Данил ПОПОВ
В прошлом месяце московские бухгалтеры сдали в налоговые инспекции комплекты годовой отчетности. Пока счетный работник испытывает эйфорию по поводу окончания отчетной поры, в кабинетах московских инспекторов кипит напряженная деятельность.
Отчет проверкой красен
Часто в организациях можно наблюдать такую ситуацию. Руководитель утвердил отчет, а бухгалтер сдал его в инспекцию. Однако многих документов, на основе которых был составлен баланс, на фирме нет и в помине.
Как правило, в данном случае руководитель и главбух убеждены, что с бумагами все должно быть в порядке только к моменту налоговой проверки. А она у многих бухгалтеров ассоциируется с инспектором, стучащим в дверь офиса. Ведь когда контролеры все-таки нагрянут, недостающие документы можно будет легко изготовить или распечатать. Это не лучшая тактика. Ведь кроме выездных проверок существуют и камеральные.
«Камералка» заключается в контроле бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций непосредственно в инспекции, без визита проверяющих на фирму. В ее ходе контролеры могут провести и встречную проверку документов контрагентов организации.
В последнее время «камералкам» налоговые работники отводят приоритет. По их мнению, выездные мероприятия трудоемки и требуют много времени. Вместе с тем их результаты очень скромные – ведь бухгалтеры обычно узнают о предстоящем визите инспекторов задолго до того, как они появятся на пороге. Кроме того, камеральные проверки позволяют снизить коррупцию среди проверяющих. Ведь куда сложнее «материально помочь» контролеру в кабинете, чем в приватной обстановке собственного офиса.
Камеральной процедуре в Налоговом кодексе отведена единственная статья – 88. Естественно, правила таких проверок изложены там лишь в самых общих чертах. Поэтому налоговые работники руководствуются Регламентом проведения камеральных проверок. Он утвержден приказом МНС от 21 августа 2003 г. № БГ-4-06/24дсп. Заметим, этот документ не предназначен для посторонних глаз – он исключительно для служебного использования инспекторами.
Для того чтобы начать «камералку», проверяющим не нужно получать разрешение. Поэтому отчетность они начинают проверять еще в приемном окне инспекции. Например, смотрят, не использует ли фирма устаревшие бланки, сверяют подписи, ИНН, наименование организации, период, за который поданы документы.
Статья 88 Налогового кодекса отводит контролерам три месяца, чтобы изучить полученные от фирм и предпринимателей отчеты. В случае если обнаружены ошибки, на фирму придет решение о штрафах. Если компания откажется их платить, инспекторы подадут иск в суд. Для этого у них есть полгода с момента получения отчетности.
Что в балансе тебе моем...
Когда отчеты попадут в руки контролеров, они начнут их изучать. Первое, на что они смотрят, – соответствуют ли полученные доходы расходам. Для этого инспекторы могут прибегнуть к внешним источникам – например, опросить фирмы, поставляющие электроэнергию и другие ресурсы. Это позволит проверяющим прикинуть примерную себестоимость производства. Инспекторы могут запросить и данные с таможни или из милиции.
Однако технологии, по которой должна быть проверена обоснованность затрат, пока не существует. Поэтому очень часто контролеры занимаются изобретательством: «После “камералки” по НДС из налоговой пришло письмо, – рассказывает Елена Краснова, главный бухгалтер ООО “Истсайд-95”. – В нем инспекторы сообщили, что рассчитали рентабельность нашей деятельности по отчету о прибылях и убытках. По их мнению, она составляет 0,5 процента. В результате камеральной проверки налоговая решила, что мы работаем без экономической выгоды, поэтому наша деятельность не соответствует понятию предпринимательской, которое дано в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса. На этом основании они отказали нам в возмещении НДС. По мнению инспекторов, мы недобросовестная фирма. Каким образом им удалось посчитать рентабельность по данным только за один налоговый период, для меня загадка. Ведь это противоречит всем экономическим принципам. Поэтому мы намерены идти в суд».
Аналитическая деятельность налоговых работников не ограничена только расчетом экономических показателей. Они контролируют арифметику и взаимоувязку различных отчетных форм. В этом им также помогают «дээспэшные» документы. Например, декларации по ЕСН и пенсионным взносам проверяют по приказу МНС от 9 сентября 2003 г. № АС-4-05/ 27дсп, а ПБУ 18 – по приложению к письму МНС России от 21 июня 2004 г. № 26-08/6083дсп.
Пристального внимания налоговых работников удостаиваются отчеты далеко не каждой фирмы. «Два года назад я работал в Твери, – рассказывает Сергей Герасимов, главный бухгалтер московской организации. – Как-то сдал неправильную декларацию по НДС. Сам заметил ошибку, но не торопился исправлять. Всего через неделю, после того как неправильный отчет был принят, инспектор позвонил мне и вызвал на ковер. В Москве ситуация иная. В прошлом году я отправил декларацию по прибыли с ошибкой. И хотя там был указан мой телефон, от инспекторов не было ни слуху ни духу. Пришлось по своей инициативе прийти и исправить декларацию. Оказалось, в инспекции даже не подозревали, что она с ошибками, так как еще не успели ее обработать».
В столичном мегаполисе налоговым работникам не так-то просто забить в базу отчеты каждой фирмы. Ведь организаций очень много. Их внимание при выборе кандидатов для «камералок» привлекают компании, которые выделяются на общем фоне. Поэтому неплохо, если в декларации указано пусть 100 рублей, но к уплате в бюджет. Если замечены сильные колебания в суммах налогов – в одном отчетном периоде, например, миллион, в другом – всего пять тысяч, или фирма постоянно имеет убыток, ее обязательно поставят в очередь для камеральной проверки. В случае если организация заявила какие-либо льготы, у нее постоянно отсутствует выручка при крупных расходах или есть недоимка по налогам, контролеры неизбежно проявят к ней интерес.
Предъявите документы
Если инспекторов заинтересовали экономические показатели или взаимосвязь контрольных показателей в отчетности фирмы, велика вероятность углубленной камеральной проверки. Она не обойдется без дополнительных документов и сведений. Какие именно это бумаги, ни в Регламенте, ни тем более в Налоговом кодексе не написано. Поэтому часто инспекторы требуют у фирмы, например, копии всех первичных документов за какой-либо период. «Вчера получил “письмо счастья” из ИФНС, – говорит Виталий Морозов, главный бухгалтер ЗАО “Фивинг”. – Инспекторы на основании статей 31, 87 и 93 Налогового кодекса потребовали в пятидневный срок представить все первичные документы. Для того чтобы только сделать их копии, персоналу нашей фирмы потребуется очень много времени. Придется израсходовать не один картридж для ксерокса и множество пачек бумаги! А чтобы потом доставить это “сокровище” в инспекцию, нужно будет заказать грузовик».
Правомерны ли подобные требования инспекторов? В законодательстве однозначного ответа на этот вопрос нет. Пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса говорит, что налоговые работники могут получить от фирмы нужные документы. За непредставление каждого из них статья 126 Налогового кодекса предусматривает ответственность – 50 рублей. Проблема в том, что в статье 93 законодатель не указал, какая проверка имеется в виду – камеральная или выездная, и что за документы и в каком объеме могут требовать инспекторы.
Поскольку контролеры зачастую просят огромное количество заведомо лишних бумаг, фирмы подают на них в суд. В результате многочисленных разбирательств стало ясно, что при «камералке» бухгалтер не должен приносить в инспекцию документы, которые не имеют прямого отношения к расчету налога за проверяемый период.
Более того, если в требовании инспекторы не указали количество нужных им бумаг, рассчитать штраф они не смогут. На этом настояли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 27 мая 2004 г. № КА-А41/4199-04.
Придется проверяющим указать и реквизиты запрашиваемых бумаг. А именно – их точное наименование, дату составления и номер (постановление ФАС Московского округа от 14 сентября 2004 г. № КА-А40/8105-04).
Запросить документы контролеры имеют право только в течение трех месяцев после того, как фирма подала декларацию (ст. 88 НК).
Статья 87 Налогового кодекса говорит о том, что инспекторы могут проверять деятельность фирмы за три года. Причем эта норма имеет отношение к выездным проверкам. Камеральные мероприятия существуют для контроля данных конкретных деклараций. Иногда налоговый работник может запросить и «первичку» за прошлый год. Такое требование будет обоснованным, только если прошлогодние бумаги фирма учла при расчете налога в проверяемом периоде.
Чтобы выяснить, почему инспекторы требуют у организаций и предпринимателей огромное количество документов, мы побеседовали с главным инспектором одной из московских налоговых.
– Не считаете, что требование первичных документов превращает камеральную проверку в подобие выездной?
– Возможно. Но налогоплательщиков сейчас стало очень много. Для сравнения: в начале 90-х годов их количество было небольшим, мы отлично знали кто чем занимался. Теперь их десятки тысяч, и мы физически не можем проверять каждую фирму в офисе.
– То есть единственная причина – большая загруженность инспекторов?
– Я бы так не сказала. Не забывайте, выездная проверка ограничена по сроку. А именно – тремя годами. Поэтому неохваченные периоды пропадают. Некоторые компании мы не посещали уже около пяти лет! Поэтому и вынуждены проводить камеральные проверки в объеме выездных. Для этого мы требуем все документы. Нельзя же закрывать глаза на нарушения!
– Кого тогда проверяют на выезде?
– Решение о выездной проверке мы принимаем в каждом конкретном случае. И «камералки» нам в этом очень помогают. Например, выездник обязательно зайдет к «камеральщику» и поднимет все документы, которые когда-либо были запрошены у фирмы. Так инспектор сэкономит массу времени – на объекте ему не придется изучать эти документы. На их основе он сможет еще у нас в инспекции принять предварительное решение.
Мнение
Артем Беликов, налоговый юрист московской компании «Правовой Щит»: «Если по каким-то причинам вы решили не представлять инспекторам все запрошенные документы, не отказывайте им письменно. Такую бумагу они смогут использовать в своих целях. Например, в суде. Или она послужит для них “красным флагом”, и контролеры просто проведут выемку документов на основании пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса. Самая верная тактика – вступить с ними в затяжную переписку. В ее ходе можно уточнять, например, какие именно документы нужны, что за информацию они должны содержать. Скорее всего в этом случае окажется, что инспекторам вовсе не требуется так много бумаг.
Замечу, не нужно отдавать в инспекцию оригиналы документов. Если проверяющие затребовали “первичку”, речь идет о копиях. Они должны быть заверены “должным образом” – в данном случае подписью руководителя и печатью. Так написано в пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса. Ведь если вы отдадите оригинал, есть вероятность, что назад его получите не скоро или совсем не получите. Тогда, например, при выездной проверке фирму оштрафуют по статье 126 – за отсутствие “первички”.
Бывает, инспекторы вызывают бухгалтера для пояснений. Такое право им дает подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. О том, что его хотят видеть в инспекции, счетный работник обычно узнает по телефону или через письменное уведомление. Если вы не явитесь, ответственности не будет. Ведь законом она не установлена».
Начать дискуссию