Наше правительство продолжает едва ли не каждый месяц рапортовать о повышении пенсий. И успехи, как заявил Путин в последнем докладе парламенту, действительно есть. Действительно, среднестатистическую пенсию в 8500 рублей легко можно представить себе в виде 40% от среднемесячного российского заработка, а значит, минимальный уровень коэффициента замещения, рекомендованный Международной организацией труда, вроде бы уже достигнут. Но население продолжает стареть, дефицит Пенсионного фонда увеличивается, да и среди самих пенсионеров довольных по-прежнему мало. Что же делать?
Деньги в тумбочке скоро кончатся
«Повышение пенсий обеспечено не за счет внутренних ресурсов пенсионной системы, - говорит президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. – Она по-прежнему остается разбалансированной, а рост пенсий достигается за счет внешних вливаний из бюджета». Значимость же негосударственного пенсионного страхования оценить пока что просто невозможно. Нас хоть и убеждали в его достоинствах, но вот незадача: общее количество клиентов НПФ дошло до 11 миллионов, в 2012 году настает пора первых пенсионных выплат, а закона, который бы их регламентировал, по-прежнему нет.
Власть понимает, что перекачивать до бесконечности нефтяные доходы на покрытие дефицита Пенсионного фонда не получится. С конца 2009 года Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте РФ занимался тем, что разрабатывал схему изменений и согласовывал ее с «социальными партнерами». На днях результаты этой работы были, наконец, обнародованы.
Кому работать, а кому лечиться
«Пенсии хоть и повысили, но в итоге сложился уравнительный подход: всем выдать не меньше регионального прожиточного уровня, - замечает Михаил Дмитриев. - Отсутствие дифференциации само по себе лишает людей стимула к полной уплате страховых взносов, а сегодня, когда они повышены – и подавно».
Костяк действующей пенсионной системы был заложен еще в 19 веке при Бисмарке, но с тех пор очень многое изменилось. Невооруженным глазом видно, что пенсионеры весьма четко делятся на три группы. В докладе совета они называются «младшими», «средними» и «старшими», и это деление предложено положить в основу реформы. Целей две – с одной стороны, сократить суммарный объем затрат на пенсионное обеспечение, с другой – дать людям то, в чем они действительно нуждаются.
«Молодыми» названы пенсионеры в возрасте от 55 до 63 лет. «Они, как правило, сохраняют полную или почти полную трудоспособность, - говорит Дмитриев, - и чаще всего не торопятся бросать свою прежнюю работу с наступлением соответствующего возраста». В этом месте кроется первый источник экономии. В докладе вводится термин "рекомендуемый пенсионный возраст». «Молодым» будет предложено добровольно отложить срок начала получения трудовой пенсии до 63 лет – и только тогда государство сохранит за собой обязательство обеспечивать их размер на уровне 40-60% от среднего заработка. Тем, кто ждать не согласен, придется смириться с тем, что пенсия будет гораздо меньше. Если же массовой популярности такая мера не найдет, государству ничего не останется, как принудительно повысить возраст выхода на пенсию.
В 63 года наступает так называемый «средний» период: потребностей немало, а сил для работы не так много. Пора, наконец, начинать пользоваться плодами. На этом этапе, по замыслу авторов доклада, пенсионер может «максимизировать» свой уровень потребления, если согласится, что выплачивать средства, накопленные в специальной части его лицевого счета, ему будут не дольше 10 лет. При добровольном отказе от пожизненной выплаты остатки пенсионных накоплений можно будет передавать по наследству, отмечается в докладе.
Что касается представителей старшей возрастной категории (от 73 лет и выше), то ее потребности лежат в основном в области здравоохранения. «Даже если очень пожилые люди располагают доходом, сравнимым с доходом работающих, их уровень экономической безопасности несопоставим, - говорит Михаил Дмитриев. – Часто старикам может требоваться очень дорогое лечение, затраты на которое не покроет никакая пенсия». В отношении старшей группы предложено не скупиться на медико-социальную помощь - вне рамок пенсионной системы, предположительно в рамках ОМС или социального страхования. Предполагаемый лимит компенсаций на лекарства – 100 тысяч рублей в год.
Слишком много досрочников
Второй источник экономии члены совета видят в реформировании системы досрочных пенсий. Сейчас, по статистике, доля получателей досрочных пенсий превышает 30% всех получателей пенсии по старости. При этом более 70% «досрочных пенсионеров», не достигших общеустановленного возраста, продолжают работать, причем порой на своих прежних рабочих местах. Например, среди пенсионеров-угольщиков таких более 60%.
Предложено перевести формирование досрочных пенсий на накопительные принципы - за счет дополнительных взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Если оснований для выплаты досрочной пенсии несколько, то должно выбирается одно из них. Досрочная пенсия выплачивается только до достижения общеустановленного пенсионного возраста, после чего пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях. Размер стажа, необходимого для получения досрочной пенсии, предлагается увеличить на 5 лет для всех категорий – и для работников с вредными и тяжелыми условиями труда, и для жителей Крайнего Севера, и для граждан разных профессий, получивших такое право за выслугу лет. Новый порядок должен действовать только для вновь принимаемых работников, оговариваются авторы доклада.
НПФ – это серьезно
Пора внести коррективы и в деятельность негосударственных пенсионных фондов, говорится в докладе. Прежде всего, урегулировать, наконец, законодательно порядок выплаты накопительной части пенсии и право ее наследования. Предложено ввести три основных формы выплат (по желанию застрахованного): постепенное списание вплоть до исчерпания счета, пожизненная пенсия или же единовременные выплаты (при определенных условиях).
Нужно также ввести механизмы государственной компенсации в случае потерь накоплений в НПФ под влиянием рыночного риска, подчеркивается в докладе.
Совет при президенте предлагает поднять предельный размер заработной платы, при котором начисляются пенсионные взносы, до 720 000 рублей в год. Эта мера, говорится в докладе, позволит уменьшить суммарную ставку взносов с 26% до 22%. Оставшийся дефицит страховой части предлагается покрывать за счет средства Фонда национального благосостояния (закрепив за ним только это направление расходования), «ресурсных доходов» и доходов от приватизации. В этом случае обещано, что компенсации пенсионной системе из федерального бюджета не превысят 2,5% ВВП в год. Для сравнения, в 2011 году этот показатель составляет 2,7%.
Комментарии
2Слишком много досрочников
А сами законодатели не хотят поработать во вредных условиях. Бестыжие люди. Кто нами управляет: хапуги, дальше своего носа ничего не видят. Президент удивился состоянием дворов и домов! Прям инопланетянин!
Аноним,ага это вам повезло еще, моей матери тоолько недавно такую пенсию платить стали. А до этого 6500 было, при этом где-то 1500 надо было отдать за квартиру. А на оставшиеся 5000 кушать, одеваться, на транспорте ездить общественном (где льгот по проезду нет), покупать лекарства и прочее. И это она больше 20 лет отработала на слюдяной фабрике, где производство вредное, да и работала чтобы нас двоих с сестрой кормить и одевать без мужа с утра до ночи, а если нужно то и в выходные! Хорошо мы теперь взрослые и можем ей помочь, хотя сестра сама в поселке живет, там много не заработаешь. Инфляция бешеная - какие там цифры по телевидению говорят? У нас ценники чуть не каждый месяц меняются, а то и несколько раз за месяц. И дорожает все не на 1,2 5 процентов, а сразу на 10, 15, 20, а то и больше. Зато наши местные чинуши отчитываются мы пенсию подняли, ага подняли в среднем рублей на 200, противно слушать.