О.Буйских
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) в разд.IX "Региональные налоги и сборы" Налогового кодекса РФ введена новая гл.28 "Транспортный налог".
Глава 28 НК РФ вступает в силу с 1 января 2003 г.
Транспортный налог заменит часть доходов от уплаты налогов, взимаемых в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) и Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1).
Напомним, что Закон N 2003-1 предусматривает уплату физическими лицами налога на имущество в части транспортных средств, а Закон N 1759-1 - налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.
С 1 января 2003 г. из объекта обложения налогом на имущество физических лиц исключаются транспортные средства (ст.3 Закона N 110-ФЗ), а налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств отменяются (ст.9 Закона N 110-ФЗ).
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты, форму отчетности.
При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст.356 НК РФ).
Чтобы с 1 января 2003 г. транспортный налог вступил в силу на территории субъекта РФ, региональные власти должны принять и официально опубликовать соответствующий закон не позднее 30 ноября 2002 г. (п.1 ст.5 НК РФ).
Состав плательщиков транспортного налога гораздо шире состава плательщиков налога с владельцев транспортных средств.
Плательщиками транспортного налога признаются лица (физические лица и организации), на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ (п.2 ст.11, ст.357 НК РФ).
Объектами налогообложения признаются:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Отметим, что налог по транспортным средствам, купленным физическим лицом по доверенности до 30 июля 2002 г. (момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ), будет платить лицо, указанное в такой доверенности. Для этого прежний владелец обязан уведомить налоговую инспекцию по месту жительства о передаче транспортного средства по доверенности (ст.357 НК РФ). Если этого не будет сделано, прежний владелец транспортного средства должен заплатить налог.
Не являются объектом обложения транспортным налогом:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
- легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- специальные транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговые льготы по уплате транспортного налога в гл.28 НК РФ отсутствуют. Налоговые льготы и дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования будут устанавливать субъекты РФ самостоятельно (ст.356 НК РФ).
Для всех транспортных средств независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в виде валовой вместимости транспортного средства (в регистровых тоннах) или с единицы транспортного средства (для водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей) (п.1 ст.359 НК РФ) .
-------------------------------
<*> В других государствах налоговая база по транспортному налогу может определяться из иных критериев. Например, транспортный налог в Латвии рассчитывается исходя из полной массы транспортного средства.
В отличие от налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств (мощность двигателя и единица транспортного средства) налоговая база по транспортному налогу дополнена валовой вместимостью транспортного средства (в регистровых тоннах) (в отношении водных транспортных средств) (п.1 ст.359 НК РФ, п.1 ст.6 Закона N 1759-1, п.49 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды").
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.
Налоговый кодекс предоставляет субъектам РФ право изменять установленные ст.361 НК РФ ставки транспортного налога. Ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
В настоящее время увеличение (уменьшение) налоговых ставок по налогу с владельцев транспортных средств по сравнению со ставками, установленными Законом N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий граждан и организаций от уплаты данного налога осуществляется законами субъектов РФ (п.5 ст.6 Закона N 1759-1). Между тем Определениями Конституционного суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О и N 107-О установлено, что положение п.5 ст.6 Закона N 1759-1 о возможности установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом N 1759-1, является неконституционным и не подлежит применению. Уже уплаченную за 2002 г. сумму налога с владельцев транспортных средств сверх ставок, установленных Законом N 1759-1, можно вернуть.
Отметим, что налоговые ставки по транспортному налогу существенно выше действующих ставок налога с владельцев транспортных средств.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сравним на примере легковых автомобилей действующие налоговые ставки и сумму налога с владельцев транспортных средств с налоговыми ставками и суммой транспортного налога, которую придется заплатить владельцам указанных автомобилей после 1 января 2003 г. при условии сохранения субъектом размера ставки, предусмотренного гл.28 НК РФ:
Наименование
объекта налогообложения |
Налог
с владельцев транспортных средств |
Транспортный налог |
||
Налоговая ставка (руб. за л.с.) |
Сумма налога (руб.) |
Налоговая ставка (руб. за л.с.) |
Сумма налога (руб.) |
|
Автомобили
легковые с мощностью двигателя: |
||||
до
100 л.с. включительно, например: |
0,5 | 5 | ||
ВАЗ-2108 - 64 л.с. | 32 | 320 | ||
ВАЗ-21099 - 72 л.с. | 36 | 360 | ||
Daewoo Nexia - 75 л. с . | 37,5 | 375 | ||
свыше
100 до 150 л.с. включительно, например: |
1,3 | 7 | ||
Ford Focus - 131 л.с. | 170,3 | 917 | ||
Skoda Octavia - 150 л. с . | 195 | 1 050 | ||
свыше
150 до 200 л.с. включительно, например: |
1,3 | 10 | ||
Fiat Marea SX - 154 л.с. | 200,2 | 1 540 | ||
Honda Accord - 166 л. с . | 215,8 | 1 660 | ||
свыше
200 до 250 л.с. включительно, например: |
1,3 | 15 | ||
Honda S 2000 - 241 л.с. | 313,3 | 3 615 | ||
Ford Expedition - 245 л. с. | 318,5 | 3 675 | ||
свыше 250 л.с. | 1,3 | 30 | ||
Audi A8 - 360 л. с . |
468 |
10 800 | ||
BMW Z8 - 400 л. с . | 520 | 12 000 |
С учетом того, что субъекты РФ вправе увеличивать ставки транспортного налога в пять раз, владельцу, например, BMW Z8 может "грозить" сумма транспортного налога в размере 60 000 руб. (примерно 1900 долл. США)
Важным моментом является законодательное определение места уплаты транспортного налога. Уплата транспортного налога производится в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства, в то время как уплата налога с владельцев транспортных средств производится налогоплательщиками в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п.1 ст.363 НК РФ).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (например, ГИБДД), и соответствующее налоговое уведомление вручается налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода (п.1 ст.362, ст.363 НК РФ). Таким образом, физическим лицам не нужно самостоятельно исчислять сумму налога. Нужно дождаться соответствующего уведомления налоговых органов.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно и представляют в налоговый орган налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ.
Отметим, что форма и срок сдачи организациями налоговой декларации по транспортному налогу должны устанавливаться субъектами РФ самостоятельно (ст.356 НК РФ).
Начать дискуссию