НДС

Освобождение от НДС при реализации подакцизных товаров

НК РФ предусматривает возможность освобождения налогоплательщиков от обязанностей исчисления и уплаты НДС в бюджет. Данное освобождение может быть предоставлено налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 145 НК РФ, однако для этого требуется выполнение некоторых условий.

НК РФ предусматривает возможность освобождения налогоплательщиков от обязанностей  исчисления и уплаты НДС в бюджет. Данное освобождение может быть предоставлено налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 145 НК РФ, однако для этого требуется выполнение некоторых условий:

            1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

            2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

            3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

            Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

            Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

            Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

            4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

            По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

            документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

            уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

            5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

            Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

            В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

            6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

            выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

            выписка из книги продаж;

            выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

            копия журнала полученных и выставленных счетов - фактур.

            7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

            8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

            Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.*

Согласно данной статье плательщики НДС (организации и индивидуальные предприниматели) имеют право получить освобождение в том случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и налога с продаж в совокупности  не превысила 1 миллион рублей. Федеральный закон от 29 мая 2002 года  №57-ФЗ внес в данную статью изменения, которые вступили в силу, начиная с 1 июля 2002 года. На настоящий момент процедура освобождения от обязанностей уплаты НДС значительно упрощена. Связано это с тем, что ранее действовал порядок, который предусматривал разрешительный порядок предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика со стороны налоговых органов. Сейчас ситуация изменилась. В новой редакции главы 21 «Налог на добавленную стоимость» предусмотрен уведомительный порядок. Это означает, что налогоплательщики, желающие получить освобождение и имеющие право его использовать, должны направить в налоговые органы уведомление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на данное освобождение.

Новая редакция статьи определяет следующий перечень документов, которые должен представить в налоговый орган налогоплательщик: выписка из бухгалтерского баланса (для юридических лиц), выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели), копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Данный перечень закрытый и не содержит требования в отношении представления налоговых деклараций по НДС  за три предшествующих налоговых периода (напомним, налоговым периодом по данному налогу является календарный месяц). Кроме того, теперь налогоплательщики не представляют  документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности, справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам, документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции.

Внимание!

        Ранее глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ полностью запрещала освобождение от уплаты НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции по производству и реализации подакцизных ценностей. В настоящее время, если налогоплательщик в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих подаче заявления на освобождение, не осуществляет такие операции, то он вправе получить данное освобождение. Освобождение не предоставляется налогоплательщикам, занимающимся импортом.

Согласно данной статье освобождение производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 миллион рублей.

Если налогоплательщик не представил такие документы, то сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, кроме того, хозяйствующему субъекту придется заплатить соответствующие суммы налоговых санкций и пени.

Налогоплательщик, претендующий на освобождение, при определении  суммы выручки должен пользоваться Методическим рекомендациями  по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость», утвержденными Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 (в редакции от 17 сентября 2002 года № ВГ-3-03/491).

             Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения статьи 145 НК РФ следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации, как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и не облагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. В то же время в целях настоящей статьи в сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности.

 Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

            При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться:

            - реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

            - операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;

            - операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ.

            Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения настоящей статьи  является продажная стоимость ценных бумаг.

          Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение от налогов, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила 1 миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, то налогоплательщики  утрачивают право на освобождение  и уплачивают налог в общеустановленном порядке начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья до окончания периода освобождения.

            Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Форма уведомления об использовании права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанного с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость утверждена Приказом МНС РФ от 4 июля .2002 года №БГ-3-03/342.

ПРИКАЗ МНС РФ
От 4 июля  2002 года № БГ-3-03/342
«О СТАТЬЕ 145 ЧАСТИ ВТОРОЙ  НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

            В соответствии с пунктом 3 статьи 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации) приказываю:

            1. Утвердить форму уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость согласно приложению к настоящему Приказу.

            2. Признать утратившим силу Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.02.2001 N 2574

            3. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести до нижестоящих налоговых органов настоящий Приказ и обеспечить контроль за его выполнением.

                                                                                    Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                                                    Г. БУКАЕВ
УВЕДОМЛЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙНАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫХ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В  соответствии  со  статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации  уведомляю  об  использовании  права  на освобождение от исполнения    обязанностей    налогоплательщика,    связанных    с исчислением     и      уплатой      налога     на     добавленную стоимость,_____________________________________________________________

(наименование, Ф.И.О. налогоплательщика - заявителя)

на двенадцать  последовательных    календарных   месяцев,  начиная с ____________________.

                                                                                       (число, месяц, год)

1.  За  предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации  товаров  (работ,  услуг) составила в совокупности ____тыс. рублей, в том числе___________________.

                                                                                                                  (указывается помесячно)

2. Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения   от   исполнения   обязанностей   налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на __ листах:

2.1.   Выписка   из   бухгалтерского   баланса   (представляют организации)  (в  выписке  должна  быть  отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера), на __ листах.

2.2. Выписка из книги продаж на __ листах.

2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций   (представляют  индивидуальные  предприниматели)  на  __ листах.

2.4.  Копии журналов полученных и выставленных счетов – фактур на __ листах.

3.  Деятельность  по  реализации  подакцизных  товаров и (или) подакцизного   минерального  сырья  в течение  3-х  предшествующих последовательных календарных месяцев отсутствует.

Руководитель организации,

индивидуальный предприниматель:

_______________________________

(подпись Ф.И.О.)      

М.П.

Главный бухгалтер

_______________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Дата от "__" _________ 200_ г.

----------------------------------------------------------------

отрывная часть

Отметки   налогового   органа   о  получении   уведомления   и документов:

Получено документов ______________

                       (число листов)

М.П.

«__» __________ 200_ г. ______________________________________

            (дата)                 (подпись, Ф.И.О. должностного лица налогового органа)

 Рассмотрим следующую, на наш взгляд,  достаточно интересную ситуацию.

Предположим хозяйствующий субъект осуществляет деятельность, подпадающую под действие главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, - розничную торговлю продуктами питания. Согласно ассортиментному перечню в розницу продаются и подакцизные товары – винно-водочные изделия. Наряду с этим видом деятельности хозяйствующий субъект собирается заниматься оптовой торговлей, например, муки. Планируется, что оптовый оборот будет небольшим. Сможет ли в данном случае хозяйствующий субъект получить освобождение от НДС в части оптовой торговли?

Если хозяйствующий субъект осуществляет реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, то он не имеет право получить освобождение от НДС. Но в данном примере реализация подакцизной продукции идет в части единого налога на вмененный доход. А именно в этой части хозяйствующий субъект не является плательщиком НДС - у него этот налог заменен уплатой единого налога.  Кроме того, при определении показателя выручки, рассчитываемой для применения освобождения, согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» в сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности.

Значит, вполне логично предположить, что освобождение от обязанностей налогоплательщика  хозяйствующий субъект должен получать в части деятельности, попадающей под действие главы 21 НК РФ.

Однако на практике налоговые органы отказывают в получении льготы таким хозяйствующим субъектам, мотивируя это тем, что  сам факт продажи налогоплательщиком подакцизных товаров не позволяет ему получить освобождение от НДС по остальной деятельности. Налоговики ссылаются на то, что от НДС освобождается или не освобождается налогоплательщик, а не вид деятельности.

С этой позицией можно не согласиться и попробовать ее оспорить. Попробуем оттолкнуться от названия статьи 145  НК РФ. Она называется «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». Именно от обязанностей налогоплательщика, ведь в части «вмененки» хозяйствующий субъект не является плательщиком НДС. Соответственно, обязанность по исчислению и уплате данного налога у него появляется только в части оптовой торговли, по которой оборот подакцизной продукции отсутствует. В таком случае возникает законный вопрос: где логика? Налицо в законодательстве видно явное противоречие.

Следовательно, данная статья может быть истолкована по-разному, что на практике может привести к неправильному  использованию освобождения налогоплательщиками.

Этот вопрос уже однажды выносился на рассмотрение Конституционного Суда РФ КС РФ). Но тогда КС РФ уклонился от решения, указав, что он не вправе проверять установление той или иной льготы (см. Определение КС РФ от 7 февраля 2002 года №37-О по жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав).

Но и в настоящий момент  предоставление освобождения от обязанностей налогоплательщика статьей 145 НК РФ остается достаточно острым вопросом. Указанный вопрос вновь был вынесен на рассмотрение КС РФ. На этот раз КС РФ высказал свою точку зрения по этому вопросу. Причем,  не отказываясь от своих слов о том, что установление льготы – исключительная компетенция законодателей, суд указал, что законодатель не может «при этом нарушать общие принципы налогообложения». А нарушение законодателем в том или ином случае этих принципов и будет контролировать КС РФ. Поэтому в данном случае КС РФ вправе поинтересоваться, не нарушают ли порядок и условия получения освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС «общих принципов налогообложения».

Рассматривая  статью 145 НК РФ, КС РФ пришел к выводу, что она вовсе не соответствует этим принципам. Дело в том, что статья 145 устанавливает запрет на получение освобождения от уплаты НДС, если хозяйствующий субъект осуществляет операции с подакцизными товарами. Причем, независимо от того, есть ли у данного налогоплательщика помимо таких операций еще и операции с другими, не подакцизными, товарами.

С учетом этой позиции запрет на освобождение от исполнения обязанностей  по уплате НДС, установленный  статьей 145 НК РФ, распространяется не на налогоплательщика, а на операции с подакцизными товарами. Следовательно, этот запрет не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом.

Поэтому, по мнению КС РФ, если налогоплательщик одновременно реализует и подакцизные, и неподакцизные товары, то он может получить освобождение от уплаты НДС по правилам статьи 145 НК РФ, но только в отношении операций с не подакцизными товарами. При этом налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета реализации подакцизных и не подакцизных товаров.

И хотя КС РФ вынес это решение по жалобе частного предпринимателя, выводы должны распространяться и на юридических лиц. Ведь КС РФ прямо указал, что запрет, установленный  статьей 145 НК РФ, распространяется не на налогоплательщика, а на операции, совершаемые им. Поэтому если юридическое лицо реализует, как подакцизные, так и неподакцизные товары, то оно теперь также может получить освобождение от уплаты НДС с операций по реализации не подакцизных товаров.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2002 г. № 313-ОП
О ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ПАУТОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 145 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Л.И. Паутовой, установил:

1. Налоговый орган отказал индивидуальному предпринимателю Л.И. Паутовой, осуществляющей продажу подакцизных и неподакцизных товаров, в удовлетворении заявления об освобождении ее согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в отношении суммы выручки, полученной от реализации неподакцизных товаров, указав при этом, что пункт 2 той же статьи запрещает, в том числе при данных условиях, освобождать от уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары.

Иск Л.И. Паутовой о признании недействительным решения налогового органа оставлен Арбитражным судом Пермской области без удовлетворения на том основании, что от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, по смыслу пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются лица как субъекты налогообложения, а не тот или иной вид деятельности; поскольку Л.И. Паутова реализует в том числе и подакцизные товары, то, независимо от раздельного учета выручки от продажи подакцизных и неподакцизных товаров, на нее возможность такого освобождения не распространяется.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.И. Паутова просит признать пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации противоречащим статьям 8 (часть 1), 19 (часть 2), 34 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. По мнению заявительницы, данное правоприменителем истолкование содержащейся в нем нормы нарушает конституционный принцип равенства, так как ставит ее в неравное положение с другими индивидуальными предпринимателями - продавцами неподакцизных товаров, вынуждая устанавливать в отличие от них цену, увеличенную на сумму налога на добавленную стоимость; кроме того, неопределенность формулировки оспариваемой нормы приводит к произвольному ограничению прав налогоплательщиков на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений, установление тех или иных особенностей взимания налоговых платежей, в том числе освобождение от уплаты налога, является прерогативой законодателя, который, однако, не может при этом нарушать общие принципы налогообложения; в силу принципов справедливого налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового обременения, всеобщности налогообложения установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки, при том что такое регулирование не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, т.е. нарушать конституционный принцип равенства. При этом, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; неясность налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные правовые позиции сформулированы Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу Постановлениях от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году", от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ряда законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж и от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".

3. Согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей (пункт 1); данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье (пункт 2).

Из названных положений статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 его статьи 146, определяющим объект обложения налогом на добавленную стоимость, следует, что при одном и том же объекте налогообложения, каковым является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, возможность освобождения лица от исполнения обязанностей плательщика данного налога исключается, если оно осуществляет операции по реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, и допускается, если оно осуществляет операции по реализации других товаров (работ, услуг). Иными словами, запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. В противном случае это лицо ставилось бы в неравное положение с другими лицами, реализующими только неподакцизные товары или имеющими два самостоятельных регистрационных удостоверения индивидуального предпринимателя на реализацию подакцизных и неподакцизных товаров.

Такое истолкование оспариваемой нормы как не предполагающей невозможность освобождения лица от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым с неподакцизными товарами, - при том, что должны быть соблюдены условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, а также другие требования законодательства, включая ведение раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров, - вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Это подтверждается также презумпцией, предполагающей, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации является мнимой, а потому жалоба гражданки Л.И. Паутовой не отвечает критерию допустимости обращений по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданки Паутовой Людмилы Ивановны не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного в ней вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления в связи с тем, что положение пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации в его конституционно - правовом истолковании, данном в настоящем Определении на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в сохраняющих свою силу постановлениях, не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно - правовой смысл данного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

2. Правоприменительное решение по делу гражданки Паутовой Людмилы Ивановны при отсутствии иных препятствий подлежит пересмотру в установленном законом порядке с учетом настоящего Определения.

3. Определение по данной жалобе окончательно и не подлежит обжалованию.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

                                                                           Председатель
                                                               Конституционного Суда Российской Федерации
                                                                           М.В.БАГЛАЙ
                                                   Заместитель председателя
                                                               Конституционного Суда Российской Федерации
                                                                           В.Г.СТРЕКОЗОВ

Таким образом, исходя из всего предоставленного материала, хочется дать несколько советов.

Если ваша трехмесячная выручка меньше 1 миллиона рублей, но вы торгуете только подакцизными товарами, то получить освобождение от НДС нельзя. Напомним, что список товаров, облагаемых акцизами, приведен в статье 181 НК РФ. В частности, к ним относятся:

– алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

– пиво;

–     табачная продукция;

–     автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.

Если вы торговали облагаемыми акцизами, а также не подакцизными товарами, то вы можете не облагать ее НДС. Но для этого вы обязаны организовать у себя раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров. Так решил КС РФ.

Главное условие для получения освобождения – общая выручка от продажи подакцизных и неподакцизных товаров за три последовательных месяца не должна быть больше 1 миллиона рублей без НДС и налога с продаж.

Внимание! Считать эту выручку можно по-разному. Можно взять три последних календарных месяца, а можно посчитать выручку за последний квартал. Так посчитал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 2 декабря 2002 года № Ф04/4354-982/А46-2002).

Таким образом, для получения освобождения от НДС для расчета выручки три последовательных месяца можно определять двумя способами:

– январь + февраль + март (I квартал), апрель + май + июнь (II квартал) и т. д.;

– январь + февраль + март, февраль + март + апрель, март + апрель + май и т. д.

Кроме того, для получения освобождения в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы хотите получить освобождение, нужно представить:

– письменное уведомление, форма которого утверждена приказом МНС РФ от 4 июля 2002 года № БГ-3-03/342;

– выписку из бухгалтерского баланса (представляют предприятия);

– выписку из книги продаж;

– выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют предприниматели);

– копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Освобождение от НДС предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев. Для его продления по окончании этого периода принесите в налоговую инспекцию те же документы, что и при получении льготы. Сделать это нужно до 20-го числа месяца, следующего за месяцем окончания периода освобождения. Если вы не хотите продлять освобождение, то вместо заявления о продлении льготы принесите в налоговый орган уведомление об отказе от нее.

Начать дискуссию