Госслужащих могут обязать декларировать не только доходы, но и расходы. Соответствующий законопроект, по совету Владимира Путина, может быть принят Госдумой уже в этом году. Существуют два варианта осуществления этой идеи. Первый - это законодательная инициатива, регламентирующая порядок предоставления деклараций о расходах. Если такой инициативы не последует, то, скорее всего, будет внутреннее партийное решение, которое обяжет каждого ее члена отчитываться о расходах.
Похоже, что коррумпированными чиновниками решили заняться всерьез. Принятие целого нормативного акта в виде закона - это очень важный шаг. Конечно, отчитываться чиновники обязаны были и ранее, это было закреплено в Указе Президента РФ № 557 от 18 мая 2009 года. Закон же предполагает более высокий уровень регулирования.
Однако при принятии закона нельзя не учесть некоторые проблемы, которые приведут к неэффективности данной инициативы. Даже при наличии обязанности декларировать все доходы и расходы наших чиновников, невозможно охватить абсолютно все факты коррупции. Материальные ценности могут использоваться лицами, которые не являются их родственниками или членами семей. Желающие укрыть свои расходы сделают примерно так же, как поступают и с доходами: имущество может быть передано в пользу садовника, охранника, частного водителя – причем не своего, а зятя или тещи и т.п. Поэтому многие расходы попросту будут не учтены: могут же быть у чиновника зажиточные друзья, которые накопили свое состояние честным путем.
Существующий принцип запрета коррупционной практики сводится к тому, что отслеживается только право собственности чиновников на определенные предметы роскоши. Законодателю не стоит забывать о том, что госслужащие могут и не владеть на праве собственности дорогими вещами, а пользоваться в силу договоров безвозмездного пользования, аренды с символической платой, или вообще юридически не иметь прав на имущество. А по таким договорам никаких расходов сам чиновник не несет. Следовательно, нужно уделить максимум внимания самому запрету пользования предметом, стоимость которого или плата за пользование которым являются несоразмерной с вознаграждением чиновника за его работу.
Нередко чиновники объявляют конкурсы на приобретение дорогих автомобилей и иных благ за счет бюджета определенного органа. Такая практика довольно широко применяется по всей России - материальная ценность приобретается за счет средств общества, а фактически пользуется ей одно лицо в своих личных целях. Например, закон не запрещает приобрести за счет средств областного бюджета дорогой внедорожник, на котором губернатор или министр будет ездить на рыбалку или охоту, что не входит в перечень поставленных перед госслужащим задач.
А пока ничего нового в этом направлении не предлагается, скорее всего, контроль будет осуществляться по старой схеме: декларации по НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу. Таким образом, отслеживается имущественное положение только самого чиновника и его семьи, а нести расходы по содержанию роскоши формально может иное лицо.
В регулировании борьбы с коррупцией накопилось немало проблем. Если этот правовой вакуум не будет устранен, чиновники и дальше будут пользоваться несовершенством законодательства и избегать ответственности даже в том случае, если будут обязаны отчитываться перед обществом о расходах.
Чтобы не допустить случаев злоупотребления, необходимо сначала на законодательном уровне запретить приобретать государственным органам предметы роскоши, а в иных случаях и закупку таких материальных ценностей стоит ограничить. В этом случае показателен советский опыт – имущество приобреталось в пользу государства, а чиновник (сколь бы ни был высок его ранг) имел только право пользования этим имуществом и, оставляя должность, сдавал всё по описи.Самих же чиновников следует проверять на предмет не расходов, а фактов пользования предметами роскоши.
Комментарии
4"Действие надо начать с того, чего еще нет.
Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты.
Ибо большое дерево вырастает из малого, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага." Лао-Цзы (Дао-Дэ Цзин, чжан 64, по версии Ян Хин-шун).
Так что смысл слегка не тот...
Не понятно что хотел сказать автор статьи. Большую часть текста он утверждает что чиновники будут обходить декларирование расходов закупкой всего необходимого за средств госбюджета, предлагает запретить закупку роскоши государством ваобще. А в конце парадоксально ссылается на опыт СССР, как положительный, где вобщемто так и делали.
Схема с выводом дорогостоящего имущества на "садовников" выглядит откровенно сомнительной. Чиновники люди жадные. А тут ведь никаких гарантий, что "садовник" это имущество чиновнику вернет, особенно если того попрут с места.
Ну да, нет гарантий)