Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
В ходе анализа Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту: Закон № 212-ФЗ) складывается впечатление, что положения о проведении выездных проверок плательщиков страховых взносов как-будто бы полностью скопированы из главы НК РФ «Налоговый контроль», посвященной в основном проведению камеральных и выездных налоговых проверок (совпадает практически всё, вплоть до сроков предоставления и рассмотрения возражений проверяемого лица на акт проверки).
Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда России в мае 2010г. также не блещут оригинальностью и в основном дублируют положения Закона № 212-ФЗ и вышеупомянутой главы НК РФ.
В начале февраля этого года многие СМИ сообщили о том, что Правление Пенсионного фонда РФ утвердило новые (уже не временные) методические рекомендации по проверке плательщиков страховых взносов. В том числе, подобная информация была размещена и на сайте Пенсионного фонда России.
Публикация методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов должна была состояться в середине февраля.
Но по каким-то причинам новые методические рекомендации так и не были опубликованы. Возможно, в последний момент они превратились в документ для служебного пользования.
Тем не менее, информация, размещённая на сайте Пенсионного фонда России, позволяет составить общее впечатление о данном документе.
Методические рекомендации содержат критерии, соответствие которым – повод для выездной проверки. Например, в план проверок попадут те, кто задержал на полгода предоставление сведений о персонифицированном учете либо в течение полугода не предоставлял отчетность по страховым взносам или не давал разъяснений о выявленных расхождениях между начисленными и уплаченными взносами. Поводом для проверки могут стать предстоящая ликвидация или реорганизация плательщика страховых взносов или поступление информации от правоохранительных органов. Также в план проверок рискуют попасть плательщики страховых взносов, у которых зарплата работников ниже минимального размера оплаты труда или среднеотраслевого уровня в регионе.
В зону особого внимания попадут плательщики, применяющие пониженные ставки тарифов, а также плательщики, относящиеся к отраслям с наибольшими масштабами уклонения от уплаты страховых взносов: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью.
Повышенное внимание в ходе выездной проверки будет уделяться ревизии данных о стаже и заработке сотрудников. Если персонал проверяемого лица составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверке должны подвергнуться не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников плательщика страховых взносов (руководители, специалисты, рабочие).
Проверяющие будут исследовать приказы о приеме, переводе и увольнении работников, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки.
Отдельного внимания заслуживает раздел методических рекомендаций, посвященный начислению страховых взносов расчетным путем на основании данных об аналогичных плательщиках.
Так как доказать выплаты в конвертах почти невозможно, инспекторам в такой ситуации рекомендуется доказывать, что плательщик не вел учет, и на этом основании рассчитывать фонд оплаты труда расчетным путем.
Соответственно, решения контролирующих органов, основанные на применении расчетного пути, будут составлять существенную часть от общего объема решений, вынесенных по результатам проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Возможность применения расчетного пути при определении сумм страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды, предусмотрена Законом № 212-ФЗ.
Так, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право определять суммы страховых взносов, подлежащие упла2 те (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы.
Стоит отметить, что в настоящее время ответственность за воспрепятствование доступу должностных лиц Пенсионного фонда и Фонда социального страхования законодательством не установлена.
Статьей 19.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Подобные положения в отношении плательщиков страховых взносов Кодексом не предусмотрены.
С учетом этого правовых оснований для применения административной ответственности к плательщикам страховых взносов за воспрепятствование доступу должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов не имеется.
Начать дискуссию