки, касающиеся некоммерческих организаций – и там цифра звучит конкретно. Минимальный УК предложено поднять с 10 до 500 тысяч рублей. Вряд ли для бизнеса условия будут более мягкими.

Что тут сказать? С призывами к честному предпринимательству спорить сложно. Конечно, единые правила игры на пользу тем, кто намерен зарабатывать, а не ловить рыбку в мутной воде. Вот только есть большое, просто-таки огромное НО. Наше российское государство было и остается «старшим братом» бизнеса, и это еще самая мягкая формулировка. Так что появилось раньше - курица и яйцо? Кто должен первым обнажать забрало – государство или бизнес? Пока власть не начала уважать бизнес не на словах, а на деле, и не отмыла дочиста свои руки, то и дело норовящие залезть в частный карман, «принуждение к честности» не вызовет ничего, кроме дополнительного озлобления. А время сейчас и без того неспокойное.

Комментарии

13
  • Prickly

    Как раз только с повышением размера УК сделать бизнес менее криминализованным не получится. У криминала денег много, а вывести эти деньги с р/с ну очень легко... А вот повысить УК до 500 тыс. - это значит отсечь тех добросовестных предпринимателей, у которых есть желание начать с "О", и развиться до крупного бизнеса...

    Сказали бы прямо - сейчас только ООО-шки на УСН могут "экономить" на налогах. Вот им и надо запретить организовываться...


    Максимум до 100 тыс. еще имет смысл поднять УК. Привязка с виду деятельности имеет смысл: мелкая розница - ИП, оптовая фирма - ООО. Всё остальное - мышиная возня.

  • Евгений

    Да причем тут УСН, Prickly?

    Речь об однодневках, которые не только деньги у гос-ва воруют, но и нормальных подставляют.

    Ужесточить регистрацию - не значит усложнить бизнес. А сейчас это действительно бессмысленная процедура - в нынешнем виде ее можно даже частникам отдать.

  • Prickly

    FA, При УСН есть возможность ЛЕГАЛЬНО не платить бывший ЕСН и налог на прибыль, начисляя в течении двух месяцев минималку (с которой и платятся взносы и НДФЛ 13%), а раз в квартал распределять прибыль (выплачивать дивиденды), начисляя ТОЛЬКО налог на прибыль в 9% (но это только для тех, кто считает "доходы минус расходы", т.е. для оптовиков, а сюда можно ой с какими оборотами войти, создав 10-20 фирм, с одним работником в каждой и з/п его чуть выше прожиточного минимума).

    Разницу улавливаете? 34% с фонда оплаты труда + 13% НДФЛ и всего 9% НДФЛ ?

    Если Вы про это не знали, то пользуйтесь, пока есть такая возможность.


    Увеличить УК до 500 тыс. и кол-во желающих минимализировать налоги сократится. Остануться только сверхбогатые и жулики, которым это увеличение как мертвому припарки. А Вы про однодневки. Однодневки делают те, кто ворочает миллионами, им хоть 1млн УК - сегодня положили на счет, завтра вывели...

    НИК, проблема - не дураки, проблема - людская алчность, замена ценностей в жизни, когда деньги стали ценней всего остального.