Федеральный закон 212-ФЗ «О страховых взносах» от 24 июля 2009 года обещал малому бизнесу новую жизнь по новым тарифам, которые должны были вступить в силу с 2011 года. Нет, нагрузка, конечно увеличивалась не только избирательно для представителей малого бизнеса.
Но если для фирм и ИП, находящихся на общем режиме налогообложения, тариф поднялся с 26% до 34%, то скачок для спецрежимников оказался как-то уж очень резковат. Не всякому малому бизнесу под силу взять такую планку. Однако при приближении часа икс постепенно стали вноситься изменения в вышеназванный закон. Право применять льготный тариф страховых взносов получили средства массовой информации, IT-компании, сельхозпроизводители, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, малые инновационные предприятия при научных организациях, общественные организации инвалидов и некоторые другие.
Апофеозом в плане установления пониженных тарифов стал Закон №432-ФЗ от 28.12.10, своего рода новогодний подарок широким кругам представителей малого бизнеса. Законом внесены поправки в Закон №212-ФЗ в части установления пониженных тарифов страховых взносов на переходный период в 2 года. Страховые взносы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности, установлены в размере 26%, что, конечно же, хотя и больше, чем прежние 14%, но все-таки меньше, чем грозившие таким страхователям 34%.
В законе, казалось бы, четко определены условия применения пониженного тарифа:
-быть плательщиком УСН;
-осуществлять определенные виды деятельности, поименованные в пп.8 п.1 ст.58 212-ФЗ;
-иметь доход от этих видов деятельности, посчитанный по правилам, установленным НК РФ для плательщиков УСН (то есть статьей 346.15 НК РФ) не менее 70% от общего дохода.
Вроде бы можно смело применять эту норму. Применять то можно, но осторожно. Кое-какие вопросы у плательщиков страховых взносов все-таки остаются. Вопросом задаются, в частности, бизнесмены, совмещающие два режима налогообложения, а именно УСН и ЕНВД. Могут ли они считать себя плательщиками УСН и под этим флагом пользоваться льготой, или «клеймо» вмененщика спутает им карты?
Вопрос интересный. Если строго следовать букве закона, то формально такими плательщиками взносов соблюдены все три необходимых условия, выдвигаемых в ст.58 Закона №212-ФЗ. Но, как известно, наступает отчетный период, когда за начисленные и уплаченные взносы надо бы и отчитаться. И форма РСВ-1 уже доработана под реалии обновленного закона о страховых взносах. Как и предписывает п.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ, подтверждение основного вида экономической деятельности осуществляется в порядке, установленном МЗСР. Приказом этого ведомства № 54н от 31.01.11и внесены некие поправки в форму расчета.
В частности, страхователям, применяющим пониженные тарифы на основании пп.8 п.1 ст.58 (плательщикам УСН), предлагается заполнить раздел 4.4 формы РСВ. По этой информации, полагается, ПФР и должен узнать, правомерно ли применен пониженный тариф. В том разделе всего 3 строки. Ну, уж в трех соснах трудно заблудиться.
В первой строке требуется указать доход организации или ИП, посчитанный в соответствии со статьей 346.15. Статья эта, как помните, находится в главе Налогового кодекса про УСН.
Во второй строке нужно указать, сколько доходов из обозначенных выше приходится на основной вид деятельности.
В третьей строке определяется как раз заветный процент, который для применяющих пониженный тариф не должен быть менее 70%.
Очевидно, что этот раздел как-то не очень приспособлен для страхователей, совмещающих УСН и ЕНВД, если не сказать, что он вообще для них не предусмотрен. Как собственно, и сама возможность применения пониженного тарифа может быть поставлена для них под сомнение. Этим страхователям, чтобы определить долю своих доходов по «нужному» виду деятельности, осуществляемому в рамках УСН, нужно сравнить доходы по нему с общими доходами, отражение которых в разделе 4.4 формы РСВ-1 просто не предусмотрено.
По мнению некоторых специалистов, такие страхователи должны начислять страховые взносы по пониженным тарифам в размере 26% на зарплату своих сотрудников, занятых в деятельности, облагаемой УСН, а на зарплату сотрудников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, – по 34%.
Кроме того, свое недоумение такими льготами малому бизнесу выражают упрощенцы, чья деятельность не поименована в пп.8 п.1 ст.58, а также вмененщики, которые вообще оказались за бортом этого праздника жизни.
Чем последние провинились перед законотворцами – понять трудно. Большинство из них осуществляют те же самые виды деятельности, по которым плательщикам УСН дано право на применение пониженного тарифа. Можно предположить, что при написании Закона №432-ФЗ про них просто не вспомнили. Потому что торопились. А спешка, как известно, не во всех случаях нужна. Хотя более вероятно, что эта часть бизнесменов была проигнорирована вполне сознательно. Если раздать льготы всем желающим, за чей счет бюджет пополнять?
Власти, возможно, готовы пойти на попятную. Дмитрий Медведев в ходе заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России констатировал, что условия для ведения бизнеса для многих небольших компаний ухудшились, в том числе и из-за повышения с 2011 года обязательных страховых взносов. «В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как нам бы хотелось. Этому доверяют не так много предпринимателей. И мы с этим мириться больше не можем – ни я, ни Правительство Российской Федерации», - заявил глава государства, и поручил Правительству до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года. Ждем.
Комментарии
7автору пять, как с моего языка слова сняла и корректно выразила, да еще и со ссылками на НПА)))
Отличная статья!
Разработчикам законов надо дать почитать