Основные средства

Использованные материалы оприходованы с опозданием

Организация сдала объект 20 декабря 2010 года. Часть материалов для капитального ремонта бралась под залог. Оплачены они были в январе 2011 года, тогда же поставщиками выставлены накладные и счета-фактуры. Как теперь списать эти материалы? Свои рекомендации по урегулированию возникшей ситуации дает Юрий Владимирович Жигачев, главный бухгалтер организации-застройщика.
Организация сдала объект 20 декабря 2010 года. Часть материалов для капитального ремонта бралась под залог. Оплачены они были в январе 2011 года, тогда же поставщиками выставлены накладные и счета-фактуры. Как теперь списать эти материалы? Свои рекомендации по урегулированию возникшей ситуации дает  Юрий Владимирович Жигачев, главный бухгалтер организации-застройщика.
Нарушен порядок составления документов
Как следует из ситуации, организация получила и использовала материалы в прошлом (2010-м) году. В январе 2011 года она их оплатила, и лишь после этого продавец оформил накладные и счета-фактуры.

В таком случае имеет место нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем сказано, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания. При этом следует отметить, что оформление данного документа является обязанностью поставщика.

В рассматриваемой же ситуации хозяйственная операция (приемка-передача материалов) была совершена в одном году, а соответствующие документы составлены в другом. Поэтому лучше всего попросить поставщика датировать накладную и счет-фактуру днем фактического совершения хозяйственной операции (до 2011 года), то есть переделать документы.
Переоформить «первичку» не удалось

Однако поставщик (несмотря на то что своевременно не выполнил свою обязанность по составлению документов) может отказаться датировать указанные документы более ранним числом (до 2011 года), а покупатель, чтобы не портить с ним отношения, согласится их принять на условиях поставщика.

Важно знать, что, получив материалы и не оформив при этом никаких документов, строительная организация тоже совершила нарушение. Ей следовало оприходовать материалы.  

Как нужно было действовать

Принять материалы на учет можно было в порядке, предусмотренном для неотфактурованных поставок.  

ОПРИХОДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Они принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Основанием для принятия к учету организацией материально-производственных запасов, относящихся к неотфактурованным поставкам, является акт о приемке материалов (форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

Акт составляется не менее чем в двух экземплярах комиссией, в которую наряду с материально ответственными лицами входят представители администрации организации (покупателя) и представители отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации. Один экземпляр акта передают в бухгалтерию организации (покупателя) для учета движения материальных ценностей, второй направляют поставщику для сообщения ему о неотфактурованной поставке.

Материалы принимаются к учету следующими записями:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Неотфактурованные поставки»
КРЕДИТ 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»

– отражено поступление материалов по неотфактурованной поставке (без НДС); >|Материалы приходуются без НДС (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).|<

ДЕБЕТ 19 субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
КРЕДИТ 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»

– выделена сумма НДС по поступившим материалам.

Если же материальные запасы попали в адрес организации случайно, то есть договорные отношения с поставщиком отсутствуют, учитывать их на своем балансе нет оснований. Принять имущество следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяснять отношения с поставщиком (ст. 514 «Ответственное хранение товара, не принятого покупателем» Гражданского кодекса РФ). Также нельзя учесть в качестве неотфактурованной поставки материальные ценности хотя и поступившие в соответствии с договором, но без перехода на них права собственности. Например, если право собственности по условиям договора переходит к покупателю после оплаты.

Однако учтите: в таких случаях у организации нет права использовать данные материалы до получения на них права собственности. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам учетная цена материалов должна быть скорректирована согласно поступившим документам с уточнением расчетов с поставщиком. НДС принимается к вычету после получения от поставщика соответствующих счетов-фактур (при соблюдении всех других необходимых для вычета условий).  

ВЫЯВЛЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЙ
Имея на руках документы от поставщика, датированные 2010 годом (если он согласился на переоформление), либо акт о приемке материалов по неотфактурованным поставкам, датированный 2010 годом (если в переоформлении поставщик отказал), организация составляет акт о списании запасов, использованных в строительстве в 2010 году. Основанием служат данные отчета по форме № М-29 (доработанной в соответствии с требованиями законодательства), а также сведения об учетной стоимости материалов. >|Если форма № М-29 в организации не применяется, данные о фактическом и нормативном расходе материалов нужно взять из иного документа, содержащего такие сведения, заверенного руководителем. Его форма разрабатывается организацией самостоятельно.|<

Из акта будет видно, что указанные материалы фактически использованы при строительстве объекта, сданного в 2010 году. Лучше, если акт о списании также будет от 2010 года. При этом помните, что он должен содержать обязательные для первичных документов реквизиты (они перечислены в п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ).  

ИСПРАВЛЕНИЕ

После поступления «опоздавших» документов учет отраженных в них материалов нужно вести так, как определено в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (далее – Указания). А именно:

– если ошибка, относящаяся к текущему периоду, выявлена после окончания отчетного года, но до утверждения бухгалтерской отчетности, то исправительные записи вносятся декабрем года, за который составляется отчетность;

– если же после утверждения бухгалтерской отчетности, то исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность не вносятся (п. 11 Указаний).

Напомним: несущественные ошибки, допущенные в прошлых годах, рассматриваются как прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году, и отражаются в составе прочих доходов или расходов (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).  

Подробнее о порядке исправления ошибок, предусмотренном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», читайте в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2010, стр. 40. Что касается налога на прибыль, то, поскольку его сумма уменьшится, организация имеет право (но не обязана) подать уточненную декларацию за 2010 год, увеличив в ней сумму прямых расходов.

Если акт о приемке материалов (по неотфактурованным поставкам) не составлялся и документы от поставщика, датированные 2011 годом, им не переоформлены, признать данные затраты в налоговом учете скорее всего не получится. Ведь по документам выходит, что материалы организация получила в 2011 году, и никакого документального подтверждения, что это не так, у нее нет. Как же такие материалы могут быть использованы на сданном в декабре прошлого года объекте? В бухгалтерском учете затраты на их покупку должны быть списаны в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при получении документов, датированных 2011 годом), поскольку фактически эти материалы в организации отсутствуют. Причем для их списания на прочие расходы понадобятся соответствующие документы (например, оформленные в связи с проведенной инвентаризацией товарно-материальных ценностей). Иначе по данным бухгалтерского учета эти материалы будут числиться на счете 10 «Материалы» при их фактическом отсутствии у организации.

Так что будьте внимательны. Обидно «терять» расходы (иногда довольно значительные суммы), на которые нельзя будет уменьшить налогооблагаемую прибыль, из-за таких вот просчетов с оформлением. А в дальнейшем (во избежание возникновения проблем) целесообразно обговорить этот момент с поставщиком заранее.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2011 г.

Начать дискуссию

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция