Налоги, взносы, пошлины

«Спорные» расходы на ремонт

Расходы на ремонт офиса — как собственного, так и арендованного — можно учесть при налогообложении прибыли. Однако в некоторых случаях вероятно появление налоговых рисков.

Экспертиза статьи: Светлана Мягкова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Расходы на ремонт офиса — как собственного, так и арендованного — можно учесть при налогообложении прибыли. Однако в некоторых случаях вероятно появление налоговых рисков. Рассмотрим их подробнее в журнале «Актуальная бухгалтерия»

Расходы на ремонт основных средств учитываются при исчислении налога на прибыль. Такое право компаниям предоставляет статья 260 Налогового кодекса. При этом не важно, какое имущество ремонтируется: собственное или арендованное.

Стоимость ремонтных работ учитывается в качестве прочих расходов и признается для целей налогообложения в периоде их осуществления в размере фактических затрат (если компания не создает резервов под эти расходы).

Однако для учета расходов на ремонт арендованного имущества Налоговым кодексом установлено специальное требование: компания может учесть их, только если по условиям договора аренды они не возмещаются арендодателем (1). О налоговом учете расходов на ремонт собственного имущества мы уже писали в «Актуальной бухгалтерии».

Но даже при соблюдении этого условия у компании-арендатора могут возникнуть проблемы с учетом расходов на ремонт. Например, если ремонтные работы проводились в офисе, который был арендован у физического лица.

Если офис арендован у физлица

В данном случае проблема с учетом расходов возникает из-за формулировки, указанной в пункте 2 статьи 260 Налогового кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 260

1. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизиру­емых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. <...>

То есть исходя из данной нормы компания-арендатор может учесть в качестве расходов только стоимость ремонта «амортизируемых основных средств».

До недавнего времени в Минфине России были против учета для целей налогообложения расходов на ремонт имущества, арендованного у физических лиц. К ним, кстати, относятся и индивидуальные предприниматели. В своих разъяснениях специалисты финансового ведомства придерживались мнения, что эти основные средства не относятся к «амортизируемым», а значит, расходы по их ремонту не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль (2).

Те же выводы можно найти и в письмах налоговиков (3), и в некоторых судебных решениях. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа (4) при принятии решения судьи исходили из определения амортизируемого имущества, которое содержится в статье 256 Налогового кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 256

Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.<...>

Правда, в данном случае суд подчеркнул, что при налогообложении нельзя учесть лишь расходы на ремонт имущества, арендованного у физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Но сейчас есть все основания полагать, что ситуация изменилась в лучшую сторону.

В декабре 2010 года вышло письмо Минфина России (5), в котором говорится, что расходы на ремонт помещения, арендованного у любого физического лица, учитываются при налогообложении. При этом финансисты подчеркнули: несмотря на то, что ремонтируется «неамортизируемое» основное средство, расходы на его ремонт арендатор все-таки имеет право учесть, но уже как «прочие расходы, связанные с производством и реализацией» на основании положений статьи 264 Налогового кодекса. Естественно, если по условиям договора аренды они не подлежат возмещению.

Кроме того, наконец-то появилась и положительная для компаний судебная практика. В конце прошлого года ФАС Уральского округа вынес решение (6), в котором сделан вывод, что расходы на ремонт основных средств, арендованных у предпринимателя, учесть можно.
Судьи обратили внимание, что арендованное имущество (в данном случае установка по производству битума) компанией использовалось непосредственно в производственной деятельности. Кроме того, исходя из положений статьи 256 Налогового кодекса установка по производству битума соответствует требованиям для признания ее «амортизируемым имуществом».

Правда, в другом своем постановлении (7) по аналогичному вопросу, которое тоже увидело свет в конце декабря 2010 года, этот же арбитражный суд отказал фирме-арендатору в учете расходов на ремонт. Но лишь на том основании, что вопрос о возмещении этих расходов не был решен с арендодателем.

Обратите внимание: если в качестве офиса компания решит арендовать жилое помещение (например, квартиру), то у нее, скорее всего, возникнут проблемы при учете расходов. Причем это касается не только расходов на ремонт, но и стоимости самой аренды (8).
Ведь исходя из требований действующего законодательства (9) жилое помещение предназначено для проживания граждан, а его использование в качестве офиса компании допускается только после перевода этого помещения в нежилое.

«Предварительный» ремонт

Если же компания на основании предварительного договора, допустим, проводит отделочные или строительные работы в помещении, которое затем планирует приобрести, то эти расходы «ремонтными» не считаются и учесть их в налоговом учете нельзя (10).

Письмо Минфина России от 25 января 2011 г. № 03-03-06/1/23

Предварительный договор не является основанием для передачи в собственность налогоплательщика помещения, а предусматривает обязанность одной из сторон заключить основной договор в случае предъявления такого требования другой стороной. В связи с этим возможность учета расходов, связанных с подготовкой такого помещения к эксплуатации, по мнению Департамента, обусловлена заключением основного договора и приобретением указанного имущества.
Указанные расходы подлежат включению в первоначальную стоимость объекта амортизируемого имущества, определяемую на дату ввода указанного имущества в эксплуатацию, в порядке, установленном НК РФ.

Ведь предварительный договор не является основанием для передачи помещения в собственность, а лишь предусматривает обязанность одной из сторон заключить основной договор в случае предъявления такого требования другой стороной.
По мнению финансистов, ремонтные расходы, связанные с подготов­кой такого помещения к эксплуатации, следует включать в первоначаль­ную стоимость этого объекта амортизируемого имущества, которая определяется на дату ввода его в эксплуатацию.

Сноски:
*1) ... - п. 2 ст. 260 НК РФ
*2) ... -      письма Минфина России от 12.08.2008 № 03-03-06/1/462, от 16.04.2007 № 03-03-06/1/240
*3) ... -   письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 18-11/3/11896, МНС России от 06.07.2004 № 04-3-01/398
*4) ... - пост. ФАС ЗСО от 12.03.2007 № Ф04-483/2007(31447-А67-40) по делу № А67-1230/05
*5) ... - письмо Минфина России от 13.12.2010 № 03-03-06/1/773
*6) ... - пост. ФАС УО от 28.12.2010 № Ф09-10981/10-С3 по делу № А07-19961/2009
*7) ... - пост. ФАС УО от 20.12.2010 № Ф09-10650/10-С3 по делу № А60-11747/2010-С8
*8) ... - письма Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/240, от 14.02.2008 № 03-03-06/1/93,
УФНС России по г. Москве от 22.09.2008 № 20-12/089130
*9) ... - п. 3 ст. 288 ГК РФ; п. 1 ст. 17 ЖК РФ
*10) ... - письмо Минфина России от 25.01.2011 № 03-03-06/1/23

Мнение:

Анастасия Жигина, старший юрист компании «Пепеляев Групп»

Расходы на аренду помещений, используемых для основной деятельности компаний, так же, как и расходы на их текущий ремонт, принимаются в целях налогообложения прибыли по факту их возникновения независимо от статуса договора аренды при условии соответствия требованиям статьи 252 Налогового кодекса об экономической обоснованности и документальной подтвержденности затрат.

В то же время суммы арендной платы за жилые помещения, используемые под офис, могут быть не признаны налоговыми органами в целях налогообложения прибыли.

Дело в том, что использование жилых помещений для целей, не связанных с проживанием граждан, противоречит нормам Гражданского и Жилищного кодексов. Договор аренды жилого поме­щения под офис является ничтожной сделкой (п. 28 пост. Пленумов ВС РФ № 6, ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).

Несмотря на то что судебная практика, как правило, признает право налогоплательщиков принять расходы на аренду жилых помещений под офис в уменьшение базы по налогу на прибыль, мы полагаем, что налоговый риск остается существенным в связи с наличием опасности признания сделки ничтожной.

Начать дискуссию

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
25

Интересные материалы

Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4