Учет в строительстве

«Упрощенка»: платим взносы по пониженному тарифу?

Законодатели все-таки дифференцировали тарифы страховых взносов в зависимости от режима налогообложения и вида деятельности. Для строительных компаний, применяющих упрощенную систему, размеры взносов снижены. Но возникли вопросы: об условиях применения льготы, подтверждении основного вида деятельности и др. Рекомендации чиновников ситуацию не прояснили…
Законодатели все-таки дифференцировали тарифы страховых взносов в зависимости от режима налогообложения и вида деятельности. Для строительных компаний, применяющих упрощенную систему, размеры взносов снижены. Но возникли вопросы: об условиях применения льготы, подтверждении основного вида деятельности и др. Рекомендации чиновников ситуацию не прояснили…
 
Кто и когда может применять пониженные тарифы
Основное изменение, которое коснулось в 2011 году практически всех налогоплательщиков, – увеличение размера страховых взносов. В совокупности их общий тариф составляет 34 процента. До этого года фирмы, работающие по обычной системе налогообложения, платили 26 процентов, а применяющие спецрежимы («упрощенку», ЕНВД) – 14 процентов.

Теперь пониженные тарифы оставили только для плательщиков, поименованных в статьях 58, 58.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Последние поправки в статью 58 закона № 212-ФЗ были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ (предыдущие изменения не рассматриваем, так как ведем речь конкретно о тарифах при упрощенной системе налогообложения).

Среди льготников (для компаний на «упрощенке»), как мы уже сказали, строители (подп. 8 «и» п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Этому виду деятельности, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, присвоен код 45 (см. разд. F).

Таким образом, фирмы с упрощенным режимом налогообложения, осуществляющие любые виды работ, входящие в класс 45, могут претендовать на льготы по взносам. Пока переходный период для них продлен еще на два года. В 2011–2012 годах они смогут платить взносы в размер 26 процентов, а не 34 процентов, как это планировалось изначально.

Распределение платежей в 2011 году следующее: в ПФР – 18 процентов, в ФСС России – 2,9 процента, в ФФОМС – 3,1 процента, в ТФОМС – 2 процента. В 2012 году: в ПФР – 18 процентов, в ФСС России – 2,9 процента, в ФФОМС – 5,1 процента.

Взносы в Пенсионный фонд РФ для лиц 1967 года рождения и моложе распределяются на страховую часть (12%) и накопительную часть (6%) трудовой пенсии; для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма (18%) перечисляется на страховую часть пенсии.
 
Подтверждение права на льготу
Вид деятельности признается основным, при условии что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов исчисляется на основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ (п. 1.4 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Однако на сайте отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в разделе «Пресс-релизы» (http://www.pfrf.ru/ot _ peter/pr _ releases/27280.html) опубликовано разъяснение относительно порядка применения пониженных тарифов. В нем констатировано, что подтверждение соответствия основного вида экономической деятельности установленному критерию осуществляется в порядке, определенном Минздравсоцразвития России. Из чего чиновники сделали вывод, что использовать пониженные тарифы организации смогут лишь после определения указанного порядка.

Напомним, что пока Порядок подтверждения основного вида деятельности действует только в страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55), поскольку размер взносов «на травматизм» зависит от класса профессионального риска организации. Исходя из этого Порядка (п. 3), страхователь ежегодно до 15 апреля представляет в отделение ФСС по месту своей регистрации документы, подтверждающие объем выручки по основному виду деятельности. К ним относятся: заявление, справка-подтверждение, копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей – субъектов малого предпринимательства), копия лицензии (для организаций, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).

В разъяснении ПФР также сказано, что до издания перечня, реестра и порядка соответствующими органами исполнительной власти вышеперечисленным организациям следует применять общеустановленные тарифы взносов. Произвести перерасчет взносов по пониженным тарифам и представить уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо после подтверждения соответствия основного вида экономической деятельности принятому критерию в порядке, предусмотренном Минздравсоцразвития России.

Таким образом, до утверждения данного порядка применять пониженные тарифы, по мнению специалистов Пенсионного фонда РФ, нельзя. В то же время такое право организациям дано законом. Так что, начисляя взносы по пониженным тарифам с начала 2011 года, компания (у которой с выручкой все в порядке) норм законодательства не нарушает, а значит, ничем не рискует. >|Косвенно возможность применения пониженных тарифов с начала года подтверждает обновленная форма РСВ-1 ПФР, дополненная подразделом для организаций на «упрощенке» и действующая с отчетности за I квартал 2011 года.|<
 
О правилах проведения проверок ПФР читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 10, 2010, стр. 68.
 
Отметим, что специалисты Минэкономразвития России, отвечая на вопросы о применении пониженных тарифов страховых взносов, в том числе и компаниями на «упрощенке», ничего про отсрочку начала действия положений Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ не сказали (письма от 25 января 2011 г. № Д05-201, № Д05-200; от 21 января 2011 г. № Д05-170, № Д05-169; от 17 января 2011 г. № Д05-90).

А в информационном сообщении ФСС России от 3 февраля 2011 г., посвященном уплате взносов по пониженным тарифам в течение переходного периода, об организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, даже не упоминается (как будто чиновники не в курсе, что для фирм на «упрощенке» законодатели тоже предусмотрели льготы).

Так что указанные письма ясности не внесли. Официальный же орган, уполномоченный давать разъяснения по вопросам начисления взносов, – Минздравсоцразвития России – свою позицию пока не обозначил.
 
Если право на применение льготы утрачено
Последствия утраты права на использование пониженных тарифов также установлены в пункте 1.4 статьи 58 закона № 212-ФЗ. Так, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид деятельности организации не соответствует заявленному, организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. При этом сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда РФ в установленном порядке с взысканием соответствующих сумм пеней. >|Пени уплачиваются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 5, 6 ст. 25 закона № 212-ФЗ).|<

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами – I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год (п. 1, 2 ст. 10 закона № 212-ФЗ),

Есть и еще одно основание для потери права на пониженные тарифы – это потеря права организации на «упрощенку», то есть когда компания перестает соответствовать условиям, позволяющим применять эту систему. Перечень таких условий приведен в статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Потеря права на упрощенный режим налогообложения, согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, происходит с начала того квартала, в котором было допущено несоответствие установленным критериям.

В такой ситуации с начала соответствующего квартала надо будет производить начисление всех налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество), уплачиваемых при общем режиме налогообложения. Перерасчет страховых взносов за отчетные периоды (скажем, за полугодие), в которых организация имела право на применение «упрощенки» и доля выручки от реализации строительных работ превышала 70 процентов в общем объеме выручки компании, делать не придется. Правда, только в том случае, если Минздравсоцразвития России введет порядок подтверждения основного вида деятельности по отчетным периодам, а не по итогам года.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2011 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

10
  • бух2007
    Цитата:

    А в информационном сообщении ФСС России от 3 февраля 2011 г., посвященном уплате взносов по пониженным тарифам в течение переходного периода, об организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, даже не упоминается (как будто чиновники не в курсе, что для фирм на «упрощенке» законодатели тоже предусмотрели льготы).

    Не поняла. Если речь об упрощенцах, у которых льгота по пп.8 п.1 ст.58, то при чем тут ФСС?

    У них тариф в ФСС самый обычный  2,9%

     

  • Ян

      На каком-то сайте читал, что кто-то планирует попытаться признать этот закон дискриминационным, не соответствующим Конституции РФ, с его последующей отменой....

  • Ян

      Судя по тому, что "Медведев дал указание найти резервы для уменьшения CD с 01/01/2012", толку от признания этого закона дискриминационным - никакого...