В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии же с регламентом набора учеников первых классов, например, средней школы № 5 города Энска Республики Мордовия приоритетным правом на зачисление в учебное заведение имеют дети, способные писать, читать и имеющие особые достижения в области искусства, физкультуры и спорта. При этом, как все хорошо понимают, наибольшей юридической силой в данном случае обладают именно правила, сгенерированные фантазией местных чиновников.
Указанное противоречие типично и на сегодняшний день наблюдается повсеместно. Длинные очереди, ранее характерные только для дошкольных заведений, теперь распространились и на школы. Причем число отказов в зачислении ребенка в первый класс увеличивается с каждым годом. Причины таких отказов могут быть самыми разнообразными – от банального отсутствия свободных мест в школе вплоть до несоответствия уровня интеллектуального развития ребенка внутриорганизационным стандартам учебного заведения. В конечном же счете все сводится к той сумме денег, которую родители готовы отдать за обучение своего чада.
Буквально на днях плачевную ситуацию с набором первоклассников постаралась исправить столичная прокуратура, оспорившая в суде порядок приема детей в первые классы московских школ. Напомним, согласно общегородским правилам, преимущественным правом на зачисление в первый класс школы пользуются дети, проживающие от нее в непосредственной близости, а также дети, чьи братья и сестры уже учатся в данной школе. Указанная практика правового регулирования, разбавляемая и усугубляемая всевозможными инициативами с мест, привела к тому, что в первых числах апреля тысячи семей так и не смогли определить своих детей в первый класс.
Мосгорсуд признал подобную практику незаконной и призвал законодателей скорректировать столичное законодательство в этой части. В свою очередь депутаты, директора школ, общественники и Роспотребнадзор раскритиковали решение суда и заявили о намерениях его обжаловать от Москвы и до самых до окраин.Действительно, постановление московского суда имеет номинальный характер и ничего в сложившейся практике школьного отбора изменить не сможет.
Данное решение, конечно же, будет оспорено. Спор может длиться несколько месяцев. За это время тысячи детей лишатся законно полагающихся мест в школах, а чиновники в очередной раз разработают подобную программу и так до бесконечности.
Следствием всей этой неразберихи является регресс системы общеобразовательных учреждений в стране. Собственно, ни о какой системе сейчас не может быть и речи. Школы, гимназии, лицеи, младшие семинарии и интернаты – только первоначальная степень расслоения образовательной системы. Дальше все будет куда круче и элитарнее. Предположительно градус элитарности и престижа средних школ с ростом числа регалий их руководства также будет только расти.
Сейчас престижные учебные заведения имеются практически повсюду. Даже в самом дремучем захолустье можно встретить пару-тройку каких-нибудь благородных яслей и VIP-ПТУ. А как иначе? Человек в РФ должен с молодых ногтей быть в курсе того, к какому экономическому классу он принадлежит, и знать свое место в этой жизни.
Это притом, что особый статус привилегированных школ объясняется исключительно привилегированным положением руководства этих самых школ. Степень же крутости конкретного учебного заведения определяется тем, сколько коллег его руководитель за свою карьеру успел съесть, сдать, подсидеть и застучать. Естественно, никакого сверхобразования здесь не дают. Более того, контроль знаний и негативные отметки также не практикуются, поскольку троечники и престижная школа – две категории несовместимые.
Конечно, выбор есть всегда. Наряду с престижными школами существуют и школы попроще. Школы для плебса, в которых, как известно, просиживает штаны за партами всякий сброд, чьи родители либо алкаши, либо неудачники. Все бы, конечно, ничего, но и эти школы, открытые как бы для всех, также не способны удовлетворить спрос на бесплатные образовательные услуги. Просто в силу банального недофинансирования. А все почему? Правильно. Все потому, что по причине акробатических языковых талантов “заслуженных - почетных” и комсомольского прошлого отечественных бюрократов, все деньги уходят в самые престижные и продвинутые заведения.
Другой причиной дефицита общедоступных учебных заведений является деятельность так называемых частных школ. Если кто не в теме, частные школы в России представляют собой не просто бомбу замедленного действия под фундамент бесплатного общего образования, но и несут в себе угрозу и для образования как такового. К примеру, отфутболить за определенное вознаграждение по договоренности с частным учебным заведением несколько сотен ребятишек – одно дело, а вот перекроить негласные правила приема в техникумы и ВУЗы – это, поистине, дорогого стоит. И если завтра ВУЗы вывесят списки благонадежных школ-партнеров, то с бесплатным школьным образованием в стране будет покончено всерьез и надолго.
Комментарии
5Длинные очереди, ранее характерные только для дошкольных заведений, теперь распространились и на школы. Причем число отказов в зачислении ребенка в первый класс увеличивается с каждым годом. Причины таких отказов могут быть самыми разнообразными – от банального отсутствия свободных мест в школе вплоть до несоответствия уровня интеллектуального развития ребенка внутриорганизационным стандартам учебного заведения. В конечном же счете все сводится к той сумме денег, которую родители готовы отдать за обучение своего чада.
ППКС. Истинная правда.
Удивляюсь, почему в стране умалчивается вопрос о том, ребенка невозможно устроить в школу!!! Почему родители должны находиться на грани нервного срыва в период устройства ребенка в школу
В моем случае, например, даже "аттракцион" по устройству ребенка в детский сад был куда проще, нежели поиск готовой приютить нас школы.
Аноним, мало того, что ребенка в школу трудно устроить, но если возникнет ситуация перевода из одной школы в другую - инфарк можно получить: программы обучения разные, требования другие, дети плачут от непосильной программы. А переводить в соц.центр с более простой программой - так там родителям нужно не работать, а нанимать репетиторов, самим заниматься с ребенком. Короче, скоро будем своих детей учить сами вспоминая свои школьные годы.
Ажиотаж в Москве возник только в этом году, раньше проблемы были только в школах с повышенними требованиями - лицеях, гимназиях, спецшколах.
Просто в связи с этим судебным решением, Департамент образования Москвы дал распоряжения в школы - брать всех. В результате часть родителей решила перестраховаться от страха, что их ребенок не попадет в соседнюю районнуй школу, стали создавать списки и очереди. Возник ажиотаж и очереди на несколько дней.
Раньше все было понятно - были районные школа и спецшколы (которые к району не относились). В спецшколах были разные схемы приема - собеседования, курсы. В обычные школы можно было не особо волноваться (особенно если документы вовремя полавать, а не в августе), причем не в 1 школу, а в любую школу района. Потом кому-то понадобилось все реформировать. Как и в большинстве вопросов настоящего времени, возник бардак.