Учетную политику на 2011 год сельхозорганизации утвердили в конце прошлого года. Однако 22 февраля 2011 года Минюст зарегистрировал приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н. Им скорректированы правила бухучета, а потому учетную политику придется поправить › |…
Дополнение внесли в раздел «Основные требования». Теперь указано, что при составлении отчетности организация руководствуется Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухучету (подп. 2 п. 1 приложения к приказу № 186н). А при определении бухгалтерской прибыли (убытка) теперь нужно руководствоваться не Положением, а нормативными правовыми актами по бухучету (п. 79 Положения в новой редакции).
Поправки коснулись ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 3 приложения к приказу № 186н). С 1 января 2011 года увеличена стоимость активов, которые можно учитывать в составе материально-производственных запасов, с 20 000 до 40 000 руб. То есть теперь этот лимит одинаков в бухгалтерском и налоговом учете. Сельхозорганизации, как и прежде, могут делать переоценку основных средств, но не на начало отчетного года, как было ранее, а на конец года. При этом, если ранее суммы дооценки (уценки) относили на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), сейчас их относят на финансовый результат в качестве прочих доходов (расходов).
Чиновники не оставили без внимания и Методические указания по бухучету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н (п. 7 приложения к приказу № 186н). Так, законодатели исключили регистрационные сборы из расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства.
>|Положения пункта 24 Методических указаний по учету основных средств теперь соответствуют положениям пункта 8 ПБУ 6/01.|<
А внереализационные доходы и расходы переименованы в прочие.
Внесены изменения в порядок переоценки основных средств. Исходные данные для переоценки:
– первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой они учитываются в бухгалтерском учете по состоянию на дату переоценки;
– сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;
– документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Из Положения исключена норма о том, что амортизация по основным средствам на консервации (срок которой не менее трех месяцев), по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, а также приобретенным изданиям не начисляется. То есть теперь Положение не противоречит ПБУ 6/01.
Исключено условие о том, что результат от оприходования ценностей, оставшихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, относят на финансовый результат (п. 54 Положения в новой редакции). Также исключены пункты 50–53, где прописывался порядок учета средств в обороте.
Учет незавершенного строительства
Определение незавершенных капитальных вложений дано в пункте 41 Положения. Согласно этому пункту в редакции приказа № 186н, к таким объектам относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты. Норма о том, что объекты капитального строительства, которые находятся во временной эксплуатации, до их ввода в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения, исключена (подп. 3 п. 1 приложения к приказу № 186н).
В пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (в редакции приказа № 186н) сказано: «По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств». Следовательно, объекты недвижимости, которые фактически эксплуатируются, не могут учитываться в составе вложений во внеоборотные активы. При этом объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию должны учитываться в составе объектов основных средств, а не как незавершенные капитальные вложения. Таким образом, действующие нормы исключат споры организаций с чиновниками по вопросу уклонения от уплаты налога на имущество из-за учета некоторых объектов на счете 08.
Учет нематериальных активов
В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» внесены следующие изменения. Сельхозорганизация может делать переоценку НМА раз в год на конец года (ранее переоценку делали на начало года). Такие поправки внесены в пункт 17 ПБУ 14/2007. Кроме того, из ПБУ 14/2007 исключен пункт 20, согласно которому результаты переоценки принимались при формировании данных баланса на начало отчетного года и не включались в данные баланса предыдущего отчетного года.
>|Сведения раскрывались организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года (п. 20 ПБУ 14/2007 в прежней редакции).|<
Также как и при переоценке основных средств, с этого года ее результат учитывают как прочий доход или расход, а не относят на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Корректировки, возникшие в результате пересмотра срока полезного использования НМА (а также в результате изменения способа начисления амортизации), отражаются в бухгалтерском учете и отчетности как изменения в оценочных значениях. Упоминание о том, что сведения отражают на начало отчетного года, исключено. Соответствующие поправки внесены в пункты 27 и 30 ПБУ 14/2007.
Поправки внесены в раздел «Капитал и резервы» Положения. Ранее пунктом 70 Положения было предусмотрено, что организация может создавать резервы сомнительных долгов. Теперь в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация обязана создать резерв сомнительных долгов с отнесением их сумм на финансовые результаты. Сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. А вот условие, что резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, исключено. Из Положения удален пункт 72, в котором упоминалось о создании резервов предстоящих расходов. Однако это не означает, что резервы создавать нельзя – ведь План счетов бухгалтерского учета не был изменен, а значит, счет 96 «Резервы предстоящих расходов» по-прежнему может использоваться. Кстати, теперь на нем помимо резервов отражают и оценочные обязательства.
>|Установлено в пункте 8 нового ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 года).|<
Кроме того, показатель «Резервы предстоящих расходов» выделен в Бухгалтерском балансе (и в старой, и в новой форме).
Так, изменение величины отложенных налоговых активов (ОНА) в отчетном периоде равняется произведению вычитаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. В случае изменения ставок налога на прибыль величина ОНА подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок, с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на прибыли и убытки. А изменение величины отложенных налоговых обязательств (ОНО) в отчетном периоде равняется произведению налогооблагаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. В случае изменения ставок налога на прибыль величина ОНО подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок, с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на прибыли и убытки.
Отредактирован и пункт 19 ПБУ 18/02. Как и раньше, при составлении бухгалтерской отчетности организации вправе отражать в Бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Однако теперь оговорено, что это правило не действует, если налоговым законодательством предусмотрено раздельное формирование налоговой базы. Условия для отражения в Бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы ОНА и ОНО исключены.
А в пункте 24 ПБУ 18/02 теперь указано, что «изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражаются в отчете о прибылях и убытках». Также определено, что при наличии изменений отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств они раскрываются в пояснениях к бухгалтерской отчетности. >|Внесение сведений предусмотрено новыми формами бухгалтерской отчетности и пояснений к ним, которые утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье на стр. 64.|<
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №4, апрель 2011 г.
Начать дискуссию