Основные средства

О составлении дефектной ведомости при ремонте ОС

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "ОС: сложные ситуации - простые решения" (лектор – А.А.Ефремова), который был проведен издательством «Главная книга».

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара "ОС: сложные ситуации - простые решения" (лектор – А.А.Ефремова), который был проведен издательством «Главная книга».

Для того чтобы правильно и без проблем учесть расходы на ремонт ОС, нужно его правильно оформить. А именно: составить дефектную ведомость.

Дефектная ведомость - это акт визуального осмотра объекта, подлежащего ремонту. Унифицированной формы нет, поэтому ее надо разработать самим и приложить к учетной политике. Поскольку у организации могут быть разные группы ОС, допустимо и даже желательно оформлять разные формы дефектных ведомостей. Для автомобилей - одна, для оргтехники - другая, для недвижимости - третья.

Дефектная ведомость формируется комиссией, в которую должны входить представители бухгалтерии, эксплуатирующего подразделения и ремонтного подразделения либо подрядчика, которому мы собираемся поручить ремонт.

Дефектная ведомость должна ответить на три вопроса:

- что мы осматриваем и собираемся ремонтировать. То есть мы должны идентифицировать объект, описать его. Здесь солирует бухгалтер. Он пишет инвентарный номер, данные технической документации (ПТС, кадастровый номер, номер техпаспорта);

- почему объект требует ремонта. То есть какие неполадки уже появились или могут появиться, если своевременно не заменить какие-то детали. И здесь основная роль принадлежит представителям эксплуатирующего подразделения. Только они могут знать те технические регламенты, которые требуют от нас делать планово-предупредительные ремонты раз в год, раз в полгода, каждые 2 месяца. Только они могут правильно описать аварийную ситуацию и суть поломки;

- что нужно сделать, чтобы привести объект в рабочее состояние. То есть само описание ремонта: какие детали нужно купить, какие работы выполнить. Здесь "ответчик" - главный подрядчик или работник ремонтного цеха. Он скажет, что заменить, что покрасить, что привинтить.

Дефектную ведомость подпишет комиссия, а утвердит либо руководитель, либо уполномоченное лицо. Например, по автомобилям это может быть заведующий гаражом, по помещениям - административный директор, по производственному оборудованию - главный инженер.

Пример. Образец дефектной ведомости

УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер
_______________ / Г.Г. Федоров /
"20" февраля 2011 г.

 

Дефектная ведомость N 1                    
от 19 февраля 2011 года

Наименование
объекта ОС

Инвентар-
ный номер
объекта 
ОС      

Выяв- 
ленная
неис- 
прав- 
ность 

Необходимые для  
устранения запчасти и
работы       

Срок   

Компьютер  
AMD Athlon 
64X2 Dual  
Core       
processor  
5000+,     
инв. N 12  

21   

Не    
рабо- 
тает  
жесткий
диск  

Приобретение и      
установка нового    
жесткого диска      

25 февраля
2011 г.   


Бухгалтер материальной группы ________________ / Козлова И.В. /
Системный администратор ______________________ / Болдин Д.С. / 
Руководитель хозяйственного отдела ___________ / Прохоров С.В. /

 

Вопрос. А что будет, если мы осмотрели ОС, например автомобиль, в ведомости написали "заменить то-то", привезли в автосервис, там обнаружилось, что еще много чего нужно заменить?

Я уже сказала, что дефектную ведомость надо составлять вместе с исполнителем ремонтных работ. Тогда подобных ситуаций, скорее всего, не возникнет. Но уж если так случилось, лицо, сдавшее ОС в ремонт, должно написать служебную записку о том, что еще необходимо сделать дополнительно. Записка должна быть утверждена тем же лицом, что и дефектная ведомость. Это значит, что уполномоченное лицо санкционировало соответствующие расходы.

Итак, дефектная ведомость нужна нам по трем причинам.

Первая причина - хозяйственная. Мы говорим о том, что случилось с объектом и почему он требует ремонта. А потом смотрим на ситуацию с позиции недопущения подобных затрат в будущем: что надо сделать, чтобы больше по этой причине объект не ломался.

Вторая причина - это налогообложение. Нам нужно доказать экономическую оправданность ремонта. Потому что, если мы красим потолки два раза в год, налоговый инспектор может сказать: "А не слишком ли часто? Может быть, этого не надо делать по несколько раз в год?". А бухгалтер просто не сможет ответить на этот вопрос, потому что не знает, зачем красить потолки так часто. А для того чтобы доказать налоговому инспектору, что расходы экономически оправданны, бухгалтер предъявляет дефектную ведомость, составленную при участии технических специалистов, где прямо написано, зачем мы эти потолки так часто красим.

И третья причина - дефектная ведомость помогает определить, с чем мы имеем дело: с ремонтом или модернизацией (реконструкцией). Дело в том, что очень часто ремонт и модернизацию разделяют по стоимостному критерию. Если дорого, то модернизация, если дешево, значит, ремонт. Для этого случая я специально храню и всегда цитирую Письмо Минфина N 03-03-06/1/289. В нем говорится, что не стоимость работ важна для того, чтобы определить, ремонт у нас или модернизация. Для целей налогового учета это определяется их содержанием.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2011, № 03

Начать дискуссию